Мобильная дорожная лаборатория выезжает на городские улицы для проверки асфальта. Инженеры берут образцы покрытия и исследуют их свойства и толщину – именно от такой лаборатории остаются три круглые дырочки в асфальте. В случае, если лаборатория находит нарушения, подрядчики переделывают дорогу. О том, как взять образцы асфальта и зачем необходимо измерять его толщину – в материале 59.ru.
Каждый год с началом сезона дорожного ремонта на улицы Перми выезжает специальная лаборатория. Ее специалисты берут образцы асфальта для изучения качества дорог и проверки толщины покрытия.
– Лаборатория нужна для контроля качества дорожных работ. Для того, чтобы мы смогли отобрать необходимое количество образцов, отвезти их в лабораторию и там проверить на соответствие нормам, – рассказывает замначальника отдела строительства МКУ «Пермблагоустройство» Андрей Кармышев.
Пробы асфальта берутся с помощью специального аппарата – керноотборника. Он вырезает из дорожного покрытия небольшие цилиндры (керны). Чтобы проверить толщину асфальта, специальных приборов не требуется – цилиндр измеряют простой линейкой. А для проверки качества керны везут в лабораторию. Подробно о том, какие исследования в ней проводят, мы писали в нашей рубрике «Научный взгляд».
Где именно брать образцы, сотрудники дорожной лаборатории определяют исходя из целей исследования, но чаще всего – произвольно. Для проверки на качество асфальта берут три образца из одного места – на дороге после этого остаются три круглые дырочки.
– Мы визуально определяем, есть ли с покрытием какие-то проблемы, и, если это так, берем пробу. По нормативу мы должны брать пробы на качество асфальта на расстоянии не менее 1,5 метра от края проезжей части. А вот толщину асфальта мы можем проверить в любом месте на дороге, – говорит Андрей Кармышев.
Кроме взятия образцов асфальта дорожная лаборатория может проверить, насколько ровную дорогу сделал подрядчик. Для этого используют дорожную рейку.
После взятия проб инженер лаборатории должен составить акт отбора образцов. В этот документ заносят данные о точном месте отбора асфальта, точное название материала, погодные условия.
– В акте указывается толщина, которую мы определили на месте. После того как мы подписали этот акт, мы везем образцы в лабораторию. Если проверка была только на толщину, то образцы никуда не везем и подписываем документ на месте, – поясняет сотрудник «Пермблагоустройства».
Еще одна важная задача мобильной лаборатории – проверка гарантийных дорог. По словам Андрея Кармышева, подрядчик обязан ежегодно проверять свои дороги. Если лаборатория выявит нарушения, то дорожникам придется переделывать дорогу заново.
– Сейчас контракты составлены таким образом, что подрядчику просто не выгодно нас обманывать. Если мы находим отклонения, то составляем акты, на основании которых подрядчик должен все нарушения устранить. После переделки нам снова предъявляют работу, и вся процедура проверки повторяется вновь, – рассказал Андрей Кармышев.
Работает лаборатория круглый год. В зимнее время при сильных морозах пробы не берут. Вместо этого работа кипит в обычной лаборатории, где проверяют смеси асфальта и исходные материалы для строительства дорог.
– Зимой проверяются все приборы, – объясняет Андрей Кармышев. – Также подрядчики начинают готовить асфальтовые заводы и привозят к нам на исследование асфальтовые смеси и исходные материалы: битум, песок, щебень. В лаборатории их смешивают и проверяют на соответствие нормам.
Дорожные лаборатории для проверки качества асфальта сейчас работают во всех крупных городах России. Так проверяют качество и толщину асфальта на всех дорогах страны.