Город Роман Черепанов, иеромонах, насельник Свято-Троицкого мужского монастыря: «Самосознание у нас задурманено водкой, телевизором, компьютером и суетой, которую мы создаем сами»

Роман Черепанов, иеромонах, насельник Свято-Троицкого мужского монастыря: «Самосознание у нас задурманено водкой, телевизором, компьютером и суетой, которую мы создаем сами»

Страшный пожар, случившийся в Перми в ночь на 5 декабря, продолжает уносить жизни людей. Многие умирают в больницах, и число жертв уже достигло 150 человек. Это отнюдь не рядовое событие, а ужасающая трагедия, аналогов которой нет во всей новейшей истории России. Пермь за последнее время приобрела устойчивый статус «столицы катастроф»: здесь падают самолеты, из банков крадутся миллиарды, по улицам несутся неуправляемые автобусы, горят ночные клубы и кукольные театры. Вряд ли в нашем городе остались те, кто не задумался над извечными вопросами: что делать и кто виноват? На эти же вопросы в беседе с корреспондентом 59.ru попытался ответить насельник Свято-Троицкого мужского монастыря, иеромонах Роман Черепанов.

– Церковь молится о жертвах той страшной трагедии. Но многие спрашивают: разве можно молиться якобы за погибших во грехе? Ведь «Хромая лошадь» считалась одним из самых злачных заведений города. Что бы вы могли сказать по этому поводу?

– Нельзя категорично говорить, что все 150 человек погибли во грехе. Мы не знаем суда Божия, кто там погиб во грехе, а кто нет. То, что это злачное место, я не спорю. Но тем не менее я знаю людей, которых Господь избавил от смерти: и тех, кто там был и выжил, и тех, кто совершенно случайно ушел за 15 минут до пожара. Там были люди, которые отделались легким испугом. Мне рассказывали, как одна девушка поняла, что ей не выйти, и просто легла на пол и дышала, а все газы ядовитые были наверху. Так она и спаслась. Некоторые работники клуба вышли из пожара вообще без царапинки.

Мы должны всегда помнить, что жизнь и смерть в руках Божиих. Какая смерть дана человеку и когда, это один Господь знает. Говорить о том, что человек умер во грехе, мы не можем. Дело церкви – молиться за тех, кто верил во Христа. Мы молимся о прощении их грехов. Мы не молимся лишь тогда, если человек был безбожником, еретиком, потому что он при жизни сам Христа отверг.

Да, люди делают такие поступки, которые можно считать протестом против Бога. Действительно, если на том вечере планировались какие-то эротические шоу или еще что-то подобное – конечно, это безбожие, можно даже сказать, сатанизм. Потому что собраться в праздник Божией Матери и устроить такие дела – это сознательно пойти против Бога. Мне кажется, что если человек считает себя православным христианином, то он не может позволить себе всякие эротические шоу, потому что это прямо противоречит заповедям евангельским.

Но мы молимся за всех: есть дети, которые остались без обоих родителей, есть вдовы, есть родители, потерявшие своих детей. Почему мы должны отказывать людям в праве кого-то отпевать? Если мы так вопрос поставим, то надо еще разобраться, кого сегодня мы вообще имеем право отпевать! Потому что, если человек ни разу в жизни не был на исповеди, то его, получается, и отпевать не надо – он никогда не жил как христианин. Тогда давайте введем такое правило: когда привозят покойника в храм, будем спрашивать, кто знает этого человека, кто может подтвердить, что он ходил в храм? Сколько тогда будем отпевать процентов из умирающих? Один, два, три? А остальные тогда у нас будут неотпетые, и сорокоуст мы тогда не будем принимать…

А в чем тогда задача церкви, как не в том, чтобы отмаливать грехи народа? И заставлять людей задумываться о том, что они сами тоже должны молиться о своих грехах и о грехах своих усопших. Церковь идет всегда впереди, церковь молится первая. Она всех вдохновляет на молитву, воодушевляет. Мы постоянно говорим на отпевании: молитесь за своих усопших. Если вы все заказали, это не значит, что вы должны пьянствовать – вы тоже должны молиться. Мы стараемся, чтобы как можно большее количество людей молилось за новопреставленного человека. Поэтому задача церкви – молиться за весь мир. Даже за безбожников мы молимся, чтобы Господь их вразумил. Но, естественно, на литургии ярых безбожников поминать мы не можем. Но это лишь в том случае, когда известно точно, что человек был богохульником, экстрасенсом, колдуном. И везде в храмах есть правила для записок: не записывать самоубийц, не записывать некрещеных. То есть тех, кто при жизни своими делами показал, что он не во Христе.

Говорят, Владимир Жириновский предложил, чтобы клубы до двенадцати работали потому, что все грехи начинаются после двенадцати. Очень трезвая мысль! Можно ведь собраться, культурно посидеть и вечером пойти домой. Если человек учится, работает, если он активный член общества, приносящий пользу, – он после полуночи торопится домой, спать. Есть ведь еще дети, семья, есть много забот. И только те, кто прожигает свою жизнь, могут всю ночь провести в пьяном угаре, в каких-то непонятных делах, может, даже явно греховных, а потом весь день спать. Такой человек живет только ради себя. Уж кто из погибших каким был, – только Бог знает.

– Вокруг этого пожара сейчас образовалось много разных слухов и фактов. Например, выяснилось, что площадь помещения клуба составляла 666 квадратных метров; что номер автомобиля, на котором пытался скрыться владелец клуба Анатолий Зак, – 666. Говорят, при просмотре одной из видеозаписей пожара явственно виден в пламени дьявол… Как вы можете прокомментировать эти «совпадения»?

– Я считаю, что должно быть здравомыслие. Такие явления, конечно же, существуют, мы их не отрицаем. Но нельзя все подряд мистифицировать. Что касается видеозаписи: если кто-то увидел то, что могут увидеть другие, – может, действительно Господь по нашему неверию нам что-то показал. Бывают такие чудеса, которые при помощи техники фиксируются.

А номер автомобиля 666 – это проявление светского, беспечного отношения – игры, заигрывания с дьяволом. Люди, выбирающие такую символику, считают, что этим они показывают свое широкомыслие, либеральничают, демонстрируют, что им «ничто не указ», даже церковь. Часто они и доигрываются. Когда человек говорит «Я надеваю крест, и у меня срывается сделка», значит, он считает, что лучше не носить крест и сотрудничать с дьяволом, так что ли? Если человек сознательно избирает эту символику, он прекрасно понимает, что она несет и откуда она. Он может не придавать этому мистического, серьезного значения. Но раз он ее избирает, значит, какое-то значение все-таки этому придает. В этом проявляется его вера. А раз человек проявляет веру, он по этой вере и получает. То есть, раз он себя сознательно сам отдает себя дьяволу, бесам – они начинают его использовать.

Если человек добровольно отдает себя в их власть – разве они будут его сразу губить? Нет! Они сначала через него других людей вовлекут, дадут ему возможность делать еще большее зло. А потом уже устроят расплату. И тогда начинаются самоубийства, передозировки, алкоголизм или, что не редкость, – когда ярых безбожников в старости Господь поражает безумием, и они вообще лишаются разума, становятся растениями. Это факты, которые подтверждают слова Писания: «Смерть грешников люта». Бесы думают о погибели многих людей. Одного человека, который сам пришел к ним во власть, они сделают своим орудием, чтобы через него погубить многие души. Обычно люди считают, что их наоборот что-то хранит от бед: «У меня номер такой, а со мной ничего не случается». Они, как маленькие дети, думают, что за грех их молния должна сразу же поразить. А на самом деле человек бессознательно под властью бесов уже творит дела свои.

Не думаю, что когда строители возводили дом на Куйбышева, 9, они намеренно хотели 666 метров построить. Наверняка там был какой-то стандарт, типовая застройка. А те, кто потом это здание перестраивал, может, и хотели добиться каких-то таких совпадений. Если кто-то это делал сознательно, значит, человек сознательно дьяволу поклоняется, и тогда Бог ему судья. Человек, который этим символам придает мистическое значение, служит дьяволу, проповедует, получается, его идеи. Насколько я заметил, даже на вывеске клуба изображен бесенок, который везет колесницу. Вот так и бывает, люди говорят: «Подумаешь, на святки чертиков повызываем» – а то, что потом с кем-то эти чертики остаются, и люди от них избавиться не могут – об этом они не задумываются. Получается, что человек, заигрывая сам, нарывается на неприятности. Если ты светский человек, то хотя бы не шути с тем, с чем не надо, что известно с древнейшей истории человечества. Ты можешь не верить сам, ты можешь быть человеком, который считает себя выше всех религий и так далее, но по крайней мере надо понимать, что следует разбираться со святыми вещами, а не копаться в грязи.

Люди стараются как-то идти к свету. Многие говорят, что понимают, что живут неправильно, но не знают, с чего начать и как. Человек ищет ответы на свои вопросы. Он может ругаться, материться, чертыхаться – не отдавая себе в этом отчет, но он сознательно не пойдет на связь с дьяволом – он понимает, что тут-то уж точно истину искать не надо. Он может идти в другую религию, в другое вероучение, но он ищет Бога, а не дьявола. И если человек ищет Бога, то в конечном счете он все равно его найдет и придет ко Христу. А вот если искать комфорта, земного благоденствия, уверенности в своей «святости», то Бог не нужен, ведь такой человек ищет для себя только наслаждения.

– Правда ли, что клуб «Хромая лошадь» находился на месте бывшего подворья Белогорского монастыря, близ Пермской духовной семинарии и чуть ли не на месте часовни? И можно ли считать трагедию закономерной карой за осквернение святого места?

– Мне встречалась в литературе такая информация, что на улице Попова, на эспланаде, находился Храм Трех Святителей с подворьем. В доме на улице Куйбышева, 7, жили семинаристы, это было церковное здание. Там был духовный квартал. Сложно сказать, что было именно на месте клуба – здание новое.

Кара приходит к тому, кто уже дождался, «допрыгался». Я думаю, что среди тех, кто еще в больницах лежит и тех, кто уже умер, не все, наверное, наследуют кару. В общем-то, сразу вспоминаются евангельские слова Господа по поводу падения Силоамской башни, которая погребла под собою 18 человек. Тогда Христос сказал: «Думаете ли, что те 18 человек… виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». То есть такие события происходят для вразумления многих людей.

– Как нужно относиться к этому событию? Как к уроку, как к знаку свыше?

Я думаю, надо вспомнить все события, которые произошли с нами за последнее время, и спросить: делаются ли у нас вообще какие-то выводы? Если человек видит, что падает самолет, что автобус несется по улице, что горит клуб, унося полторы сотни душ, он должен понять в первую очередь то, что он всегда ходит под Богом. И неважно, сколько ему лет – 17 или 35, это совершенно не значит, что он проживет еще долго и счастливо. Господь может призвать его к ответу в любой момент. Человек должен каждый день помнить это и спрашивать себя: «А чем я сейчас занимаюсь, на что я трачу время своей жизни?»

Я отпевал в храме супружескую пару, погибшую в этом пожаре. Я понимал, что после отпевания обязательно нужно будет что-то сказать. И я молился, чтобы мне Господь хотя бы дал начало. И Он дал мне начало, я сказал: «Вы знаете, наша жизнь не пир. Мы только готовимся к брачному пиру. Мы готовим одежды, о которых в притче нам Господь изъясняет. Кто не в брачной одежде пришел на пир, тот был изгнан вовне, где «плач и скрежет зубов». Человек должен относиться к жизни не как к пиру, а как к труду и времени для подвига, исправления, преодоления препятствий. Какие-то утешения нам, конечно, позволены, но они не являются смыслом жизни».

Есть такое мнение, что Бог посылает смерть или когда человек готов к Царствию небесному, или когда человек лучше уже не станет, он закоренел во грехе и не хочет исправляться. И пусть лучше он пострадает какой-то страшной смертью, чтоб меньше отвечать потом перед Богом. Случайностей никогда не бывает. Все, что дано в жизни человеку, дается для того, чтобы извлечь для себя какой-то духовный урок. Те, кто пережил, например, клиническую смерть, очень меняются, как правило. Это событие является для них толчком, чтобы задуматься о вопросах: «как я живу?» «готов ли я к смерти?». Столкнувшись лицом к лицу со смертью, они поняли, что живут неправильно. Так, солдаты, побывавшие в горячей точке – на грани жизни и смерти, – тоже начинают смотреть по-другому на жизнь.

Конечно, очень трудно человеку радоваться жизни и в то же время помнить о смерти и готовиться к ней. Но когда человек понимает, что смерть – это не окончание наслаждений, а переход в вечность, тогда ему легко, смерть не страшна: страшно на суд Божий предстать не готовым.

Напомню фразу, знакомую всем по недавним экранизациям Булгакова: плохо не то, что человек смертен, а то, что он внезапно смертен. Человек должен понимать, что может жить, как хочет, и делать что хочет, но за все надо будет перед Богом отвечать. У Екклесиаста прямо так и написано «Веселись, юноша, покуда ты молод, и спеши вкусить от всех наслаждений. Делай все, что желает твоя душа и чего просят глаза твои, только знай, что за все с тебя взыщет Бог». Должна быть мера во всем – в увеселениях, в наслаждениях, в утешениях, которые мы себе позволяем.

– Как жить молодежи в современном мире? Ходить ли в клубы?

– Жить надо как все нормальные люди живут. Приведу пример из жизни: у нас проходит школа Православия. Приходят молодые люди, которые в этих ночных клубах бывали. И мне радостно слышать, когда они сами говорят остальным: «Ребята, не ходите в клубы! Страшное дело, что там творится – нельзя так делать». Молодые прекрасно все понимают, когда задумаются. Что они пережили, я не знаю, но они стал ходить в храм и к этим мыслям пришли. Страшнее всего – не думать. Кто только об этом уже не говорил! Даже Задорнов про людей с «пустыми файлами» в голове сказал.

Современная молодежь ничем не отличается от тех, кто жил две тысячи лет назад. То, что мы дружим с Интернетом, ездим на автомобилях и слушаем электронную музыку, не отличает нас по тем страстям, которые в нас живут. Те же самые гордость, тщеславие, блуд, чревоугодие. Те же самые добродетели – милосердие, сострадание, любовь, терпение, смирение. Человек сам решает, хочет ли он стать зомби, который шесть часов прыгает на танцах (хотя это и танцами-то не назовешь).

– Дата пожара в клубе «Хромая лошадь» совпала с днем памяти Михаила Тверского, небесного покровителя великого князя Михаила Романова, расстрелянного в Перми 12 июня – в день, когда пермяки устраивают всеобщий праздник – День города, гуляют и веселятся. Случайно ли это совпадение, на ваш взгляд?

– Это уже, конечно, не совпадение. Этот факт уже заставляет серьезно задуматься. И не надо быть мистификатором, чтобы понять, что Господь дает человеку знаки и указания.

Есть грехи человека, за которые он отвечает сам. Но мы можем найти в Писании и то, что отчасти человек отвечает за грехи своих предков: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

При всей индивидуальной ответственности за грех есть еще общие грехи – общества, города, страны. Если мы в нашем городе себе позволяем так жить, мы все отчасти в чем-то виноваты. Виноваты мы в том, что, имея возможность говорить об этом, не говорим; имея причастность к этим вещам и возможность управлять ими, не управляем, а находим себе еще и какие-то выгоды в этом.

Священники виноваты в том, что на проповедях не говорят о наших общих болезнях, о том, как христианину не подобает жить. Может, надо смелее быть и говорить прямо, что православному человеку не благословляется вообще ходить в ночные клубы. А лучше сидеть в нормальных кафе или ресторанах и уходить вовремя.

Власти виноваты, что вообще допускают существование таких заведений. Они говорят: давайте укреплять семью, заботиться о молодежи – так для этого в первую очередь надо эти места закрыть или ограничить их время работы. Молодежь в 17, 18 лет уже доводит себя до алкоголизма – разве это нормально? А бабушки, которые сидят и смотрят сериалы, вместо того чтобы молиться за своих детей и учить их вере – значит, они тоже грешат. Родители, которые думают только о работе и сами не идут в храм, не показывают своим примером детям, что надо идти к Богу.

Если мы выходим из храма и перестаем быть христианами, если боимся на работе пресечь осуждение коллег или корпоративную пьянку в пост, если боимся в транспорте одернуть матерящихся подростков – мы молчим, как будто Господь не видит нашего молчания. Иногда, может, надо бы и сказать? Если это станет нормой жизни, тогда будет видно, что не все – безбожники, больше окажется людей верующих.

Все понимают, что происходящее вокруг часто ненормально. Но раз все молчат, то это остается безнаказанным. Отчасти это происходит из-за нашего страха, а отчасти оттого, что мы говорим «я смиряюсь, Господь сам все устроит». В каких-то случаях мы, конечно, должны смиряться, но нельзя быть совсем аморфными и совершенно невнимательными к окружающей жизни. Когда касается меня, то я смиряюсь. А когда касается еще кого-то – за правду Божию, за Христа, во славу Божию когда-то надо и встать, а может даже пострадать. Этим мы тоже доказываем свою веру.

Про совпадения, связанные с этим пожаром, могу сказать следующее: раз Господь нас еще посещает, значит, мы не совсем пропащие. К скорбям так и надо относиться: если Бог вразумляет, значит, у нас еще есть шанс вразумиться. А вот вразумимся ли?..

– Что нужно изменить в Перми, чтобы прекратить этот град бед и несчастий?

– Надо каждому изменить в себе свое отношение к жизни. Стать по-настоящему христианином, не говорить, что «Бог у меня в душе», «я на Пасху приду свечку поставлю». Надо подумать, чем я свою любовь ко Христу доказываю. Знаю ли я, что Христос говорит мне в Евангелии, или я его не открывал? Обращаюсь ли я к Господу в молитве каждый день, беседую ли я с Ним? Прошу ли благословения на наступающий день? И вечером благодарю ли Его за то, что получилось сделать? Прошу ли прощения за то, что не получилось?

Это, кажется, мелочи, но тем не менее из них складывается наша жизнь. Дела веры существуют не для того, чтобы заработать себе Царствие Небесное, а для того, чтобы проявить свою любовь к Богу. Если человек любит, то он старается не оскорблять того, кого любит. И если человек любит Бога, он понимает, что Христос сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

Надо заповеди соблюдать. Если сказано «не кради» – значит, не надо рассуждать о том, что начальники воруют. Надо смотреть за собой: я на своем рабочем месте воровать не должен. Если сказано «не прелюбодействуй», значит, не может быть такого понятия, как гражданский брак. Надо хотя бы расписаться, если люди действительно хотят семью. Просто не прелюбодействуй – и все, не надо лукавить. Это грех, когда живут как в «Доме-2». Это ненормально. Если написано «почитай отца и мать», человек должен понимать, что о родителях надо заботиться и им помогать. Если написано «шесть дней работай, а седьмой день – Господу твоему» – значит, надо когда-то все бросать и идти свою душу в порядок приводить, в храме быть. Когда-то нужно и на покаяние сходить.

Такие события, как все обрушившиеся на нас трагедии, должны пробудить народное сознание – самосознание, которое у нас задурманено водкой, телевизором, компьютером и суетой, которую мы создаем сами. Нужно остановиться и увидеть, что неправильно в нашей собственной жизни. И просто делать то необходимое, что подсказывает совесть, о чем говорит Евангелие, чтобы жить по-человечески: молиться, трудиться и заботиться о своей семье.

Нина ЛЕЙСЛЕ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем