После гибели ребенка от снаряда времен Гражданской войны в Нытвенском районе будет разминирован поселок. До сих пор в пермской земле остаются сотни смертельно опасных находок. Поговорив с экспертами, корреспондент 59.ru выяснил, что теоретически риск подорваться на мине в нашем регионе довольно велик.
Служба гражданской защиты Нытвенского района направила ходатайство через военный комиссариат Пермского края за подписью главы администрации района с просьбой оказать содействие по обследованию территории, где девятилетняя девочка подорвалась на мине. Трагедия произошла 10 октября на станции Чайковская. Во время пребывания детей на улице произошла детонация предположительно артиллерийского снаряда времен Гражданской войны, который, возможно, был собран и хранился вместе с металлоломом. Как пояснили 59.ru в отделе истории Пермского краеведческого музея, скорее всего это был наиболее популярный в то время снаряд – 76-миллиметровый. По словам экспертов, более мощная боевая единица не оставила бы в живых второго ребенка – 12-летнего мальчика, который оказался на месте ЧП вместе с сестрой, но выжил и попал в больницу.
По данным следственного комитета, родители погибшей девочки занимались сбором металлолома, который хранили на придомовой территории. Местные жители также были в курсе – якобы на данной территории захоронены «богатые» залежи боеприпасов почти что 100-летней давности. Их-то и хотят полностью ликвидировать. «Речь идет о двух торфяных полях общей площадью около 20 Га между железной дорогой и деревней Морозы, – рассказал 59.ru начальник службы гражданской защиты Нытвенского района Игорь Шистеров. – Местные жители свидетельствуют о том, что там был склад Колчака, и эта информация передавалась среди них, по всей видимости, из поколения в поколение».
Согласно данным историков, в районе, где случилась трагедия, действительно в свое время побывал Верховный правитель России Александр Колчак. К тому же в 1918–1919 годах здесь проходила линия фронта, и могло остаться много снарядов. Аналогичная ситуация может происходить во многих районах Пермского края. «После того как один из генералов Сибирской армии Анатолий Пепеляев в 1918 году взял Пермь и продвинулся до станции Шабуничи в Чайковском, там довольно долго шли позиционные бои, – рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории России Леонид Обухов. – Когда Колчак приезжал в Пермь в феврале 1919 года, он посетил фронт именно в районе Чайковского городского поселения. Там также находилась тяжелая батарея артиллерийского дивизиона. Колчаку в этих местах демонстрировали военную мощь и готовность армии, поэтому оружие всегда было в полной боевой готовности. Но, когда армия пошла в наступление, часть боеприпасов, видимо, просто там осталась – то ли их бросили, или просто не смогли вывезти. В июне 1919 года, когда наступали «красные», там особых боев не было, зато боевые действия были в пригородах Перми».
По свидетельствам историков, бои во время Гражданской войны велись на территории Пермского края в районе Осы, Очера, Кунгурского и Суксунского района, ожесточенные действия шли в районе Кына. В связи с этим местные жители хотя бы раз в год выкапывают ржавые боеприпасы. В мае 2013 года был найден 30-сантиметровый боеприпас калибра 76 мм в районе деревни Половинка, в том же году, спустя несколько месяцев, в июле снаряд с детонатором обнаружили в 300 метрах от села Рябки (Чернушинский район. – Прим. автора) несколько школьников. Дети купались в реке Сульмашка и, наткнувшись на опасный предмет, принесли его домой. Годом ранее при ремонте школы в селе Усть-Буб в Сивинском районе (школа постройки 1973 года. – Прим. автора) был найден взрыватель от снаряда времен Гражданской войны. По словам директора школы, в 1918 году здание подвергалось обстрелу при сражении с белой армией.
Что касается Перми, то здесь 1918–1919 года тоже не были спокойными. Войска белых начали наступление в декабре 1918 года от Мотовилихи и шли вдоль Камы через весь город – они вели боевые действия с красными практически на всех центральных улицах города, к примеру на ул. Окулова, так что в городе до сих пор находят снаряды. Как сообщила 59.ru сотрудник пресс-службы краевого ГУ МВД Наталья Горбунова, всего за этот год в Прикамье был найден 51 боеприпас и только один из них сработал.
«Таких мест может быть достаточно много, но вопрос в том, сколько снарядов должно быть на территории, чтобы саперы туда поехали – как мы видим, для трагедии хватит и одного, – заметил научный сотрудник отдела истории Пермского краеведческого музея Лев Ощепков. – Есть ряд мест, где появление таких снарядов не исключается – к примеру, около железнодорожного вокзала, около станции Верещагино (там находилась тяжелая батарея белых. – Прим. автора), на севере Прикамья не исключается таких «залежей» – к примеру, в конце 1919 года в районе села Искор (Чердынский район. – Прим. автора) отбивали наступление генерала Миллера (руководитель Белого движения на севере России в 1919–1920 годах. – Прим. автора). Плюс ко всему авиация сбрасывала бомбы по населенным пунктам – не все взрывались. Этот «сюрприз» может «всплыть» в любое время – точной информации о местонахождении снарядов нет ни у кого».