ПД-14 – первый двигатель для гражданской авиации, разработанный в России с 1980 годов. Тогда, еще при Советском Союзе, знаменитый ПС-90А тоже спроектировали и собрали в Перми. Сегодня на таких двигателях летает около 246 самолетов – из них 163 пассажирских лайнера. Новый двигатель, который сейчас собирают в Перми, – разработка секретная. 59.ru попытался приоткрыть завесу тайны и узнать о нем поподробнее.
Работа над ПД-14 – двигателем пятого поколения, мощным, но более легким и экономичным, чем его предшественники, началась в 1999 году. Разработку инициировали руководители российских заводов по производству авиадвигателей. Четыре года спустя в России стартовал проект создания среднемагистрального самолета МС-21. Но когда встал вопрос о двигателе для нового лайнера, выбор пал на продукцию американской компании Pratt & Whitney.
Доказывали, что России нужен свой двигатель
Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев рассказывал: он годами ходил с проектом создания двигателя ПД-14 по различным кабинетам. Конструктор доказывал чиновникам, что страна нуждается в современном авиационном двигателе, который обеспечит российскому авиадвигателестроению развитие на годы вперед. Переломным в судьбе новейшего авиадвигателя стал 2007 год, когда президент РФ Владимир Путин решил поддержать проект.
– Президент принял волевое решение финансировать этот проект вопреки рекомендациям многих членов правительства. Это была программа создания не конкретного двигателя ПД-14, а целого семейства двигателей на базе определенного набора технологий, который позволит в ближайшие 30 лет конкурировать с нашими западными коллегами, – рассказывал Александр Иноземцев.
Изначально двигатель назвали ПД-12, числом обозначив его проектную тягу – 12 тонн. Аббревиатура ПД расшифровывается как «перспективный двигатель», но в народе букве П придают другое значение – пермский. ПД-14 он стал после того, как решено было увеличить его тягу, соответственно, до 14.
Официальная разработка двигателя ПД-14 началась в 2008 году. Головным разработчиком двигателя стало пермское конструкторское бюро «Авиадвигатель». В 2012 году был собран первый демонстрационный образец модели.
– Пермское КБ не просто создает двигатель ПД-14 для одного самолета, а разрабатывает целый комплекс технологий, которые позволят в дальнейшем создать целый ряд авиационных и промышленных двигателей. Мы должны сделать так, чтобы на базе одного унифицированного газогенератора производились различные модификации двигателей, отвечающих потребностям мирового рынка, – подчеркивал Александр Иноземцев.
Меньше примесей и шума
Стоит отметить, что, кроме унифицированного газогенератора, который является сердцем двигателя и может быть использован для создания других моделей силовых установок, в ПД-14 конструкторы воплощают и другие технические новшества. Упрощенная конструкция сокращает расходы на техническое обслуживание и ремонт, двигатель становится менее шумным, а его выброс – менее токсичным. А благодаря снижению веса, по расчетам конструкторов, дальность полета самолета с ПД-14 увеличится примерно на 600 км. Всего в процессе создания ПД были применены 20 новейших сплавов и 16 уникальных технологий.
– Основные преимущества двигателя ПД-14 – это использование новых современных российских материалов, как металлических, так и композитных. Также это применение современных методов проектирования и расчетов, которые позволяют существенно повысить эффективность этого двигателя. Композитные материалы позволят снизить вес, а значит, добиться улучшения топливной экономичности двигателя и самолета. По сравнению с предыдущими поколениями двигателей его эффективность в два-три раза больше, – рассказал телеканалу «Т24» инженер АО «Авиадвигатель» Артем Снитко.
Разработка нового двигателя изменила жизнь и на самом заводе: пермскому КБ пришлось перевооружать опытное производство. На заводе появились новые измерительные приборы и лазерные комплексы. Над созданием двигателя трудится несколько сотен специалистов конструкторского бюро «Авиадвигатель», инженеры пермских предприятий «Пермские моторы» и АО «ОДК-Стар», научно-производственные объединения со всей страны.
В дальнейшем серийное производство ПД-14 планируется организовать на заводе «Пермские моторы». В этом году «ОДК-ПМ» планирует модернизировать стенд для испытаний авиадвигателей. В ближайшие восемь лет на общую модернизацию предприятия будет потрачено 21,9 млрд рублей. На эти средства будет построена серийная линия для сборки ПД-14 мощностью не менее 50 авиадвигателей в год. Кроме того, в будущем завод собирается создать учебный центр, ремонтное производство и центры техобслуживания.
Запустили, проверили, разобрали и собрали вновь
Как любой авиадвигатель, ПД-14 прошел стадию стендовых испытаний, и в октябре 2015 года опытный образец двигателя поднялся в небо под крылом самолета-лаборатории Ил-76ЛЛ.
– Двигатель с порядковым номером 07 после успешно проведенного прошлой осенью первого этапа летных испытаний был снят с летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, разобран на «Пермских моторах» и исследован в АО «Авиадвигатель». После чего был собран повторно, прошел стендовые испытания и 16 ноября вновь поднялся в воздух на крыле Ил-76ЛЛ, – сообщала пресс-служба «ОДК-ПМ».
Общие траты на проект создания ПД-14 оцениваются в 80 млрд рублей. Полноценное серийное производство нового двигателя планировалось начать в конце 2016 года, однако из-за сложности разработки его перенесли на более поздний срок. Пока на «Пермских моторах» в условиях серийного производства было собрано три новых двигателя. Всего за время проекта было создано 12 опытных образцов ПД-14.
– Наше правительство уже вложило в ПД-14 37 млрд рублей. И 13 млрд вложили предприятия, которые вошли в наш пул. И еще столько же нужно вложить, чтобы довести двигатель до ума, развернуть серийное производство, нарастить объемы, качество, обеспечить конкурентную производственную себестоимость, – отмечал Александр Иноземцев.
Пока в Перми на всех парах готовят ПД-14 к серийному выпуску, «Магистральный самолёт XXI века» МС-21 будет оснащаться двигателями Pratt & Whitney. Свой первый полет с американскими двигателями лайнер совершил 28 мая. Эксперты считают, что эксплуатационные расходы МС-21 с ПД-14 могут быть на 2,5% ниже, чем у версии с импортным двигателем. На крыле российского лайнера пермский двигатель появится в 2018 году.
Буквально на днях пермские конструкторы сообщили, что второй этап летных испытаний ПД-14 на крыле летающей лаборатории успешно завершился. Двигатель испытывали на соответствие штатным параметрам, в которых он будет работать на крыле МС-21. Кроме того, силовую установку испытали на разрушение с отрывом лопаток вентилятора, а на следующем этапе, до конца 2017 года, ПД-14 пройдет сертификацию. После этого двигатель установят на лайнер МС-21.
– Мы планируем выполнить весь необходимый объем работ к установке двигателя ПД-14 на крыле МС-21 в первой половине 2018 года, – поделился с РБК Александр Иноземцев. – Будет проведена ремоторизация самолета, и пермские двигатели сменят американские PW1400G.
После запуска серийного производства ПД-14 «Пермские моторы» планируют собирать по 50 двигателей в год. В перспективе на базе двигателя ПД конструкторы хотят создать целую линейку турбовентиляторных двигателей с различными тягами от 7 до 20 тонн. В ближайшем будущем пермские конструкторы начнут работу над еще одним перспективным двигателем ПД-35 для дальнемагистральных самолетов. Его разработка продлится около 10 лет, а стоимость проекта составит более 180 млрд рублей.