В России регионы самостоятельно борются с коронавирусом: регулируют количество мест в больницах, вводят ограничения, обеспечивают лекарствами. Мы детально рассказываем, как обстоят дела в Пермском крае. Но давайте узнаем, каково это — заразиться коронавирусом в Москве.
Для сравнения, Москва находится на первом месте по количеству выявленных зараженных — ежедневно здесь регистрируют по две, а то и по три тысячи новых случаев коронавируса. В Пермском крае — около трехсот человек в сутки. Притом что на днях в Москве отменили ограничения на работу ночных клубов.
Об особенностях московской платной и бесплатной медицины рассказала пермячка Елена, которая уже несколько лет живет и работает в столице.
Разболелась Елена прямо под Новый год. Сначала появилась усталость, пропал голос. А вот температура поднялась спустя несколько дней — до 37,5 градуса. Потом заболело горло, появился небольшой кашель и очень сильный озноб, бросало то в жар, то в холод.
В Москве у Елены было несколько вариантов:
Если есть высокая температура, то надо вызывать скорую. Врачи приезжают за 3–4 часа максимум, иногда быстрее. Берут тест. Если необходимо, сразу везут на КТ, а дальше — домой или на госпитализацию. Есть жалобы, что не ко всем едут, но это скорее исключение.
Если температуры нет, то можно позвонить на горячую линию по единому номеру 122, описать ситуацию и вызвать на дом врача из ближайшей поликлиники. Правда, есть обязательное условие: ты должен сказать, что у тебя был контакт с подтвержденным ковидником и, соответственно, сдать все адреса и телефоны. Врач из поликлиники приходит через несколько дней и берет мазок.
Температуры не было, а рассказывать, что она могла быть контактной, Елена не хотела. Поэтому решила сдать тест платно. Но и это получилось не с первого раза.
— У меня есть постоянная прописка в Москве, но нет московского полиса, только пермский, я не успела его обменять, — объяснила Елена. — Нашла услугу «Выезд на дом» и сделала заказ 2 января. Мне должны были позвонить, но никто не позвонил. 3 января я решила идти сдавать тест в ближайший платный пункт приема анализов. Позвонила, узнала, сколько стоит, поднялась с кровати и пошла. На месте оказалось, что они принимают мазки только до 10 утра, а я пришла к обеду. Почему не сказали об этом по телефону — загадка. 4 января я снова пошла сдавать мазок и кровь, но уже в другую лабораторию. Там анализы на коронавирус принимают только с 12:30 до 14:00. Другие анализы в это время не принимают, чтобы развести потоки посетителей. Кстати, оказалось, что в нашем районе в пешей доступности (10–15 минут) пять разных мест, где можно сдать мазок и кровь за деньги.
Про анализы
Стоимость ПЦР-исследования — 2800 рублей, а кровь на антитела — 750 рублей + 200 рублей забор крови. В лаборатории обязательно спрашивают место работы. Результат пришел меньше чем через сутки. ПЦР был положительным, а вот антител еще не было. В письме от лаборатории говорилось, что результаты исследования переданы в Роспотребнадзор, а Елена и все контактные должны теперь сидеть дома.
Чтобы оперативно начать лечение, Елена консультировалась со знакомым врачом. Родные привезли лекарства. Состояние при этом ухудшалось, кашель усиливался, озноб и слабость. Но высокой температуры так и не было. Поэтому Елена даже не пыталась вызвать скорую помощь.
Про звонки
Спустя два дня Елене позвонили из районной больницы предупредить, что к ней придет врач. И действительно, уже через 15 минут после звонка врач был на пороге.
— Он был в «скафандре» и с чемоданчиком. Взял тест у друга, с которым я живу, смерил мне сатурацию, выдал лекарство от малярии и сказал пить его обязательно, — вспоминает Елена. — Уточнил, нужны ли нам больничные листы. Другу, у которого не было симптомов и только-только взяли мазок, больничный тоже положен как контактному. Кстати, про полисы врач даже не спрашивал. Самое главное — выдал нам обоим предписание на самоизоляцию, объяснил, что надо установить приложение «Соцмониторинг», и сфотографировал нас обоих на телефон.
Всего за этот день Елене позвонили:
районная больница — сказали, что придет врач;
Роспотребнадзор общий — сказали, чтобы скачали приложение и сидели дома;
детская поликлиника — спросили, есть ли у нас несовершеннолетние, которым нужна помощь;
Московский оперштаб по коронавирусу — разъясняли права и обязанности, сказали, что если нам некому покупать продукты и лекарства, то мы можем обратиться к соцработнику, который будет помогать;
Роспотребнадзор по ЦАО — узнать круг контактов, поскольку в этом округе находится офис Елены (помните, в клинике она назвала адрес своей работы?);
еще раз оперштаб — выясняли круг контактов с именами и телефонами.
— Все были очень вежливые. Спрашивали, удобно ли говорить, про самочувствие, желали скорейшего выздоровления и поздравляли с праздниками, — рассказывает Елена. — Похоже, у них одна методичка, как разговаривать. И объясняли всё очень доходчиво.
Про приложение «Соцмониторинг»
— Скачиваешь, вводишь номер телефона, и оно зависает на сутки для подтверждения информации, — рассказывает Елена. — Потом оно начинает присылать тебе уведомления, что ты должен сделать селфи и отправить им. На это есть час. Если не отправил, то теоретически попадаешь на штраф за нарушение самоизоляции — 4 тысячи рублей за каждое. Также приложение отслеживает геолокацию. Уведомления о селфи приходят 3–4 раза в день рандомно в промежутке с 9 утра до 22 вечера. На практике мне не приходило раньше 12 и позже 19. То есть всё по-божески. Но я всё равно ставила будильник каждый час, чтобы проверять уведомления. Теоретически можно оставить телефон дома и свалить погулять на полчаса, но в Москве везде камеры и якобы то фото, которое делает врач при первом визите, необходимо не только для приложения, но и для общей базы. А камеры в подъездах и у магазинов могут тебя распознать и тоже придет штраф. Насколько это правдоподобно, я не выясняла, мы не нарушали, сидели дома.
Про бесплатные лекарства
В Москве выдают два вида лекарств, в зависимости от того, какие завезли в конкретную поликлинику. В нашу завезли лекарство от малярии. В некоторых других выдают дорогой «Коронавир». И то, и другое бесплатно.
— Мы сразу загуглили, что такое гидроксихлорин. Выяснили, что эффективность у него не доказана, но есть сильная побочка, — вспоминает Елена. — Врач, с которым я консультировалась в первые дни, сказал не пить. А вот врач из больницы сказал пить обязательно. Я решила попробовать, и зря. Так плохо мне не было давно: тошнота, рвота, головная боль, дыхание сбивается. Часа три после таблетки меня колбасило так, что вторую я уже пить не стала. Оказывается, этим лечили в стационарах в марте 2020-го, когда искали варианты, как лечить коронавирус, но сейчас уже отказались. Зато теперь пациентам на дому раздают.
После этого врач приходил еще дважды. Один раз к Елене, чтобы взять мазок. Но почему-то в направлении Елены был указан 1959 год рождения. Поэтому врач требовала предъявить ей пожилую женщину и отказывалась верить, что на самом деле Елена и есть пациент. И еще один раз приходили, чтобы взять мазок у друга Елены. Видимо, больные и контактные проходят по разным спискам.
Вскоре Елене и ее другу пришли отрицательные тесты. Она стала незаразной, а друг и вовсе не болел.
— Мы решили выяснить, как отключить этот «Соцмониторинг». На горячей линии нам ответили, что никуда писать не надо. Через 14 дней после начала карантина, если у нас отрицательный тест, то система сама это увидит и приложение отключится, — объяснили Елене. — Так и произошло, уведомления приходить перестали.
Правда, спустя несколько дней к Елене опять пришли врачи, чтобы взять еще один мазок. Помните, в конце года Минздрав принял решение, что теперь можно списывать пациентов после одного отрицательного ПЦР? Судя по всему, до больницы Елены эти нововведения не дошли и в январе.
Последствия коронавируса сказываются довольно долго. Например, у многих начинают вылезать волосы. Врач-трихолог объяснила, отчего так происходит.