Школа в прикамском посёлке Щучье Озеро в этом году вряд ли появится, несмотря на то, что районные и краевые власти обещали открыть её к 1 сентября. Новое строение, напомним, понадобилось после обрушения старого летом 2017-го. Это была та самая «школа на подпорках», о плачевном состоянии которой сообщали даже федеральные СМИ. К январю 2018 года школу строить не начали. Даже проект её ещё не прошёл экспертизу. Но власти не сомневаются — всё успеется. «Строители — это же волшебники. Добавят людей, добавят техники…» — комментирует районный глава. Всю вину за обрушение старой школы администрация свалила на подрядчика. Его даже уже наказали, несмотря на то, что расследование до сих пор не завершено.
«Школой на подпорках» учебное заведение в посёлке Щучье Озеро на юге Прикамья стали называть в 2016 году. Тогда на обоих этажах в центральной части строения установили массивные деревянные конструкции — из-за угрозы обрушения. «Подпорки» заняли всё пространство от пола до потолка.
На встречах с родителями районные чиновники тогда утверждали, что в здании находиться безопасно и настаивали именно на капитальном ремонте старого строения, а не возведении нового. Его начали весной 2017 года и хотели закончить к 1 сентября. Работы шли, когда дети ещё ходили на занятия. Починку постройка не пережила — в начале июня прошлого года рухнула одна из её стен. Избежать жертв удалось лишь по счастливой случайности. Скандальная школа вновь попала в сюжеты федеральных телеканалов.
Во время избирательной кампании прошлого года тогда ещё врио губернатора Максим Решетников приехал в посёлок на презентацию проекта нового здания. После этого пресс-служба главы региона отчиталась: краевому правительству дано поручение «включить школу в перечень объектов первоочередного строительства», новое учреждение откроет двери 1 сентября 2018 года. Также заведение в Щучьем фигурировало среди обещаний в одной из предвыборных листовок будущего губернатора. Однако сегодня почти очевидно — строительство вряд ли будет завершено в срок.
«Строители — это же волшебники»
По словам жителей посёлка Щучье Озеро, стройка до сих пор не началась, техники не видно. Площадку лишь очистили от сугробов и оградили металлическим забором. Отец девятиклассницы Андрей Пахно рассказывает: осенью обещали, что работы начнутся 1 декабря. «Сейчас говорят, первого февраля. Как-то напрягает, что нет движения», — делится он. В том, что школу сдадут ко Дню знаний, мужчина сомневается: «Ждём. Может, за два месяца и слепят».
Мама семиклассника Светлана Сухарева более оптимистична: появившийся забор она считает хорошим знаком. Впрочем, добавляет женщина, родителям остаётся только надеяться на лучшее: «А выбор есть?». Пока её сыну Владиславу даже нравится ездить каждый день на школьном автобусе за 20 километров в соседнее село Енапаево, куда временно перевели большинство учеников: «Трястись надо — интересно ведь».
В администрации Щучье-Озёрского сельского поселения заявили, что строитель будущего здания уже известен — это компания «СК-Лидер». Её коммерческий директор Дмитрий Новиков информацию подтвердил. По его словам, проект строительства ещё проверяют в управлении государственной экспертизы Пермского края — это обязательная процедура. На проверку уйдёт не меньше трёх месяцев, то есть проект будет готов не раньше марта. На само строительство, прикидывает Новиков, потребуется ещё около года. Таким образом, возведение школы будет завершено лишь в 2019-ом году.
Но ни в министерстве образования края, ни в администрации Октябрьского района беспокойства не разделяют. Здесь «настроены достроить» школу вовремя.
— Задачу не поменяли. Заднюю никто не включает. Пока всё идёт нормально, — комментирует глава района Георгий Поезжаев. — Немножко есть опоздание. Но строители — это же волшебники. Добавят людей, добавят техники… Пока особых тревог не вижу.
Позднее, после консультации с министерством территориального развития Поезжаев уточнил свою позицию и подготовил официальный комментарий: «Для строительства нового здания Щучье-Озерской средней общеобразовательной школы проведены следующие подготовительные работы: выполнен демонтаж обрушившегося здания, за пределы земельного участка вынесены опоры ЛЭП ВЛ-0,4 кВт, воздушные сети линий связи выносятся за пределы участка. Земельный участок предоставлен застройщику в аренду 04.12.2017 года, территория застройки огорожена металлическим забором, находится под охраной, завозятся строительные вагончики, подготовлены жилые помещения для проживании строителей, строительная площадка очищена от строительных материалов и снега. Проектная документация находится на государственной экспертизе. Ожидаемый срок начала строительства — первый квартал этого года. Задача, поставленная губернатором Пермского края о строительстве школы в срок до 01 сентября 2018 года, будет выполнена. Держу ситуацию на личном контроле».
Любимый проектант
Ремонт старого здания делали по проекту пермской фирмы «ОРТЭКС». Проект нового строения взяли у неё же. Фирма разработала его для деревни Мижуева Кудымкарского района (там образовательное учреждение так и не возвели из-за нехватки денег).
Чертежи «ОРТЭКСа» выбрали без конкурса. Как пояснили тогда в губернаторской пресс-службе — так можно, если речь идёт о проекте повторного использования. «Я же не выбираю костюмы по конкурсу, я выбираю по фигуре своей <...>. Попробуй, найди [другого], а потом мне позвонишь и скажешь, что нашёл лучше», — комментировал тогда глава Октябрьского района Георгий Поезжаев. Чиновник утверждал, что его подчинённые искали подходящий вариант вместе с министерством образования края, но в ведомстве своё участие в поисках опровергли.
Виновником обрушения районные власти с самого начала называли подрядчика, который делал ремонт — ООО «Стройпрогресс». Сегодня их позиция не изменилась. Её подтверждают результаты судебной строительно-технической экспертизы повреждённого строения, заказанной Следственным комитетом. В частности, в выводах говорится, что «Стройпрогресс» положил на крышу школы слишком тяжёлый груз и допустил затопление траншей по периметру здания. Несмотря на то, что расследование ещё не завершено, предполагаемого виновника уже наказали. Местное управление капитального строительства выиграло у фирмы суд по возмещению убытков и добилось её включения в реестр недобросовестных поставщиков в региональном УФАС.
Однако с виной подрядчика согласны не все. Пермский центр «Стройдиагностика» в 2015 году делал исследование здания, на основе которого компания «ОРТЭКС» затем подготовила проект ремонта. После летнего ЧП представители Центра снова приехали в посёлок, а по результатам поездки подготовили отчёт. Его никто не заказывал, «Стройдиагностика» просто решила разобраться в произошедшем — раз уж она тоже оказалась фигурантом скандальной истории. Со слов директора организации Александра Патракова, документ занимает «больше ста страниц». Патраков отказывается показать его, пока продолжается расследование, но утверждает, что он «не выгоден проектанту». Ранее анонимный представитель «Стройдиагностики» заявлял, что оголять фундамент старой школы для укрепления было опасно, и это было «ноу-хау проектанта».
Подрядчик также признавать вину не готов. Гендиректор «Стройпрогресса» Андрей Селюнин уверен, что школа не устояла из-за выгребной ямы под школой, о которой в проекте капремонта «ОРТЭКСа» не говорилось ни слова.
По правилам, «типовой» проект новой школы должен был пройти так называемую привязку к местности. По нашей информации, её также делала «ОРТЭКС». Привязка, говорит будущий подрядчик, длилась около двух месяцев. Это долго, утверждает директор строительного ООО «Прайд» Вячеслав Вязовкин, привлечённый нами в качестве стороннего эксперта. Затягивание сроков, по его мнению, может косвенно указывать на ошибки в изначальном проекте.
Дозвониться до руководителя «ОРТЭКС» Айны Якуповой нам не удалось — она не брала трубку.
«А заказчик-то, скорее всего, будет… никто»
При этом непонятно, кто и почему привлёк к строительству именно фирму «СК—Лидер», которую мы упоминали в начале материала. Коммерческий директор компании Новиков на этот вопрос не отвечает, ссылаясь на «коммерческую тайну». В компании комментируют только сам ход стройки, говорят: «Для уменьшения сроков строительства до получения положительного заключения экспертизы проведены подготовительные работы на строительной площадке, установлено ограждение площадки, завезены вагоны-бытовки. Данный объект возводится на основании частно-государственного партнерства, по которому объект должен быть построен не позже 2018 года».
Районный глава Георгий Поезжаев комментирует так:
— Я даже не знаю, кто строит-то (имеется в виду, кто будет заказчиком работ — Прим.ред.). Администрация [Октябрьского района] не строит, минстрой не строит — надзор только будет с их стороны. Строит-то сам человек, юрлицо.
— А заказчик кто? — спрашиваем.
— А заказчик-то, скорее всего, будет… никто. Просто они приедут, построят — а потом [школа] выкупится.
Дальнейшие пояснения глава давать отказался, порекомендовав позвонить в минстрой. В минстрое на наш запрос ответили, что заказчиком выступает… районная администрация Октябрьского района. Круг замкнулся.
Впрочем, в другом министерстве — территориального развития — слова главы района частично подтвердили. «Договор застройщика с муниципалитетом на строительство не заключён, так как строительство осуществляет инвестор, — объяснила пресс-секретарь ведомства Анна Первушина. — Готовое здание будет приобретено по факту строительства в муниципальную собственность».
При этом ни в одном из трёх министерств — образования, строительства и территориального развития — на смогли сказать, кто и какие гарантии уже дал компании «СК—Лидер». На проект и возведение школы, напомним, планируют потратить 200 миллионов рублей.
«Было ужасно, а сейчас нормально»
Вопросы у жителей посёлка есть не только по поводу затягивающегося строительства. Они недовольны качеством дороги, по которой детям приходится ездить учиться в Енапаево. Её тоже обещали отремонтировать, но, как утверждает мама Светлана Сухарева, лишь «подлатали», и это помогло ненадолго. Глава Поезжаев с ней не согласен. «Дорогу отремонтировать удалось, — считает он. — Да, там несколько неровностей ещё осталось. Но то, что было до первого сентября, когда приезжал к нам Максим Геннадьевич (Решетников — Прим. ред.), отличается от того, что сейчас. Ситуация стала на «три», я бы даже сказал, с маленьким плюсом. Было ужасно, а сейчас нормально».
Этим сложности в жизни школьников небольшого прикамского посёлка не исчерпываются. В начале года ребята пожаловались на «задымление» в одном из автобусов. По словам детей, оно происходило три раза. Каждый раз ребят пересаживали в другую машину, к другим ученикам. Учащиеся и родители называли проблемный транспорт старым.
«Они [автобусы] пригодные были, срок не отработали», — опровергает их слова директор школы Любовь Благодатских. По её словам, было не задымление, а выброс пара «из-за того, что вода попала на тосол», и это был единичный случай. На вопрос, почему тогда от некоторых транспортных средств в итоге отказались, Благодатских отвечает: «Так решил глава района — чтобы не было претензий со стороны родителей». «По словам ребят, им сказали не говорить о случившемся родителям», — вспоминает мама Светлана Сухарева. «Комментировать это не буду», — говорит о запрете руководитель школы.
В ближайшее время Щучье Озеро посетит министерство территориального развития региона. Как объяснила его пресс-секретарь Анна Первушина, ведомство приедет «с контролем хода строительства». Хотя что контролировать сейчас — непонятно. На месте рухнувшей школы пока — только ровное поле.