В рамках Дягилевского фестиваля у Театра оперы и балета появился новый арт-объект – огромная матрешка, расписанная художницей Настей Ваимар.
Матрешка выглядит очень необычно, у нее геометрические формы, в высоту объект достигает больше двух метров. На каждой ее стороне странные надписи: «Иди сюда, малыш! Я тебя поцелую», «Огонь-баба», «Люблю Пермь и танцевать» и легендарное «Счастье не за горами». Арт-объект посвящен четырем произведениям Стравинского, которые исполнялись или будут исполняться в Пермском театре оперы и балета: «Поцелуй феи», «Свадебка», «Весна священная», «Жар-птица».
– Своей задачей в этом арт-проекте я видела создание простой, эмоциональной и многослойной коммуникации, выражающей не всегда простые идеи, – рассказала 59.ru Настя Ваимар. – Можно сказать, что это на 80% работа интуиции и только на 20% работа профессиональных навыков. Никогда в жизни мне не доводилось делать ничего подобного.
По словам Насти, ей захотелось объединить четыре матрешки в один многогранный образ женщины, которая одновременно и огонь-баба, и веселушка, и холодная властная повелительница, и замуж хочет.
Художница рассказала 59.ru о каждом образе.
– Это образ Насти-чернобровой, которую выдают замуж. Это про девичью мечту «вот выйду замуж и будет мне счастье». Мне было интересно поместить эту мысль в пермский контекст. Где, собственно, это счастье? Во-первых, не за горами, как гласит имеющийся на берегу Камы арт-объект. Во-вторых, и это справедливо не только для Перми, счастье после свадьбы, как правило, локализуется в паре окон многоэтажки спального района.
– Я взяла образ той девушки, оказывающейся в центре хоровода, которой предстоит дотанцеваться до смерти и стать жертвой Древнему Богу, призывая его благодать. Я переношу этот сюжет в контекст Перми. Поэтому тут герб и текст «Люблю Пермь и танцевать». Раз герб, то это и про патриотизм. Представляете, каким должен быть патриотизм у этой девушки в центре хоровода? Она ведь умрёт за свою землю и тех остальных, кто в хороводе, которые живут на одной земле с ней.
– Мы привыкли, что фея – это такая лёгкая эфемерная субстанция с палочкой и крылышками. Но это Снежная королева Андерсона. То есть она даже не человек, только образ, глыба льда, наделенная чувствами. Но глыба тоже хочет любви, поэтому я поставила ей на сердце тот же свадебный стол, что и в свадебке. Только тут он пустой. По сюжету сказки фея целует мальчика, а потом возвращается за ним, уже взрослым юношей, и забирает его с собой навсегда. Поэтому тут крест на могиле и две розочки из сказки.
– Это тоже создание нечеловеческое, птица дивная, исполняющая любые желания. Перенося это на образ женщины и уровень морали современного общества, получаем Огонь-бабу, которая всё может. И спуститься в ад, и вознестись до небес. Поэтому её образ двойственен во всём – огненные перья напоминают храмовую архитектуру; кокошник огненный, но и белый нимб; глаза прячутся в очках, но отражают бога.
Настя рассказала, что расписывала матрешку не в цеху, а непосредственно в фестивальном клубе. Ей удалось познакомиться с пермяками и гостями фестиваля. Многие подходили, расспрашивали, студенты брали интервью, подростки фотографировались с надписями. Порой художнице помогали прохожие – закрашивали треугольники, квадраты, линии, и все получалось. Художница говорит, что хотела построить мост между людьми на улице и балетами Стравинского.