Преподаватель истории и обществознания 27-летняя Мария Механошина стала лучшим учителем года в Перми. Опыт работы у девушки небольшой – всего четыре года. Но она успела пройти практику в московской школе, а теперь, пользуясь столичным опытом, преподает одной из старейших пермских школ – №22.
В интервью 59.ru лучший учитель Перми Мария Механошина рассказала, как найти общий язык с современными школьниками и почему не нужно запрещать на уроках гаджеты и разрешать списывать на контрольных.
– Я молодой преподаватель, путь в этой профессии только начинаю... И я никак не могла подумать, что добьюсь таких результатов, – говорит победительница.
– Мария, как вы стали педагогом? Ведь изначально вы не хотели связывать свою работу со школой (Мария Механошина закончила факультет истории и политологии Пермского университета. – Прим. ред.)
– Я была на практике и много общалась с детьми. Поняла, что это мне очень нравится – делиться своими знаниями с детьми и чему то учиться у них. А когда встал вопрос – куда пойти в магистратуру, выбрала педагогический вуз в Москве. Там практически сразу устроилась на работу в школу и решила, что с учительством свяжу свою жизнь.
– Вы, кроме того, что преподаете историю и обществознание, еще являетесь тьютором. В чем заключается эта работа?
– Как тьютор я подбираю для каждого школьника индивидуальный подход к освоению учебного материала. Я как посредник между обычным педагогом и ребенком. Разрабатываю систему, которая помогает детям успешно учиться и учитывает интересы и особенности каждого школьника. Ни один ребенок не остается без внимания. Но разделять профессии учителя и тьютора не стоит. Идеальный учитель должен иметь тьюторские компетенции.
– То есть идеальный учитель разрабатывает индивидуальный подход к каждому ученику. Какими еще качествами должен обладать современный педагог?
– Учитель должен быть в тренде. Иначе он станет скучными и неинтересными для детей. Я использую на уроках планшеты, смартфоны – для работы в группах, для поиска информации. Мы не можем игнорировать эти гаджеты. Главная задача – заставить их работать на себя. Но нельзя забывать, что детям нужно общение. Поэтому на уроках мы можем отвлечься от основной темы и обсудить то, что происходит в стране и в мире.
Я стараюсь заниматься с детьми факультативно. Преподаю краткосрочные курсы «Поймай мечту» – о том, как научиться мечтать. И курс по шитью мягких игрушек из фетра. Еще люблю путешествовать и, надеюсь, скоро куда-нибудь свожу своих ребят.
– Учителем вы работаете всего четыре года. Наверное, еще не устали?
– Трудно было вначале. На четвертый год работы стало легче. Я уже понимаю, как лучше провести урок, поэтому не сижу вечерами, судорожно составляя план. Бывает, конечно, что какие-то работы забираю на проверку домой. Но все таки стараюсь уделять больше времени себе и личной жизни, а также высыпаться.
– Как считаете, что самое трудное в профессии учителя?
– Сделать так, чтобы детям было интересно. Многие школьники не понимают, зачем им, например, учить историю древнего мира, ведь это было несколько веков назад. Тогда я придумываю аналогии, связи с современностью. Стараюсь задавать каверзные вопросы, сравниваю явления.
– Какие они – современные школьники? Сложно найти с ними общий язык?
– Они строптивые, вредные, чересчур самостоятельные, особенно в старших классах. Думают, что знают все лучше родителей и учителей. Хотят доказать свою правоту. И я это поощряю. Но только в случае, если доказательства их правоты весомые, есть аргументы и факты, а не эмоции. Современные школьники интересны. Они необычны тем, что не похожи на нас. Вспоминаю себя и думаю, что не смогла бы быть такой активной, все успевать, всем интересоваться, быстро разбираться в технике. Одновременно им сложно. Сложно выстраивать в голове систему и структурировать свои знания.
– В чем, как вам кажется, миссия современной школы?
– В школе ребята должны понять, зачем им учить тот или иной предмет. Как знания пригодятся им в жизни. Но пока современная школа не дотягивает до идеала. Есть много проблем – например, зарплата учителей и большое количество отчетов. Мы постоянно их пишем, а это отнимает время. В Москве, например, не было бумажных журналов, мы сразу выставляли оценки в электронный журнал. А тут нужно занести оценки в свою книжку, в бумажный журнал, а затем – в электронный. Лишняя и ненужная работа.
– У вас есть специальные приемы, лично вами разработанная методика преподавания, которую вы применяете в работе?
– Я разработала прием «бусинки аргументации». Когда мы дискутируем с детьми и высказываем мнения, я выдаю большую бусинку тем, кто предоставляет сильные аргументы, и маленькую – тем, кто предоставляет слабые аргументы. Так, благодаря аналогии, ребята лучше запоминают, что сильный аргумент опирается на факты, мнения авторитетных источников. А слабый – на эмоции. Люблю работать со школьниками, деля их на группы. Они выполняют задания, а затем презентуют результат. Стараемся общаться face-to-face или с глазу на глаз.
– Вы строгая учительница?
– Строгая, но справедливая. Лишний раз повышать голос на детей не буду. Могу пошутить с учениками, но в то же время против того, чтобы дети вели себя неприлично. Если хулиганят – не выгоняю, но снижаю балл или даю дополнительное задание.
– А списывать даете?
– Нет. Но бывают случаи, когда списывание входит в часть задания – как вариант поиска ответа. В таких случаях школьники даже лучше запоминают информацию.
– Общаетесь с родителями своих учеников? Как думаете, что они ждут от вас и других учителей?
– Чаще всего встречи проходят с родителями тех детей, которые плохо себя ведут или неважно учатся. С родителями в Перми мне приятно общаться. В Москве, например, мамы и папы гораздо требовательнее и скандальнее. Родители хотят, чтобы педагог стал примером, образцом для их детей, чтобы, смотря на него, школьники захотели учиться. Кроме того, они считают, что педагог должен быть во всем успешен, любил работу и совершенствовался в ней.
– Дайте несколько советов выпускникам, как сдать историю на ЕГЭ.
– Совет один – все учить. Если по обществознанию для сдачи экзамена можно что-то почерпнуть из собственной жизни, то историю, если ты не знаешь даты, последовательности, не представляешь целостную систему, сдать не сможешь. Это тяжкий труд. Готовиться к ЕГЭ по истории нужно с 9 класса.