Развлечения интервью «Руководители регионов должны быть в этом заинтересованы». Сценаристка второго сезона «Территории» — о моде на кино из глубинки

«Руководители регионов должны быть в этом заинтересованы». Сценаристка второго сезона «Территории» — о моде на кино из глубинки

Популярный сериал снимали в Пермском крае

На презентации последней серии сезона в Перми

2 марта на сервисе Premier вышла заключительная серия второго сезона сериала «Территория». Продолжение сериала сохранило свою загадочную, мистическую атмосферу, но серьезно изменило свой ритм. Это явно связано с тем, что над второй частью популярного проекта, основанного на коми-пермяцких мифах и легендах, работали не те же самые авторы, что над первым сезоном. Так, сценарий нового сезона написала Ирина Накарякова. Мы поговорили с ней о причинах успеха «Территории», разнице между первым и вторым сезоном, а также о том, что ее связывает с Пермским краем.

— Что вы подумали о сериале «Территория», о том, как там устроена история, когда посмотрели его первый сезон?

— Я подумала: «Ого, теперь не только я увижу такие необыкновенные явления, как икотка». Это то, о чём я знала, что видела и слышала с детства: все эти приметы, ошеломительная природа Пермского края. И теперь об этом узнают тысячи, если повезет, то и миллионы людей.

— В чём, как вы думаете, был залог успеха первого сезона «Территории»?

— Во-первых, сам материал необыкновенный. Это не калька с чего-то, это свое, родное. При этом сделанное по законам жанра с учетом зрительского восприятия. Поэтому получился такой богатый и интересный сериал, достаточно глубокий, поданный интересно. Я думаю, поэтому он так отозвался.

— Как к вам поступило предложение поработать над вторым сезоном?

— Я уже имела дело с компанией Good Story Media, и они знали, что я родилась и полжизни прожила в Пермском крае: жила в селе Кишерть, потом училась в Пермском госуниверситете на филологическом факультете. В Good Story Media прочли один из моих полнометражных сценариев, как раз на уральскую тему, где я вспоминала свое детство, и поэтому логично было предложить работу над новым сезоном «Территории» мне. А я, естественно, с радостью отозвалась.

— Много ли источников по теме мифологии и фольклора вам пришлось обработать, когда вы готовили второй сезон?

— Невозможно писать такой сценарий, не погрузившись в специальную литературу. То есть мало было просто вспоминать рассказы родственников о ходячем покойнике и встрече с водяным. Важно было почитать статьи исследователей на тему коми-пермяцкой культуры и мифологии. Я действительно зарылась в эту тему, много времени провела в Ленинской библиотеке. И уже после того, как напиталась этими мифами, уже можно было создать концепцию второго сезона сериала так, чтобы это не было повторением уже пройденного, а чтобы сценарий расширял его горизонты.

Ирина Накарякова

— То есть это ваша идея того, что сериал так резко меняет тон и из дорожной истории превращается в медленную и почти камерную драму, действие которой разворачивается в одних и тех же местах?

— Я бы сказала, что это наша совместная идея с генеральным продюсером Good Story Media Антоном Щукиным. Как вы помните, финал первой «Территории» двояк: мы не знаем, погибли там герои или нет. И Антон предложил, что герои все-таки погибли, но пусть они окажутся не там и не здесь. После этого нужно было придумать, через что абсолютно пермское, коми-пермяцкое они будут вызволять себя из этого скверного положения. Вот для этого и нужно было погрузиться в материал.

Концепция второго сезона построена на том, что есть пограничные люди, которые могут быть мостом для героев на том свете. Это колдуны, «подменыши» и даже беременные женщины. Ведь считается, что перед родами женщина тоже как бы находится между двумя мирами. Я зацепилась за этих пограничных людей и за то, что мы в сериале называем «плохие места». Это такие пограничные локусы, где связь между мирами тоже достаточно тонка. К тому же всё происходит в символическое время: действие разворачивается на Святки, а важные магические слова герои произносят в полночь.

Естественно, изменился темпоритм произведения, он стал более медленным. Герои уже не бегут, бегут, бегут, спасаясь от опасности. Персонажи, которые попали в нижний мир, как бы скованы смертью. А через героев, что находятся наверху, в обычном мире людей, более реалистично, как мне кажется, показана обычная жизнь села. От этого темпоритм тоже замедляется, но появляется возможность заглянуть внутрь характера людей и более подробно показать душевные терзания героев и отношения между ними. И еще это измерение дает возможность сделать сериал более сновидческим и атмосферным.

Кадр из нового сезона «Территории» — здесь герои находятся в мире мертвых

— Я читал одну статью, где про второй сезон делали замечание, по-моему, очень верное, что из-за того, что теперь главные герои сериала меньше куда-то бегут, меньше встречаются с другими персонажами, чуть ли не значительнее их становятся персонажи второго плана: Вовка Хромой, глава администрации и так далее. Это не нарочно так получилось или все-таки сознательный ход?

— Дело в том, что задача первого сезона была в том, чтобы ввести зрителя в этот необычный мир, задать его законы, чтобы зритель его принял. После того как зритель их принял, мы можем развернуться. Второй сезон идет на расширение, то есть мы, с одной стороны, показываем больше всяких необычных мистических явлений, а с другой — нам хочется и простую, бытовую жизнь показать более полноценно и подробно. Понятно, что у нас не в чистом виде бытовая жизнь людей и всё сделано по законам жанра. То есть это скорее такая смещенная и заостренная реальность. Поэтому и раскрываются простые люди.

— Насколько вообще трудно весь этот объем суеверий, примет, легенд и мифов уместить в рамки жанра, но так, чтобы одно не перевешивало другое? В первой «Территории» как раз жанр все-таки доминировал над фольклором.

— Сложно ответить на этот вопрос, потому что тут всё дело в чувстве вкуса. Ты просто чувствуешь все компоненты сценария. Но если я начну подробно отвечать на этот вопрос, то буду очень долго рассказывать о драматургии и конфликте. Самое главное, что в этом конфликте участвуют все герои и они все влияют на его развитие. Если ты чувствуешь, про что твоя история и как раскрывается идея через развитие конфликта, то всё остальное автоматически укладывается в нее.

— Вы упоминали, что писали сценарий фильма о малой родине, но получается, что вторая «Территория» — это пока самая масштабная ваша работа о Пермском крае, которая увидела свет?

— Не совсем, еще есть дипломный сценарий, который снят 2008 году. Это была моя дипломная работа во ВГИКе. Он про девочку, которая живет в селе, пишет рассказы, но она вынуждена ухаживать за своей семьей, братом и сестрой, потому что мама ведет немного разгульный образ жизни. Это очень камерная, очень лирическая история, которую тоже сняли как телекино, она называется «Холмы и равнины». Когда я ее писала, вспоминала родную Кишерть.

Актеры сериала на презентации последней серии сезона в Перми

— Как-то отличается от других работ то, когда пишешь про что-то такое родное и близкое, про места, откуда происходишь?

— Мне кажется, что сценарий хорош, когда это для тебя не просто работа, а твоя жизнь. То есть когда ты начинаешь жить в этой истории больше, чем в реальности. Но когда ты пишешь еще и про то, что ты знаешь, это добавляет тем, питает тебя. И в то же время есть некоторая ответственность перед земляками, потому что они всё это знают изнутри, а для тебя важно их мнение.

— Есть ли сейчас тенденция, чтобы больше снималось кино и сериалов не про Москву и Санкт-Петербург и центр России, а про глубинку, и что вообще нужно, чтобы таких проектов, как «Территория», становилось больше?

— Мне кажется, это сейчас основная тенденция. Если просто взглянуть на то, что выходит, то, мне кажется, можно увидеть, что у нас немножко сдвинулась киноиндустрия в сторону нашей необъятной родины от центра. Что касается того, как этому делу помочь, то руководители регионов должны быть в этом заинтересованы, как-то привлекать киноиндустрию, участвовать в этом. Второй сезон «Территории» мы посвящаем трехсотлетию Перми, то есть хотим на этом сделать акцент.

— Хотели бы вы поработать над продолжением «Территории» и были ли у вас мысли, как дальше продолжать историю?

— На самом деле я уже работаю над предложением этой истории. Мне кажется, третья «Территория» будет. Мы снова не хотим повторяться, то есть часть героев будет та же, но появятся новые герои и концепция тоже будет другая. Мне кажется, пока это выглядит как нечто очень необычное и в то же время целиком и полностью про культуру и мифологию Пермского края.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем