Город Пермская «царь-пушка» – та еще старушка

Пермская «царь-пушка» – та еще старушка

Пермская «царь-пушка» – один из символов города. В отличие от московской бомбарды, которая ни разу не стреляла, наше 20-дюймовое орудие прошло все испытания и почти отправилось служить на дальние рубежи России. Но помешал... технический прогресс. Пока инженеры работали, орудие-монстр устарело. И все же пушка вышла на славу. Ядра массой в полтонны могла зашвырнуть за горизонт. А металл, из которого она отлита, такого качества, что почти за полторы сотни лет под открытым небом на орудии нет ни пятнышка ржавчины.

Предыстория чугунного монстра

Пермскую «царь-пушку» отлили на чугунно-пушечном заводе в Мотовилихе в 1869 году. Как сообщает в своем исследовании ведущий специалист госархива Пермского края Михаил Гриф, в период Крымской войны 1854–1856 годов у противников России, а именно у французов, появились первые военные бронированные корабли, против которых оказалась бессильна русская береговая артиллерия. Наши ядра отскакивали от нее, как горох. С тех времен и началось длящееся до сих пор состязание брони и снаряда.

Пермская «царь-пушка» спроектирована в Артиллерийском отделении Морского технического комитета под руководством известного военно-морского артиллерийского инженера полковника Филимона Пестича. Предназначалась для вооружения первого русского броненосца дальнего плавания «Петр Великий».

После окончания Крымской войны военные Российской империи осознали: настало время обновления русской артиллерии, особенно морской. Строительство крупнокалиберных гладкоствольных орудий шло в Америке. Туда, чтобы перенять передовой опыт создания бронебойных пушек, отправились несколько известных российских ученых-артиллеристов, среди которых были А.В. Гадолин и Ф.В. Пестич.

Вопрос о том, что эффективней – нарезные или гладкоствольные орудия – еще не был окончательно решен. Нарезные орудия были дорогими и ненадежными, что делало гладкоствольные орудия в глазах многих конструкторов более привлекательными.

11-ти дюймовая казнозарядная пушка, вероятный конкурент пермской 20-ти дюймовки. Ствол скреплена массивными кольцами, 1877. Дорогая и сложная конструкция себя не оправдала
Редкий кадр: рабочие мотовилихинского завода заряжают заряжают 9-ти дюймовое казнозарядное береговое орудие для испытаний, 1880 год
1 из 2
11-ти дюймовая казнозарядная пушка, вероятный конкурент пермской 20-ти дюймовки. Ствол скреплена массивными кольцами, 1877. Дорогая и сложная конструкция себя не оправдала

В США известные артиллерийские инженеры Томас Родман и Джон Дальгрен пошли по пути увеличения калибра морских гладкоствольных дульнозарядных орудий. Американцы отлили несколько 20-ти дюймовых пушек. Прототипы пермской «царь-пушки», орудия-монстры системы Дальгрена носили имена «Люцифер», «Сатана», «Молох» и «Вельзевул».

В июле 1866 года один из лучших мониторов Военно-морского флота Северо-Американских Соединенных Штатов «Миантономо» доставил в Россию американское посольство. Визит этот был связан с переговорами о продаже Северо-американским штатам российской Аляски.

Русские моряки, конечно, имели возможность ознакомиться с этим кораблем, и было принято решение строить подобный корабль в России. Первоначально назвали его «монитором-крейсером», а впоследствии он вошел в состав Российского военно-морского флота под названием «Петр Великий», Это был первый отечественный броненосец, способный ходить в открытом море.

Одновременно с созданием проекта «монитора-крейсера» началась разработка его вооружения и, в частности, орудий главного калибра. В начале 1867 года к их проектированию приступило Артиллерийское отделение Морского технического комитета под руководством полковника Ф.Б. Пестича.

Самыми мощными орудиями того времени были американские 20-дюймовые «колумбиады». Россия уже имела опыт изготовления подобных 15-дюймовых орудий системы Дальгрена для однобашенных канонерских лодок на Олонецких заводах в Карелии. Для мореходного броненосца были выбраны более мощные 20-дюймовки. Пушки планировалось установить на вращающиеся башни системы Кольза.

Уникальная Уральская технология

Когда проектировали пушку, был выбор между американским (Родман, Дальгрен) и российским проектом (Пестич). Был выбран американский проект, как уже состоявшийся и опробованный.

В июне 1868 года Морское министерство заказало спроектированное орудие Пермскому чугунопушечному заводу. На «Мотовилихе» отливали крупные чугунные орудия, поэтому заказ на 20-дюймовую пушку было логичен. Начальником завода в то время был горный инженер Грасгоф. Орудие получило номер 593. Заказали к нему и боекомплект в количестве 500 снарядов. Всего предполагалось изготовить восемь стволов (два комплекта).

Для обеспечения достаточной прочности ствола большого калибра майор американской артиллерии Томас Родман изобрел особый метод литья ствольной заготовки с готовым внутренним каналом. Суть этого способа в том, что для оформления канала ствола пушки использовали водоохлаждаемый стержень. Одновременно, в процессе затвердевания и охлаждения пушки, наружная поверхность формы, изготовленной в металлических манжетах, подогревалась. При этом затвердевание ствола пушки происходило последовательно от внутренних слоев к наружным. Ствол пушки с литым каналом получался плотным, без дефектов.

Пермяки американскую технологию упростили. По Родману, пушка «утеплялась» снаружи и охлаждалась изнутри. Уральский метод – тоже самое, только снаружи поверхность пушки не подогревалась. Было отлито четыре заготовки. До конца довели работу над третьей заготовкой. Именно ее превратили в пушку. Судьба остальных – переплавка.

Три болванки отлили без наружного подогрева. Для закрепления этого решения сделали четвертую болванку с наружным обогревом. Состав ее чугуна оказался хуже, чем у третьей. Так появился «особый уральский метод».

Плавка велась из лучших местных руд – магнитного железняка с рек Чусовой и Косьвы, и «железного блеска» с реки Вишеры. Уголь шел древесный, от углежогов Добрянского завода, он сообщал металлу ценнейшее свойство сопротивления ржавчине. Дело в том, что в «железном блеске» практически не было серы, вот почему пушка, несмотря на то, что уже почти полтора века стоит под открытым небом, по мнению некоторых исследователей, только слегка покрылась тончайшим слоем темного окисла. Создание литейной формы и непосредственно сама отливка ствола по времени заняли полгода.

В течение 25 минут в форму залили 68240 кг чугуна. Вода подавалась сначала в стержень, через 10 часов после начала работы его извлекли из отливки, и воду пустили прямо в канал ствола. Вес отлитой болванки составил 62751 кг. (3831 пуд). Таким вот образом в конце января 1869 г. на Мотовилихе было успешно отлито 20-дюймовое орудие.

Группа инженеров и администрации завода у пермской «царь-пушки»

На операции по доработке ушло три с половиной месяца, и к маю чугунное орудие весом 43,8 т (2676 пудов), длиной 5,5 м (18 футов) было готово к испытаниям.

Испытания «царь-пушки»

Оригинальный башенный станок был спроектирован Ф.В. Пестичем, изготовлен на Камско-Воткинском заводе (ныне ОАО «Воткинский завод») и доставлен в Пермь. На нем орудие, по всей видимости, и испытывалось. На правой станине станка имелся железный кран. Время подъема снаряда – две минуты. На испытаниях платформу со станком не поворачивали, поворотного механизма не было.

Царь-пушка заряжалась с дульной части ствола
Макет пермский «царь-пушки»
1 из 2
Царь-пушка заряжалась с дульной части ствола

Заряжали пушку с дульной части ствола строго последовательно. Сначала закладывали пороховой заряд, затем ядро. Делали это специальным краном с захватом для подъема снаряда. В обрез дула встроены особые крюки, к которым прикрепляли лоток. Ядро, массой почти в полтонны, бралось захватом и по команде, при помощи крана, поднималось к жерлу орудия, клалось на лоток и, с помощью ручного досылателя, вкатывалось в канал ствола.

«Пороховые испытания» пушки, на которых присутствовал начальник артиллерийской части Кронштадтского порта генерал-майор Филимон Пестич, были начаты на берегу Камы 16 августа 1869 года. Руководил испытаниями полковник Максимов. Они продолжались до 12 сентября 1869 года. Стреляли через Каму (ширина реки здесь от 800 метров до одного километра). Была испытана прочность орудия, оптимизирован вес порохового заряда.

Рудольф Тюрин, испытания пермской «царь-пушки»

При испытаниях пермской «царь-пушки» всего сделано 314 выстрелов, в том числе, один холостой и 313 ядрами и бомбами разных систем. По другим данным, испытывалось орудие пустотелыми ядрами обыкновенного чугуна весом 459 кг, которые также изготавливались на пермском заводе. Дальность стрельбы при угле возвышения 30 составляла до 1,2 километра (1280 м). Дальность стрельбы при угле возвышения 5,250 определена не была, так как ядра падали в густом лесу.

Интересный факт: в Интернете часто встречается свидетельство писателя Михаила Осоргина якобы об испытаниях пермской 20-ти дюймовой пушки. Однако если посмотреть дату рождения писателя (1878 год), становится понятно, что быть свидетелем этих событий он не мог, поскольку родился позднее испытаний. Он был на тестах, но других пушек.

Описание испытаний, которые видел Михаил Андреевич Осоргин: …На том, на городском берегу от города четыре версты, был пушечный завод. Пробуя новые орудия, стреляли не снарядами (да снарядов, кажется, тогда ещё и не было, в девяностые годы), а ядрами. Стреляли через Каму, в леса, где на несколько верст вглубь были сшиблены деревья и вырыты ядрами глубокие рвы. Ходить в тех местах не полагалось. да и некому было, paзве по воскресеньям, когда завод молчал а через реку малыми паучками плыли лодках люди из города и с завода на закамскую погулянку. Бывали недолеты: ядро попадало в воду, и подымался фонтан брызг и пара. Ни пушек, ни людей за далью на том берегу: только по дыму от залпов знаешь, откуда стреляют… Река гудела, воздух дрожал, и настроение рождалось военное.

Тем не менее свидетельства сохранились. В то время не было такой сверхсекретности, как сейчас и на испытания, как на шоу, съезжались люди.

Газета «Пермские губернские ведомости» в сентябре 1869 года так описывала испытания мотовилихинского орудия-монстра: «В субботу, начиная с полудня, можно было заметить многих пешеходов и ехавших в экипажах, которые спешили в Мотовилиху. Все, казалось, желали прибыть туда к какому-то урочному часу, чтобы увидеть что-то необыкновенное. И действительно, в два часа дня было назначено начало проб пушки огромных размеров, отлитой на чугунолитейном заводе.

Близ Мотовилихинского завода, на некотором расстоянии от берега Камы, устроено особое здание – просторное помещение, одна стена которого, обращенная к Каме, открыта, а другие три и потолок из прочных толстых бревен, схваченных металлическими скобами, снаружи обсыпаны землей. Таким образом, все здание представляется снаружи огромным земляным курганом. В середине этого громоздкого здания, в массивном станке, покоящемся на прочном помосте, возвышается пушка-гигант. Приблизительно вес пушки полагают 2800 пудов. Но, может быть, в ней будут и все 3000 пудов. Она находилась в отделке четыре месяца и стоит теперь с расходами на устройство всех приспособлений около 23 000 рублей. Но последующие за ней пушки будут гораздо дешевле – около 7000 рублей. Эта пушка, равно как и подобные ей, предлагается для флота, для мониторов, по две на каждый. Производимыми опытами пока еще только определяется настоящий заряд. В субботу стреляли зарядом три пуда и получили такой результат: скорость ядра – около 1100 футов, давление газов – около 1900 атмосфер. Нужно видеть, как вздымает ядро противоположный берег Камы, чтобы понять и быстроту полета, и силу удара!».

По окончании испытаний орудие не имело никаких видимых повреждений, за исключением небольшого выгорания в канале ствола у запального отверстия. У стального ядра баллистические данные могли бы быть лучше, но до его испытаний дело не дошло – на вооружение были приняты системы крупповских нарезных орудий образца 1867 года.

Таким образом, проведенные испытания, к чести Пермского завода, показали отличное качество отливки. Вызывала опасения жуткая отдача орудия на станок. Несмотря на огромную мощь, само орудие оказалось всего на семь-восемь тонн тяжелее изготавливавшихся в то время в Англии самых больших корабельных орудий. Пермский чугунолитейный завод начал подготовку к отливке восьми 20-дюймовых стволов.

Что стало с пермской «царь-пушкой»?

Однако появились более совершенные нарезные казнозарядные орудия, и Российский Военно-морской флот от этих планов отказался. Тем не менее, в Морском ведомстве решили, что, хотя 20-дюймовка и устарела для установки на новейший по тем временам броненосец, для береговой обороны она может пригодиться. Поэтому было решено передать ее в Военное ведомство, которому в те времена были приписаны береговые крепости и, соответственно, береговая оборона.

Станок 20-дюймовки доставили в Кронштадт на батарею Константин и установили на позиции, позволявшей вести круговой обстрел. Железной дороги до Перми тогда еще не было, поэтому орудию предстоял путь в специально построенных крепких баржах по Каме и Волге до Москвы. Затем по железной дороге «царь-пушку» со всеми предосторожностями должны были везти до Петербурга и вновь по воде до Кронштадта. Но пушке не суждено было попасть и в Кронштадт: по приказу Военного ведомства гигант был возвращен с дороги в Пермь.

Решением императора Александра II 20-дюймовка была сохранена в Перми как историческая реликвия. Модель пермской «царь-пушки» в натуральную величину была выставлена перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.

До 1989 года пермская «царь-пушка» простояла около заводоуправления машиностроительного завода имени Ленина (ныне – ОАО «Мотовилихинские заводы»). Ее снимки периодически появлялись в книгах и фотоальбомах о Перми.

1 из 2

В 1989 году 20-дюймовое орудие вместе с основанием, ранее использовавшемся для монтажа 50-тонного парового молота, было перемещено на площадку рядом с заводским музеем, где и находится сейчас.

Как «царь-пушка» чиновника напугала

Известный журналист Лев Вяткин был в 1989 году в Перми и предложил перенести «царь-пушку» в центр города. Но его идею городское руководство не поддержало. По воспоминаниям Вяткина, кто-то из инженеров «Мотовилихи» предложил «пальнуть» во славу русского оружия и запечатлеть славный момент на кинопленке, но на сие действо потребовалось разрешение высокопоставленного чиновника, а тот, в духе старых традиций русской бюрократии, посчитал, что выстрел из такого гиганта может оказаться слишком громким...

1 из 4

Итак, уникальна ли наша пермская «царь-пушка»? Российским и, в частности, мотовилихинским инженерам и рабочим удалось овладеть передовой на тот период времени технологией чугунного артиллерийского литья тяжелых морских орудий, усовершенствовать ее и изготовить свой собственный образец, аналогов которого тогда в Старом Свете не существовало.

В настоящее пушка время находится на площадке музея ОАО «Мотовилихинские заводы». В 2011 г. это орудие получило статус памятника науки и техники республиканского значения 1-й категории. В этом году пушка попала в кадр операторов телеканала НТВ, во время съемок кулинарно-этнографического проекта с Джоном Уорреном.

1 из 2

В тексте использован материал исследования ведущего специалиста

Государственного архива Пермского края М.Л. Грифа. Редакция портала 59.ru благодарит за помощь директора музея ОАО «Мотовилихинские заводы» Евгения Ашихмина и главного специалиста по связям с общественностью ОАО «Мотовилихинские заводы» Александру Бахматову.

Фото: Фото Михаила Воскресенских и предоставлены пресс-службой ОАО «Мотовилихинские заводы», инфографика Эдуарда Фадюшина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем