Пермякам, чьи дома подлежат сносу из-за близости к нефте- и газопроводам, посоветовали судиться с районными администрациями. Замминистра краевого ЖКХ пришел на митинг против сноса домов, прошедший в Перми 21 марта. Чиновник признал, что в такой ситуации виновными могут быть муниципальные власти, разрешившие строительство в опасной зоне.
«Дома на трубы не меняем» – с такими плакатами в центре Перми люди вышли на митинг против сноса домов. Жители микрорайонов Архиерейка, Запруд, Кислотные дачи, Голованово, деревни Адищево и садового товарищества Ерепеты требовали от властей обратить внимание на их проблемы. Несколько лет подряд суды обязывают собственников домов сносить жилье из-за близости к нефте- и газопроводам. В Пермском крае таких домов около 400. По регламенту в охранной зоне 125 метров магистральных нефте- и газопроводов не могут находиться жилые дома или дачные домики.
– У нас по городу проходит опасный производственный объект – магистральный нефтепровод Каменный лог – Пермь, – объясняет ситуацию организатор митинга Любовь Турова. – Он проходит на протяжении 25 км. Но по закону труба не может идти по территории населённых пунктов. Она должны быть в 125 метрах от границы города. С 2014 года Транснефть подает массовые иски о сносе домов, которые оказались в этой 125-метровой зоне. Опасные трубы проходят параллельно Восточному обходу у чусовского водозабора. Летом там собираются многокилометровые пробки. А рядом – трубы под огромным давлением. При этом трубы заглублены всего на 80 см, а должны на 120 см.
В компании «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» пояснили, что в охранной зоне пормыслового газопровода «Каменный лог – Пермь» объектов жилой застройки нет. По заключению экспертизы промышленной безопасности газопровод соответствует всем требованиям законодательства.
В феврале активисты обратились к главе Прикамья Максиму Решетникову с требованием незамедлительно вмешаться в ситуацию, чтобы предотвратить техногенную катастрофу и прекратить нарушение прав граждан, которые оказались в опасных зонах. На митинге активисты подписали требования о пересмотре судебных дел о сносе домов, поскольку такие решения противоречат конституции и конвенции по правам человека. Похожая ситуация сложилась по всей стране. На связь с митингующими вышли активисты в Москве – там на стихийный пикет собрались около трех десятков человек. Все они написали письма в Ростехнадзор, с требованием вынести нефте- и газопроводы за пределы городов. Участникам пермской акции раздавали такие же готовые заявления, куда было необходимо вписать лишь свое имя и отправить в ведомство.
– Пару лет назад мы приобрели в ипотеку жилой дом, – делится своей бедой житель Запруда Дмитрий Семериков. – Дом купили в 2014 году, а в 2016 получили приглашение в суд. Первая инстанция постановила дом сносить, апелляция в краевом суде была отклонена. А это единственное жилье моей семьи. К тому же нам отказали в получении адреса. Мы даже врача толком вызвать не можем, приходится машины на дороге встречать. А самое интересное, что до сих пор в официальных документах нет никаких ограничений ни на участок, ни на дом. Когда я пытался получить адрес для дома, то никаких ограничений в кадастре не было.
На митинг пришел замминистра краевого ЖКХ Леонид Мокрушин. Он рассказал, что краевые власти обратились в федеральное правительство для решения проблемы, но скорого ответа чиновник не ждет и предлагает жителям подавать в суд на муниципалитеты, которые изначально разрешили строить дома в охранных зонах.
– Суды действуют в рамках законодательства и другого решения принять не могут, – объясняет чиновник. – Мы обратились с этой проблемой в российское правительство. По закону выделение участков в охранных зонах не запрещено. Но органы местного самоуправления обязаны выдавать или отказывать в разрешении на строительство, основываясь на данных, которые у них есть. В том числе и от организаций, которые являются владельцами трубопроводов. Если говорить про трубопровод «Каменный лог», то он находится там уже не один десяток лет. Муниципалитеты в курсе, что эти трубопроводы существуют и у них есть минимально допустимые расстояния. Поэтому, если есть решения суда о сносе, то владельцы домов вправе обращаться за компенсацией в органы, действия которых позволили им построить дома. Строительство домов проходит в соответствии с градостроительным кодексом и если эти документы выданы, то надо разбираться в ответственности органов, выдавших разрешения.
Чиновник подтвердил юридический казус. Суд обязывает сносить дом, но земля остается в собственности. Проще говоря, огород в охранной зоне разбить можно, но даже маленького сарая построить нельзя. Так, например, сейчас вся деревня Адищево должна быть стерта с лица земли. Более сотни дачных домов должны пойти под снос в садовом товариществе Ерепеты из-за близости с магистральным трубопроводом «Газпрома». При этом большинство владельцев земли – пенсионеры, которым решить эти проблемы уже не под силу.
– Земля нам была выделена в 1988 году, люди понастроили там дома, – рассказывает активист СНТ Ерепеты Ольга Полякова. – Людям было по 40-50 лет. Сейчас большинство наших дачников – пенсионеры 70-80 лет. Это люди, которые честно трудились, а сейчас вдруг оказываются виноватыми. Кроме того, в 2005 году администрация Пермского района перевела наши земли, которые были выданы под садоводство, в земли населенных пунктов. То есть сейчас тот самый газопровод проходит на расстоянии 40 метров от населенного пункта, что совершенно недопустимо.
В итоговой резолюции митинга активисты требуют губернатора, городских и краевых депутатов обратиться с законодательной инициативой в правительство и договориться с нефте- и газовыми корпорациями о переносе труб за пределы населенных пунктов.
Фото: Фото Ильяса Фархутдинова