За пару часов построили мост и придумали концепцию нового арт-объекта. На берегу пермской речки Егошихи прошел субботник. Активисты высадили деревья и цветы, сколотили клумбы и убрали горы мусора со склонов.
Стиральные машинки, бампер, огнетушитель и десятки старых покрышек разного размера – все это волонтеры собрали в логу речки Егошихи у средней дамбы. Пермские активисты стремятся создать на небольшом участке реки комфортную зону отдыха. Сегодня был первый массовый выход волонтеров на место.
Автор проекта «Новая жизнь забытой реки» – Мария Лунегова. Девушка выиграла городской грант на развитие территории Егошихи. Всего 70 тысяч рублей, но для начала это уже хорошее подспорье. Сегодня в логу возле дома 1 по улице Веселой собрались три десятка человек, от студентов до пенсионеров.
– На Егошиху я обратила внимание, когда летом друг привел меня сюда на прогулку, – рассказывает студентка политеха Мария. – Здесь мы увидели яблони и груши, насобирали их, дома сварили компот. А пока гуляли, думали, что было бы здорово, если бы люди ценили это место. Наверху шум и машины, а здесь так тихо и уединенно.
Мария учится в магистратуре на строительном факультете. Дополнительно еще занимается на курсах по архитектуре и дизайну городской среды. Девушка решила писать диссертацию о Егошихе, а пока ее мечты воплотились в проект для конкурса «Город – это мы». Сейчас она с единомышленниками решает те вопросы, на которые у власти давно не хватало времени, сил и денег.
Сегодня в логу работы хватило для всех. Одни разгребали мусорные завалы, другие убирали сломанные сухие деревья, третьи сажали новые, а четвертые мастерили лавочки и клумбы. Сейчас проект Марии «Новая жизнь забытой реки» кажется совершенно утопическим. Но ребят вдохновляет пример Сада соловьев на речке Уинке, где удалось сделать цивилизованную зону отдыха на берегу маленькой пермской речки.
Активист Сада соловьев Надежда Баглей помогает проекту Егошихи советом и авторитетом. Вслед за ней на субботник пришли многие. Так, жительница Вышки-2 привезла для клумб цветы со своей дачи.
– Примулы посадим в одну клумбу, нарциссы в другую, – рассуждает Наталья Борисова. – Когда они отцветут, останется красивая зелень. А к нарциссам можно будет что-нибудь простенькое в середине лета подсадить. Хоть календулу. Будет хорошо.
Девочки собирают легкий мусор, ребята таскают тяжести. А их здесь в избытке. То старые бревна, то покрышки. Авторезина разбросана по всему логу. Старые колеса выкидывают из гаражей со всех сторон реки. За пару часов удалось собрать несколько десятков покрышек. Из-под моста достали два огромных колеса. Художник Александр Жунев планирует сделать из этого мусора арт-объект.
– Я понял, что это традиция – бросать в овраг колеса, – серьезно говорит Александр. – Я хочу показать абсурдность этой традиции. Покрышки были так укромно запрятаны. Под кусточками, в реке, под мусором, но когда их сложишь в одно место, то становится видно, что это действительно традиция и очень нехорошая.
Художник верит, что идея Марии хороша, и ее надо воплощать. Может, не все получится с первого раза, но надо стараться.
Архитектор и соавтор проекта Артем Москалец считает, что надо просто начать прибирать. А потом местные жители увлекутся проектом. Им понравится жить в чистоте.
– Я живу неподалёку, помню, как гулял тут в детстве, – вспоминает Артем. – Нравится это место. Сейчас наша задача – создать благоустроенное пространство, чтобы привлекать сюда людей. Чтобы они видели, что тут можно ходить, тут безопасно и красиво. Есть такой термин «эффект разбитых окон». Суть в том, что там, где хорошо, уже не хочется гадить. А для этого надо приложить усилия. Надеюсь, тогда люди перестанут относиться к городу таким похабным образом.
Но пока люди не привыкли к чистоте и порядку, ребята решили подстраховаться. Так, например, лавочки делают антивандальными. Их буквально вцементируют в землю, чтобы их нельзя было унести и разломать.
Авторы проекта верят, что место станет полезным для горожан. Во-первых, здесь будет площадка для отдыха и мастер-классов. На лето уже запланирована йога на свежем воздухе. Мария рассказала, что местные бабушки очень хотят прийти «потянуться». Во-вторых, если обустроить тропинки, то это сократит путь пешеходам.
– Здесь есть хороший поток людей, – рассказывает Мария. – Студенты ходят из соседнего колледжа. Мы планируем устроить городское исследование. Постоять на дамбе и поспрашивать людей, хотели бы они ходить не по дамбе, рядом с машинами, а по этому логу.
Сегодня преподаватель Марии Юлия Бушмакова весь день занималась стрижкой деревьев, чтобы ветки не торчали в разные стороны, а выглядели ухоженно. Получилось или нет – узнать можно будет только летом.
– Смысл в том, чтобы крона поднималась вверх и просматривалась, – объясняет Юлия. – Но это занимает очень много времени и работы. Пока посмотрим на отдельном кусочке, удастся ли воплотить идею. Маша планирует написать диплом по преобразованию рек. И к концу работы мы хотим концептуально объединить это место со всеми местами Егошихи. В том числе и с проектом Первогорода.
Авторы проекта хотят начать с небольшой территории и, закрепившись на ней, идти все дальше и дальше.
– Если это сделать, то у власти не останется вариантов и придется это взять на баланс, – считает активист молодежного резерва гордумы Игорь Филиппов. – Я в восторге от парковых зон Москвы и других городов. Малые реки там облагорожены. Там настилаются мостки или кладутся тротуары. И это становятся сквозными пешеходными магистралями для города. Я так от Кремля дошел до Марьино. И за 40 минут не увидел ни одного автомобиля, что в условиях мегаполиса очень хорошо.
Сегодня прошел лишь первый субботник «Новая жизнь забытой реки». Мы будем следить за судьбой проекта.