Портал 59.ru начинает новый проект. Мы покажем вам то, что обычно скрыто от глаз зрителей – мастерские, в которых пермские художники создают свои произведения. Расскажем, зачем им отдельные помещения, когда они были построены и кому принадлежат сейчас. Первый, к кому мы пришли в гости, – пермский художник Юрий Лапшин.
Мастерская Юрия Николаевича – пожалуй, самого известного пермского художника, участника более ста выставок в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, находится в обычном жилом доме – на Попова, 25. Его произведения есть в галереях, музеях и частных собраниях США, Германии, Франции, Японии, Испании. А создаются они здесь, в большой мастерской на последнем этаже. Дом на Попова, 25 – одна из четырех семнадцатиэтажек, построенных по одному проекту. Его и дом № 27 построили еще в советские времена, в 1987 году. Тогда государство выделяло художникам мастерские – их специально построили на последних этажах этих домов. Дома № 21 и № 23 достроили уже после развала СССР, поэтому мастерских в них нет.
В мастерской высокие потолки и большие окна – все сделано для того, чтобы художник мог создавать масштабные работы при естественном свете. Здесь же есть комната отдыха, кухня и санузел – в перерывах между работой можно готовить и пить чай.
Юрий Лапшин получил эту мастерскую в 1988 году. По словам художника, кому достанется мастерская, решала жеребьевка. Лапшин вытянул свою «мастерскую» из шапки и уже 30-й год работает в ней.
Как и все мастерские, это помещение находится в муниципальной собственности. Город передает их в безвозмездное пользование Пермского отделения «Союза художников России», а «Союз» уже сам распределяет помещения между художниками. Сейчас в Перми 88 мастерских, в которых работают члены «Союза художников России». В них художники могут создавать большие работы, что невозможно сделать в квартире – как и использовать сильно пахнущие растворы и краски. Здесь хранится множество красок, кистей, холстов и готовых работ. Юрий Лапшин и сам не знает, сколько картин в его мастерской, говорит, что их несколько тысяч.
Обычно художник проводит в мастерской целый день. Помещение находится в безвозмездной собственности, но коммунальные услуги оплачивать все-таки приходится. Площадь мастерской – 120 квадратных метров. По словам Юрия Лапшина, за «коммуналку» он платит около восьми тысяч рублей в месяц – сумма немаленькая.
– Мне хватает на то, чтобы платить коммуналку, – смеется художник. – Конечно, это недешево. Краски и холсты тоже стоят очень дорого, но я же работаю и пенсию получаю. Правда, я точно не знаю, сколько – жена за меня получает. Есть люди, которым нравится то, что я делаю, они приобретают мои работы. Вообще тот, для кого главная задача – заработать много денег, уже не художник. Я ни разу в своей жизни ничего не делал на заказ.
– А как же работа в театре?
– Театр – это другая история. Я больше 20 лет был главным художником в разных театрах страны, работал за рубежом. Когда я работал в театре, я должен был делать то, что есть в репертуаре. Но это всегда была моя интерпретация, я высказывал свое отношение. Потом я с театром завязал. Театр дал мне возможность работать вне театра. Сейчас я делаю почти то, что хочу. Это не работа, это жизнь такая, которую я сам себе придумал и живу.
Сейчас Юрий Лапшин пишет новую серию работ. На холсте два метра на полтора художник изображает причудливых существ, которые переплетаются и сливаются друг с другом.
– Это другой мир. Но это мой мир – ирреальная реальность, – рассказал 59.ru Юрий Лапшин. – Я считаю, что художник не должен объяснять свои работы. Иногда мне приходится объяснять студентам, но это уже другой жанр – это литература. А я все-таки занимаюсь пластическим искусством. Невозможно исследовать и полностью понять художника. Я сам себя не понимаю до конца. Я сам не знаю, что я делаю, и в результате получаются такие истории, которые мне не хочется расшифровывать. Никакая работа не может быть закончена до конца. Она может быть технически доведена до какого-то уровня. Но после точки я все равно ставлю многоточие. Я предлагаю своё видение другим людям и жду ответную реакцию.