Как получить в провинцию одного из востребованных режиссеров в мире – Роберта Уилсона, чем можно заманить не менее легендарного Каму Гинкаса на работу в маленький российский городок и может ли Пермь стать «хорошей идеей на выходные»? Об этом дискутировала в краевом центре российская элита. «Театр: есть ли жизнь за МКАДом?» – такова тема public talk, которая развернулась в Пермском оперном накануне фестиваля «Золотая маска».
С 1993 года «Золотая маска» является срезом всего лучшего, что происходит в стране. За шесть лет о пермском оперном стали говорить много, театр стал символом новой волны в театральной России – об этом не один раз упомянули на встрече.
– С 1996 года театр участвует в «Золотой Маске». За это время было 89 номинаций, из них 79 приходится на время работы Теодора Курентзиса в театре и 13 масок из 19 – приходится именно на долю периода его работы, – отметила генеральный директор Фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина.
В Пермь съехались столичные львицы, режиссеры, театральные деятели – все на «Травиату», которую поставил в прошлом году Роберт Уилсон. Последний, кстати, тоже присутствовал на встрече, правда, только по скайпу.
– По всему миру распространяется весть, что в Перми происходят уникальные вещи, которые объединяют разные культурные бэкграунды, – отметил режиссер, чей голос обрывками доносился из Осло.
Ажиотаж вокруг «Травиаты» является доказательством того, что региональный театр может стать причиной массового культурного «паломничества», – заявляют организаторы дискуссии. Порассуждать на тему децентрализации культурной жизни России предложили Теодору Курентзису (худрук пермского оперного), Марку де Мони (генеральный менеджер театра), Алене Долецкой (журналист, главный редактор VOGUE Russia с 1998 по 2010 г.г.), Марине Давыдовой (театральный критик), Кама Гинкасу (режиссер, народный артист РФ), Марии Ревякиной (генеральный директор фестиваля «Золотая маска») и Ксении Собчак (журналист, главный редктор журнала L'Officiel).
– Наши эксперты в последний раз отсмотрели более 900 спектаклей. Афиша состоит из 79 спектаклей со всей России и почти половина – спектакли из регионов. В последние три года это – тенденция, чего всегда добивалась «Маска» – децентрализация искусства. То, что жизнь далеко за МКАДом ужасно интересная, – абсолютная правда. Есть города, в которых есть интересные театры, они создают вокруг прекрасную инфраструктуру искусства, фестивали, которые привлекают огромное количество людей: Воронеж, Кострома, Красноярск, Новосибирск, – перечисляет генеральный директор Фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина.
Как организовать за пределами МКАД театр европейского образца? Рецептами поделился генеральный менеджер пермского оперного Марк де Мони.
– Театр экстраординарен по любым меркам, по европейским, в частности. Я не знаю театра в России и Европе, который при той инфраструктуре, которая есть, имел бы два симфонических оркестра, два полноценных хора, не говоря о балетной труппе. Она служилась в рамках внятной культурной политики, так называемой Пермской культурной революции. В 2011 году мы внедрили идею продюсера, который с момента формирования идеи начинает собирать всю информацию, начинает привлекать нужных людей и отслеживает все этапы постановки. Такого функционала раньше не было в театре. Теперь у нас успешно работающий отдел из семи-восьми таких продюсеров. И я не понимаю, как мы жили без этого. Как мы получаем таких людей, как Уилсон? Конечно же главный магнит – это Теодор, – отметил де Мони.
Дискуссия о театральной жизни за МКАДом шла на мажорной ноте, однако не удалось обойти в разговоре головную боль театра – новую сцену, которую обещают оперному уже несколько лет. Теодор Курентзис пригрозил, что уедет из Перми, если сцены не будет.
– Я буду жить, не знаю, в Исландии, если не будет сцены, как было обещано. Я здесь не из-за пейзажа, а для того, чтобы творить что-то хорошее, я хочу, чтобы что-то осталось следующим поколениям, – заявил художественный руководитель пермского оперного.
Коснулся разговор и так называемого театрального туризма, который развит в Европе, но для России – почти незнакомый вид досуга.
– Европа – маленькая, чтобы съездить из Берлина в Париж или Брюссель в театр – потребуется время и немножко денег. Для того, чтобы из Москвы или Петербурга прилететь в Пермь или Красноярск, не говорю про Южно-Сахалинск, нужны немыслимые деньги. Надо на чем-то доехать дешево, жить где-то комфортно и достаточно дешево. Туризм может быть только, если какая-нибудь крупная компания возьмет на себя этот колоссальный убыток, чтобы возить сюда, в Пермь, желающих посмотреть замечательные спектакли, которые существуют по всей России, – считает режиссер Кама Гинкас.
Его мнение разделяет и театральный критик Марина Давыдова.
– Сравнивать европейскую ситуацию с российской и думать, что мы можем рецепты децентрализации позаимствовать у европейской страны, как? Это совершенно другая реальность. Коммуникации несопоставимы с нашей страной. Инфраструктура не предполагает сообщения между городами, все происходит через Москву. Это такая центростремительная страна и преодолеть это в рамках только культурного проекта сложно, нужна огромная политическая воля, чтобы сделать страну менее централизованной.
– Все, что мы говорили о децентрализации связано с одним: умением создавать эти центры. Ты должен создать историю приезда на выходные, историю города, чтобы Пермь стала «хорошей идеей на выходные». Ты приезжаешь и идешь к Гельману смотреть выставку Бродского, которая была потрясающа, вечером идешь на «Травиату» Уилсона, имеешь возможность жить в хорошем, модном отеле, не обязательно дорогом, но красивом и стильно сделанном, а еще заходишь в хороший ресторан, где тебя не отравят мороженой рыбой. Проблема в том, что такого заказа и воли делать такие проекты пока нет, – подытожила Ксения Собчак.