Статистика дорожно-транспортных нарушений на дорогах Перми не оставляет повода для оптимизма. Как бороться с аварийностью, дорожными пробками и неадекватными водителями, 59.ru рассказал Дмитрий Артеменко, начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по Перми.
– Дмитрий Викторович, количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в Перми ошеломляет. Как с этим бороться?
– Статистика шокирует! С начала года в Перми пострадало 209 детей, три ребенка погибло. Но по сравнению с прошлым годом наметилась тенденция к снижению таких происшествий. Мы проводим профилактику ДТП с участием несовершеннолетних. Работа началась еще в июле. В состав комиссий по приемке школ к новому учебному году входили сотрудники ГИБДД. В ходе приемке мы осуществляли обследование не только школы, но и улично-дорожной сети вблизи школы на наличие знаков, пешеходных переходов, линий разметки. В каждом образовательном учреждении должен быть создан безопасный маршрут для детей.
– Что вы имеете в виду?
– Педагоги должны разработать безопасный маршрут движения ребенка – сделать банальную схему на листе А4 формата. На ней должна быть нанесена сама школа, пешеходные переходы со светофорами, а также социальные объекты – поликлиника, ДК, спортшкола и т.д. Ребенок должен запомнить безопасный маршрут. Кроме того, в игровой форме с учащимися проходят занятия по правилам дорожного движения.
– Кто виноват в ДТП с участием несовершеннолетних?
– В подавляющем большинстве ДТП вызваны несоблюдением правил дорожного движения взрослыми. При этом дети в автомобилях находятся в качестве пассажиров. Кроме того, водители совершают наезд на несовершеннолетних. И лишь половина таких случаев была вызвана по вине ребенка.
– Серьезная проблема – пробки на дорогах. Как с ними борется ГИБДД?
– Смотрите, за последние два года автопарк Перми увеличился на 60 тысяч автомобилей. Сейчас в городе 360 тыс. машин. То есть практически половина жителей Перми ездит на личном автотранспорте. Существующая уличная сеть рассчитана на 2,5-3 тысячи автомобилей в сутки. А сегодня через нее проходит 10 тысяч машин в сутки. На пробки влияет ширина проезжей части, ее состояние и развязки. В центре Перми нет ни одной двухуровневой развязки. На перекрестках скапливается транспорт, который не успевает разъезжаться. А неправильно припаркованный транспорт – главная проблема дорожных пробок Перми.
– С этим вы научились бороться – автоэвакуаторы не успевают увозить машины...
– Да, некоторые автолюбители уже успели с ними столкнуться. В начале июля вместе с департаментом дорог и транспорта мы создали две мобильные группы по эвакуации неправильно припаркованного транспорта, который влияет на пропускную способность. С помощью камер наружного видеонаблюдения мобильная группа выявляла проблемы, передавала информацию в дежурную часть, и мы эвакуировали машины. Эксперимент признан успешным. Администрация города планирует к концу года запустить несколько мобильных экипажей.
– А что еще поможет ликвидировать пробки?
– Администрация намерена создавать платные стоянки и стоянки с ограниченным временем. Ведь почему возникают пробки? Потому что порядка 80% автолюбителей приезжают на машинах на работу и оставляют их в парковочных карманах на целый день. Другим автомобилистам просто не находится место для парковки. Поэтому администрация несколько лет назад ввела выделенные полосы для общественного транспорта. А на улице Ленина трамвайные линии отделены от проезжей части специальными бордюрами. То есть скорость общественного транспорта в разы увеличилась. Цель таких мер – сделать так, чтобы люди активнее пользовались общественным транспортом.
– На перекрестке Островского и Белинского разрешен проезд направо на запрещающий сигнал светофора в том случае, если нет помех слева. Это повлияло на пропускную способность перекрестка? Будет ли этот эксперимент перенесен и на другие участки?
– Пока рано говорить о его результатах. Но на сегодняшний день ДТП на этом участке не было. С другой стороны, там и интенсивность движения небольшая. Такие меры нужно вводить осторожно, беря в расчет пропускную способность дороги и интенсивность движения. Кроме того, нужно проводить серьезную реконструкцию перекрестка – создавать разгоночные полосы, чтобы водитель смог сделать безопасный маневр. А это большие затраты.
– Еще один эксперимент – перекресток Куйбышева и Советской. Зачем там было создано круговое движение?
– Чтобы снизить скорость машин и сделать перекресток безопасным для пешеходов. Там была проблема – водители не предоставляли пешеходам возможности перейти дорогу. Но мы столкнулись с проблемой. Сделав разметку и поставив знаки, многие водители их не замечали и не понимали, как двигаться по кругу. Многие двигались по старым правилам. Мы сделали искусственные неровности, и тоже эффекта не было. На перекрестке произошло несколько ДТП. В конечно итоге мы создали искусственные заграждения – специальные блоки. Они привлекают внимание водителей. Скорость транспорта снижается, а пропускная способность перекрестка увеличивается.
– Год-два назад наметилась либерализация кодекса об административных правонарушениях – водителям разрешили превышать скорость на 20 км/час...
– Нет, это не так. Законодатель лишь не установил ответственности за превышение скорости в городе на 20 км/час. Предельно допустимая скорость движения в городе – 60 км/час. А сейчас давайте посмотрим статистику. В Перми с начала года зарегистрировано около 30 тысяч ДТП, это на 4% меньше чем за аналогичный период прошлого года. Но если посмотреть причины, окажется, что на 800 ДТП стало больше из-за нарушении скоростного режима. Так что цифры говорят сами за себя.
– Есть такая категория водителей, которую в народе называют «беспредельщики». Пока что у вас плохо выходит с ними бороться...
– Боремся, в том числе, с вашей помощью. Вот недавно в СМИ был опубликована статья о неадекватном водителе, который ездил на тонированной машине и показывал непристойные жесты. Мы отреагировали на данную публикацию и задержали водителя. Привлекли его за технически неисправный автомобиль и неправильно зарегистрированное транспортное средство. К нам много поступают жалоб как от участников дорожного движения, так и от пешеходов, которые обращают внимание на неправильно припаркованные машины. И мы на эти обращения оперативно реагируем. Но нужно учитывать, что сотрудников ГИБДД в городе стало не так много, в большом потоке машин не легко выявить нарушителя.
– Но ведь есть камеры наружного видеонаблюдения...
– У нас есть ситуационный центр, в котором сотрудники отслеживают ситуацию на городских дорогах. И если они видят неадекватного водителя, то в оперативном режиме передают информацию экипажам ДПС.
– Возможно, проблема появления таких водителей в отсутствии понятия «опасное или агрессивное вождение»?
– Согласен, пока что такой статьи в Кодексе об административном правонарушении у нас нет. Но прежде, чем ее вводить, нужно разработать четкие критерии, объясняющие, что такое опасное или агрессивное вождение. Думаю, в будущем законодатель разработает такие критерии.
– На днях активисты движения «СТОП-Хам» вышли в рейды на улицы Перми. Как вы к этой инициативе относитесь?
– Положительно! Это показывает, что общество меняется. У нас есть неравнодушные люди, которые обращают внимание людей к проблемам – неправильно припаркованным машинам на тротуарах. Понимаете, мы не можем проинспектировать каждый перекресток и не можем прикрепить сотрудника к каждой машине, чтобы следить, кто и как припарковался. Поэтому нужны инициативные группы и общественные организации, чтобы совместными усилиями с ГИБДД исправить ситуацию на пермских дорогах.