59.ru познакомился с идеями создания комфортного городского пространства вдоль набережной Камы и культурно-исторического центра, разработанными девелопером Андреем Титовым и архитекторами Александром Чистяковым и Виктором Чухновым.
Идея развития пространства вдоль набережной Камы появилась у архитекторов два с половиной года назад. Первая концепция — проект развития пешеходного променада от Соборной площади до Коммунального моста — предполагала размещение выставочных залов, общественно-деловых пространств и автостоянок на склоне возле бывшего здания ВКИУ.
— В 2015 году было принято решение, по которому галерея должна переехать в здание бывшего ВКИУ. Мы взялись за разработку проекта планировки всей этой территории. Кроме бюджетных средств, он предполагал государственно-частное партнерство. Мы предложили объединить бывшее здание казарм ВКИУ с выставочными залами, расположенными под улицей. Такое решение позволяет получить необходимое галерее количество выставочных площадей, не надстраивая дополнительный этаж, — вспоминает девелопер проекта Андрей Титов. — Галерея была бы обеспечена необходимыми помещениями для хранения экспонатов, парковочными местами, а также коммерческими площадями для привлечения частных инвестиций.
Перенос железной дороги
Новую жизнь проект получил в 2017 году вместе с планами губернатора Максима Решетникова по строительству культурных объектов вдоль набережной и переносу железнодорожных путей.
По мнению архитекторов, перенос железнодорожных путей на правый берег от площади Восстания до Перми-II позволит освободить примерно 10 км набережной и использовать площадь около 150 га для реновации промзон, отделяющих город от реки.
Архитекторы предлагают рассмотреть альтернативный вариант преобразования этой территории: не переделывать железнодорожную ветку в линию скоростного трамвая, а построить комбинированную автомагистраль с остановками и выделенной полосой для автобусов и троллейбусов.
— Пропускная способность трамвайной сети уступает автомобильной дороге. Гораздо перспективнее проложить автодорогу до улицы Соликамской и вывести ее в район железнодорожного переезда у завода «Камтэкс». Автомагистраль решает задачи транспортной доступности новых культурных объектов и быстрого передвижения в центр жителей отдаленных районов, способствует увеличению пешеходного трафика и привлечения и развития бизнеса на набережной, — утверждают архитекторы.
Большая набережная
Одна из главных идей архитекторов — создание проекта «Большая набережная». Он будет связывать нижнюю и верхнюю части набережной. Проект предполагает благоустройство всего склона с созданием парковой зоны с тенистыми аллеями и дополнительными пешеходными дорожками.
Сейчас в городе продолжается благоустройство нового участка нижней набережной. В будущем участок от речного вокзала до порта Пермь должен стать современным городским пространством для активного образа жизни и отдыха у реки. Планируется, что там разместится новый пляж, павильоны проката, клуб закаливания, места для рыбалки, несколько кафе, скейт-парк и террасы с выходом к воде.
Архитекторы отмечают, что реконструируемой части набережной сегодня не хватает связующего звена с остальным городским пространством. По их мнению, таким связующим звеном может стать верхняя набережная.
— Развивая территорию от Соборной площади до здания бывшего ДК «Телта» вдоль улицы Окулова, город получит завершенное комплексное решение с общественно-деловыми пространствами, объединяющими новые здания театра оперы и балета со зданием пермской художественной галереи с подземными парковками и смотровыми площадками, новыми лифтами и лестницами, переходами и площадкой амфитеатра, — подчеркивают архитекторы.
Кроме того, авторы проекта отмечают: концепция подразумевает круглогодичное использование территории. Зимой здесь можно будет сходить в театр, галерею, музей. Или посетить кафе и рестораны, любуясь видами городской набережной.
Театр и галерея
Планы по строительству второй сцены театра оперы и балета обсуждаются долгое время. При этом разработчики проекта полагают, что новое здание театра должно стать архитектурным символом города с современным и благоустроенным пространством вокруг.
В качестве перспективного места размещения театра оперы и балета сегодня рассматривается квартал №5, ограниченный улицами Окулова, Осинская, Монастырская и Попова. Архитекторы предлагают поместить здание на возвышенном основании, которое будет отделять его от улицы Попова, что позволит решить проблему автомобильных парковок — они будут размещены под театральной площадью. А над выездом на Коммунальный мост должен появиться пешеходный переход в парк имени Гоголя и в перспективе к Пермской художественной галерее, которую предлагается разместить в здании ДК «Телта».
На площади у нового здания театра архитекторы предлагают построить обзорную площадку над водой, с которой на 360 градусов можно будет любоваться не только Камой, окружающим ландшафтом, но и всей набережной. Подняться с нижней на верхнюю часть набережной можно будет на лифте. На опорах обзорной площадки разместится кафе и ресторан с панорамным видом.
Для переезда Пермской художественной галереи в здание ДК «Телта» его планируют укрепить, так как из-за многолетнего негативного воздействия, оказываемого железной дорогой, здание получило повреждения и находится в аварийном состоянии. Экспозиция может разместиться на площадях бывшего ДК и новых пространствах внутри стеклянного купола.
— Размещение галереи на территории ДК «Телта» повлечет за собой развитие сада имени Гоголя и всей прилегающей территории. Возле галереи появится функциональный парк. Его можно будет использовать как дополнительную инсталляционную площадку, — поясняют архитекторы.
Фан-зона
Частью проекта «Большая набережная» является размещение фан-зоны на спуске у Соборной площади. Архитекторы предлагают построить на склоне амфитеатр, установить большой экран и заглубить автомагистраль под площадь у сцены. Естественный рельеф склона позволит организовать площадку для мероприятий так, что сцена будет просматриваться со всех ее ярусов, а мобильные навесы защитят зрителей от осадков.
— В дальнейшем это будет очень презентабельная площадка для любого вида выступлений. Она может использоваться для проведения концертов, небольших школьных и студенческих мероприятий, для трансляции событий общероссийского, регионального и городского масштабов, а также просто как место для отдыха. Сейчас мы рассчитали ее на 3 тысячи посадочных мест и 3–4 тысячи стоячих, итого получится открытый амфитеатр на 6–7 тысяч человек, — рассказывает Виктор Чухнов.
Завод им. Шпагина
В промышленных корпусах завода имени Шпагина архитекторы предлагают разместить обширные фонды музеев: краеведческого, пермской древности, современного искусства. Кроме того, пространства завода позволят создать новые музеи, например, пермской промышленности или горнозаводской цивилизации.
В комплексе можно будет также организовать образовательные и познавательные центры для дальнейшего развития музейного дела и изучения истории Пермского края и России. Размещение подобных объектов вдоль одной линии с музеем «Россия — моя история» в реконструируемых зданиях речного вокзала и станции Пермь-I создаст музейный кластер истории России, освоения Урала, истории народов Пермского края и истории города Перми, отмечают специалисты.
Напомним, в сентябре глава Пермского края Максим Решетников заручился поддержкой президента в вопросе переноса железнодорожных путей из центра города. Площадку завода имени Шпагина краевые власти намерены выкупить за 445 млн рублей. Планируется, что на это место переедет Пермская художественная галерея и краеведческий музей, а в историческом здании вокзала Пермь-I откроется интерактивная выставка «Россия — моя история». В будущем совместно с РЖД власти Прикамья собираются построить железнодорожный обход Гайвы и возвести новый мост через Каму в районе станции Пальники.