Когда планируется расширение зоны платной парковки в Перми, как город пережил ремонт Северной дамбы и где появится единственная камера, распознающая лица? Об итогах и нововведениях на городских дорогах мы поговорили с начальником Пермской дирекции дорожного движения Максимом Кисом.
– В середине августа исполняется год с момента введения в Перми платных парковок. Как сейчас обстоят дела?
– Сформирована работающая система. Всего 2,5 тысячи парковочных мест в центре Перми. Расширения платной зоны весной не произошло и в этом году уже не планируется. Мы сосредоточились на отшлифовке механизмов. Лучше стали фиксироваться нарушения – больше выписывается штрафов. Если за три месяца прошлого года вынесено всего 2400 штрафов, то в этом году ситуация поменялась. Сейчас выносится около семи тысяч штрафов в месяц. Всего за этот год уже выписано 34 тысячи штрафов.
– Планируется ли повышение стоимости парковки?
– В сентябре, когда трафик вырастет, мы снова проведем исследование. Если парковочные места будут заняты более чем на 90%, возможно, мы поднимем стоимость часа парковки на 5 рублей – до 20 рублей. Если нет, то все останется по-прежнему. Но администрация может и разделить существующую зону.
Проводится интеграция с системой казначейства, это позволит создавать «личные кабинеты» юридических лиц и оплачивать парковку с официального счета. Это должно быть реализовано к концу года.
– Сколько денег собрано за парковку и в качестве штрафов?
– Около 35 млн рублей. В среднем в месяц – от 3 до 3,8 млн рублей. Это только плата за саму парковку. По договору 59% получает оператор парковочной системы, остальные деньги поступают в бюджет.
Пока выносились штрафы в одну тысячу рублей. При этом у постановлений есть жизненный цикл: вступление в силу, добровольная оплата, исполнительное производство. Сейчас в бюджет поступило около 8,5 млн рублей. Значительная часть людей не оплатили, потому что не наступил срок оплаты, либо за работу уже взялись судебные приставы. Пока по штрафам идет стабильный рост. Но он связан не с тем, что больше нарушают, а с тем, что лучше контролируем. Когда до большинства автолюбителей дойдет мысль, что выгоднее платить за парковку, чем штрафы, тогда должен начаться спад.
Штраф за парковку на местах для инвалидов сейчас составляет пять тысяч рублей. Мы вроде бы все сделали, что могли: нарисовали разметку, поставили знаки, во всех СМИ рассказали об этом. Но до сих пор случаются инциденты, когда люди по невнимательности встают на места для инвалидов. С начала года с мест для инвалидов эвакуировано более трех тысяч автомобилей.
– Говорите, что лучше стали выявлять нарушения. Хватает ли имеющихся автомобилей «Парк Райт»? (Эти автомобили курсируют по платной парковке. С помощью специальной камеры с навигатором они фиксируют машины, владельцы которых не оплатили парковку. – Прим. ред.)
– Количество фиксаторов мы будем увеличивать, только если будет расширена зона платной парковки. Сейчас четырех штук вполне хватает. Появился еще переносной аппарат. Работают люди, которые вручную снимают «шторки» на номерах. Статистика показывает, что количество таких «закрывальщиков» уменьшилось в три раза. Я сейчас думаю, может быть стоит эти бумажки снимать, фотографировать и вешать обратно. Вот будет сюрприз для автовладельца, когда он получит штраф, хотя был уверен, что номер не видно. Самый оригинальный вариант, когда люди занавешивают номера памятками по оплате парковок, которые мы им раньше оставляли.
– Ранее пермяки массово жаловались на неработающие паркоматы. Проблема решена?
– Зимой паркоматы перепрошили. Сейчас их обслуживают два разных банка. Поэтому, если мы где-то видим нестабильную работу аппарата, то просто передаем другому банку, перепрошиваем, и все работает. За счет такой конкуренции сбоев стало намного меньше. Сейчас 99% времени паркоматы работают исправно.
– Как пермяки предпочитают платить за парковку: паркомат, SMS, приложение?
– Паркоматами пользуются чуть менее 10% человек. Это немного обидно, потому что по стоимости системы именно они составляют основные затраты. На мой взгляд, это атавизм, который применять не стоит. Но они стоят, потребляют электричество, требуют обслуживания. Больше половины транзакций приходится на приложение, а все остальное – SMS.
– Из регионального бюджета выделены более 250 млн рублей на покупку новых уличных камер. Где и когда они появятся?
– Планируется установка 40 видеокамер. В том числе на автовокзале будет установлена первая камера с распознаванием лиц. Такая вещь в фильмах давно существует, но на практике она работает не так хорошо. Поэтому мы пока попробуем на одном объекте. Если все получится, то система будет распространяться.
В 24 местах будут установлены фотовидеофиксаторы. Эти объекты войдут в единую систему контроля и управления дорожным движением. Мы надеемся, что они в положительную сторону повлияют на статистику ДТП. Например, на улице Леонова есть участок от Свиязева до обхода города. Здесь каждый год происходило не одно ДТП с тяжелыми последствиями. Теперь это место будет находиться под наблюдением. Причем измеряться будет средняя скорость, поэтому водителю надо будет ехать медленно на всем участке. Такие же системы появятся на въездах в город с Восточного обхода и на ряде перекрестков, на дороге Дружбы и на стыке улиц Целинной и Лянгасова. Этот спуск, который провоцирует водителей на быструю езду, тоже будет под контролем.
У систем наблюдения несколько функций: контроль и выявление нарушений дорожных правил, контроль перемещения автомобилей для правоохранительных органов и для мониторинга транспортной ситуации в городе. Сейчас в городе установлены 80 комплексов фотовидеофиксации нарушений и около трехсот камер.
– О транспортной ситуации. Расскажите, как город пережил ремонт Северной дамбы?
– Мы готовились к ремонту Северной дамбы, и когда поступило предложение выполнить работы значительно быстрее, но с полным перекрытием, этот вариант был тщательно промоделирован. Были перенастроены светофоры на перекрестке бульвара Гагарина, Революции и Макаренко, а также по всем путям объезда. Шел постоянный мониторинг. Могу сказать, что даже я ходил со смартфоном и проверял в режиме реального времени, на каких дорогах растут «хвосты» из автомобилей.
Опасения вызывал вечерний час пик, но напрасно. Мы предполагали, что «хвост» автомобильной пробки выйдет за улицу Сибирскую, а он оставался в пределах Островского. Тут стоит сказать спасибо сотрудникам ГИБДД, которые оперативно выходили на посты. Кстати, сейчас, после открытия дамбы непонятно, куда делись все машины. На дамбах пусто утром и вечером.
– В ходе ремонта на дамбе появится новая полоса на подъеме к Цирку. Какие еще изменения ждут автомобилистов на дорогах?
– Северная дамба находится в стесненных условиях, поэтому ожидать радикальных изменений не приходится. Но есть несколько решений, которые должны улучшить ситуацию. На подъеме к Цирку полоса станет существенно длиннее – до 200 метров. При этом транспорт сможет без задержек формироваться в свою полосу для поворота.
С 12 августа планируется начать эксперимент на улице Коминтерна. На участке от Героев Хасана до Комсомольского проспекта будет введено одностороннее движение. Теперь эта улица станет односторонней в два направления. Сейчас дорожное движение идет от Компроса до Куйбышева, а будет еще от Компроса до Героев Хасана. То есть это будет улица только для выезда с проспекта. Мы это делаем, потому что перекресток Героев Хасана и Коминтерна – это место, где автомобили бьются с завидной регулярностью. Изначально это создаст некоторые неудобства, но в целом улучшит трафик и позволит не создавать «хвостов» на перекрестке с Чкалова.
– Появятся ли в городе новые светофоры или малые кольца на перекрестках?
– Сейчас мы рассматриваем несколько перекрестков, чтобы продолжить внедрение колец малого диаметра. Например, Крупской – Степана Разина, Механошина – Краснофлотская, Кировоградская – Гальперина.
До конца года должны быть построены пять светофоров. Мы задержались с началом этих работ. Новые объекты появятся на перекрестках улиц Лебедева – Розалии Землячки, Беляева – Качалова, Карпинского – Рязанская, Юнг Прикамья – Ушакова и на Парковом в районе дома №13.