Город Сергей Казук, топ-менеджер, руководитель выставочной дирекции ВЦ «Пермская ярмарка»: «Я хочу открыть гипермаркет картин»

Сергей Казук, топ-менеджер, руководитель выставочной дирекции ВЦ «Пермская ярмарка»: «Я хочу открыть гипермаркет картин»

Для всех Новый год – это длинная череда праздников с рождественскими распродажами, шумными застольями и вояжами на лыжные курорты. Для всех, но только не для Сергея Казука, бессменного руководителя нескольких коммерческих проектов «Пермской ярмарки»...

" src=

Для всех Новый год – это длинная череда праздников с рождественскими распродажами, шумными застольями и вояжами на лыжные курорты. Для всех, но только не для Сергея Казука, бессменного руководителя нескольких коммерческих проектов «Пермской ярмарки». В том числе и «Арт-Пермь». В предновогодние дни и в самый разгар зимних каникул в Выставочном Центре «Пермская ярмарка» не умолкают деловые звонки – 19 января открывается художественная выставка «Арт-Пермь-2007». О своей напряженной и увлекательной работе по подготовке международного арт-салона Сергей Александрович рассказал корреспонденту 59.ru.

Сергей Казук родился 18 мая 1961 года – в Международный день музеев, что считает символичным: недаром он является руководителем проекта «Арт-Пермь» на «Пермской ярмарке» уже девятый год подряд.

– Я работаю на «Пермской ярмарке» со дня основания. Раньше она называлась Деловой центр Пермского коммерческого банка. В таком виде она стала работать с 19 августа 1991 года. Кстати, в этом году мы отпраздновали 15-летие «Пермской ярмарки». По документам она начала работать 19 августа, а, как вы помните, 19 августа 1991 года – забавный день (В этот день произошел государственный переворот. – Авт.) Его я провел в аэропорту в Минске, возвращаясь из отпуска, и когда вся эта каша заварилась, я смотрел телевизор и думал: ну вот все, только что устроился на приличную работу и, наверное, уже ничего не получится. Но, слава Богу, все обошлось, поэтому работаю на этом предприятии 15 лет, точно столько же, сколько ему исполнилось в этом году.

– Сначала вы занимались рекламой «Пермской ярмарки», а затем уже перешли в выставочный отдел?

– Меня назначили руководителем выставочной дирекции, сейчас в этой должности я и нахожусь. Когда мы начинали, в выставочном отделе работали 4-5 человек, и ими можно было вполне адекватно руководить. И выставок в году было – начиная с одной-двух, потом три, четыре, шесть… Сейчас же их больше 25-ти, да еще различного рода внеплановые мероприятия, которые проводятся на «Пермской ярмарке». Поэтому мы сейчас работаем по проектной системе. У нас четыре руководителя проектов, и каждый из руководителей ответственен за свой блок выставок. У меня – это выставки «Строительство и ремонт», «Отделка, интерьер, дизайн» и выставка «Загородный дом, ландшафтный дизайн». Это одно тематическое направление. Ну, и затем – выставка «Арт-Пермь», которую мы традиционно уже в девятый раз будем в следующем году в январе проводить».

– А как возникла идея проведения арт-салона на «Пермской ярмарке»?

– Дело в том, что январь – очень специфический период для всего мирового выставочного движения, – говорит Сергей Александрович. – В январе практически никто не проводит никаких проектов, выставок, форумов. Все в это время замирает, и общаться со своими клиентами перед Рождеством и Новым годом очень сложно. А если мероприятие открывается 15 января, все должно быть готовы даже не в декабре, а в ноябре. У нас в январе девять лет назад ничего не происходило, и этот месяц был свободный. И занять его в сущности было нечем. Мы долгое время отдыхали после Нового года, по две, по три недели. Поэтому родилась мысль – изначально, лично у меня, – что можно сделать в январе интересное для наших посетителей? Чтобы это работало на имидж «Пермской ярмарки» и, если повезет, позволило заработать какие-то деньги в этом «мертвом» месяце».

– Кто же вам подсказал идею «Арт-Перми»?

– Я увидел подобную выставку в выставочном центре в Краснодаре, где был в командировке. Это было некое ассорти из картин художников Кубани. Все стены были завешаны – от потолка до пола, утрировано говоря, ни одного свободного сантиметра. При этом было много народа, что мне особенно запомнилось. И возникла идея, почему бы не провести такое мероприятие в Перми, тем более, что наши возможности по площадям были в десятки раз больше, чем в Краснодаре. Мы изначально не ставили перед собой задачу заработать на этом деньги, то есть, брать с художников плату за участие в выставке. Поэтому мы и в рекламу ничего вложить не могли. И огромное количество газет, телеканалов, радиостанций пошли нам навстречу. Хотя, в 1991 году все жили сплошной политикой, и люди не сильно баловали своим вниманием выставочные залы и музеи.

К участию к выставке привлекли все творческие союзы – художников, дизайнеров, фотографов, Пермскую государственную художественную галерею, Центральный выставочный зал. Те, кто согласились участвовать, получили довольно большие площади. В первые три года проведения выставки «Арт-Пермь» каждый мог получить столько метров, сколько он мог освоить. В начале девяностых это было нормой: сколько суверенитета съедите, столько и заказывайте. Приблизительно также у нас «Арт-Пермь» строилась: «Сколько вам метров надо? Четыреста? Возьмите!»

Салон сразу же стал успешным. Картины хорошо продавались уже с первого года, хотя сколько живописи «утекло» с «Пермской ярмарки» в коллекции любителей искусства, никто не учитывал. Видим счастливые лица художников, ну, значит, все получилось. К концу выставок вместо картин – веревочки. И сейчас это не просто художественный салон, а выставка-продажа.

– Что можно сказать о салоне, который состоится в январе будущего года? Это уже совсем близко…

– Галерей и выставочных залов в Перми раз-два и обчелся, и «Пермская ярмарка» дает многим художникам единственный шанс выставить и продать свои работы. Однако, сейчас желающих выставиться на «Арт-Перми» стало слишком много. Всего на участие в «Арт-Перми-2007» подано около 250 заявок от художников и творческих союзов, что в общей сложности составляет минимум тысячу человек.

Дефицит площадей появился уже спустя три года. Мы сначала пытались разрешить это, сокращая метры, выделяемые каждому участнику. Потом появился второй павильон, и казалось, что все решится, ведь теперь у нас в два раза больше площади. Но как показала практика, всего лишь на один год мы смогли вздохнуть свободно. И сейчас к нам приходит заявок на участие в «Арт-Перми», наверное, на четыре павильона, а не на два.

Сейчас творения художников проходят строгий отбор, чтобы было «больше расстояния между работами, больше воздуха». Мы не советуемся с искусствоведами, потому что это – мероприятие «Пермской ярмарки». И мы определяем, как это должно выглядеть. Будь это куратор или искусствовед со стороны, это была бы его точка зрения, его концепт. Согласны мы были бы с ним? А вдруг – нет? Тогда непонятно, что делать. Поэтому пока мы самостоятельно отбираем участников, делаем это, как умеем. Мы каждый год придумываем что-то интересное, и те очереди, которые стоят даже на улице, даже в сорокаградусный мороз, как это было в январе этого года, говорит о том, что мы в какой-то степени правы.

В том, что художественный контент «Арт-Перми» повторяется из года в год, не вина организаторов выставки. Если нет тенденции к какому то развитию, значит, так оно и есть. Если кто-то успешно двигается в каком-то направлении, то понятно, что он постарается поскорее уехать в Москву или Петербург. Это срез художественной жизни Перми.

– Общую картину выставки оживляют арт-гастролеры – художники Урала, Сибири, из Москвы и Петербурга, из-за рубежа. В последние годы салон обрел международный статус?

– В прошлом году участвовали Голландия, Германия, Китай и Франция. Хотя, чтобы сделать из «Арт-Перми» не региональное или межрегиональное мероприятие, а всероссийское или международное, надо приглашать известного куратора, у которого связи в столицах, за рубежом. Но, как правило, куратора приглашают, чтобы он не зарабатывал средства, а осваивал. Поэтому, чтобы поднять международный престиж выставки, нужны большие спонсорские деньги. И первоначально, известнейшие и крупнейшие галереи должны приезжать сюда, не платя деньги, – им за это надо доплачивать.

На этот раз в рамках «Арт-Перми-2007» запланирована презентация большой коллекции работ Эрнста Неизвестного. Насколько я знаю, она уже выставлялась в Челябинске. Мы начали уже работу по привозу этой коллекции в Пермь, выделили центральное место для этих произведений и, со своей стороны, готовы сделать все, чтобы пермяки познакомились с творчеством Неизвестного.

Центральный выставочный зал планирует привезти работы художников из Москвы и Петербурга, свой стенд откроет галерея «Дион», будет представлена традиционная живопись Японии. А для «раскрутки» пермских художников будет издан каталог «Искусство Урала». Этот каталог будет разослан по крупнейшим художественным изданиям и по всем известным галереям. Часть тиража реализуют на «Пермской ярмарке».

До этого выходили презентационные альбомы, больше рассказывающие о Пермской области и Перми, нежели о самих художниках. Мы будем выпускать не просто каталог, а каталог-справочник. Будет представлено около 70 наших ведущих художников. Там будут их телефоны, адреса, названия работ, техника их исполнения и цена. В слове «цена», в сущности, все и скрыто. Вот приехал кто-то в Пермь, разговаривает с художником, хочет купить картину, ему объявляют цену. Тут человек начинает ломаться и говорить, да перестаньте, в Перми не может быть таких цен! Я вас в первый раз вижу, в первый раз слышу вашу фамилию, мне понравилась ваша картина, но цены здесь должны быть не московские! Вы, наверное, знаете, что у меня кошелек толстый лежит в кармане, поэтому вы и сказали мне такую цену. Но тут художник достает этот справочник, открывает – видите, вот моя фамилия, вот мои цены. Давайте от этих базовых цен дальше разговаривать, я вас совершенно в этом плане не обманываю!

– Среди покупателей картин на «Арт-Перми» встречаются очень высокопоставленные коллекционеры?

– Господин Шубин на каждой выставке присутствует, и знаю много людей, у которых он непосредственно покупал работы. Не открою большой тайны, если скажу, что господин Чиркунов приходил в этом году в январе на выставку. Это был неофициальный визит, и он тоже приобрел работу. У меня также есть большая коллекция картин – за девять лет много было подарено работ благодарными художниками, что-то приходилось покупать. Но выставку своей коллекции я не планирую – негде выставлять! Надо же какую то площадь отбирать у тех же художников.

– Есть у арт-салона и критики. Что вы можете им ответить?

– Многие нас ругают за форму нашего мероприятия, за то, что мы делаем выставку-продажу. Надо бы пускать только галереи, только объединения, никакой любительщины, лубка, примитива. Давайте делать холеную хорошую выставку! Мы же прекрасно понимаем, что делаем, нам это объяснять как раз и не надо! Но все-таки мы пока предполагаем именно выставку-продажу, которая подразумевает некую салонность работ. Ведь даже многие художники, которые у себя в мастерской много работают в плане креатива, несут на ярмарку те работы, которые лучше продаются! И мы это прекрасно сознаем. В этом году вместе с галерей «Союз-Арт» мы собираемся провести акцию потребительского арта. Это будет мини-гипермаркет, в котором продают картины. На полках, на которые обычно ставят телевизоры, чайники и утюги, будут картины. Они будут запакованы в пленку, на них будет наклеен штрих-код, а у входа будут стоять тележки, корзинки, будет работать касса. Картины, кстати, будут стоять не лицом к покупателю, а торцом, – как их обычно складируют. На выходе же будут лежать батарейки и жевательная резинка – как сопутствующий товар. Смысл этой художественной акции в иронии, в том числе, по отношению к самому себе.

Пусть будет закат, лебеди на реке и вдалеке церквушка. Зато продастся! Вот с этой долей иронии к себе и к своему мероприятию и, может быть, к тем, кто в такой форме принимает в нем участие, мы такую акцию проведем, чтобы доказать всем, – мы прекрасно понимаем, что происходит! Придет время, созреет арт-рынок, будет у нас двадцать галерей, будет приезжать из Москвы Церетели и иже с ним, – будем проводить другое мероприятие. Пока нет предпосылок, ничего другого не получится. Хоть тут ругайте – не ругайте, критикуйте – не критикуйте, возьмите, сами сделайте. Мы посмотрим. Если это в размерах выставочного зала, согласен, получится. А в размерах двух павильонов, – пожму руку, если будет что-то. И самое главное, если еще народ придет!

– Как вы планирует встречать Новый год?

– Мне нельзя на Новый год ехать куда-то за границу! В январе открывается салон, как же можно бросить!

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем