Изобретен геометрический светофор. Он отличается от стандартного тем, что цветные сигналы дополнены соответствующими им фигурами. Автор идеи Юрий Козин предлагает установить их на улицах, чтобы снизить число нарушений ПДД, улучшить регулирование движения и упростить жизнь водителям.
Светофор в нынешнем виде существует почти целый век. Он представляет собой три всем известные круга разных цветов – красного, желтого и зеленого. Из нововведений, которые даже на пермских улицах появились совсем недавно, можно отметить разве что мигающий сигнал и отсчет времени до его смены. Изобретатель Юрий Козин предлагает более значительные перемены. Он считает, что если добавить к каждому цветному сигналу соответствующую ему геометрическую фигуру, эффективность работы светофора вырастет.
Планируется, что новый автоматический регулировщик движения будет состоять также, как сейчас, из трех секций. Красный сигнал станет квадратным, зеленый останется круглым, а желтый будет состоять из двух треугольников. При этом один из них будет загораться в зависимости от того, какой сигнал вспыхнет следующим, указывая на него острым концом. «При переключении светофора с одного цвета на другой водителю проще будет разобраться, какой сигнал сейчас загорится», – пояснил изобретатель Юрий Козин.
Считается, что цвет в сочетании с геометрическими фигурами легче и быстрее воспринимается человеком. Это давно известно из теоретических разработок психологов, дизайнеров и архитекторов. При этом, если водитель будет быстрее принимать верное решение согласно увиденному сигналу, повысится безопасность дорожного движения и пробок станет меньше. Проще ориентироваться по такому светофору также будет дальтоникам и детям.
Этот эффект сродни тому, что был достигнут на улицах Перми установкой светофоров с мигающими сигналами и счетчиками времени. Благодаря им водители заранее знают – в какой момент трогаться, увеличивая пропускную способность улиц снижением времени реакции. Также мигающий зеленый предупреждает о необходимости вовремя затормозить перед светофором. Многие настолько привыкли к подобному алгоритму, что проезд перекрестков со старыми автоматическими регулировщиками стал вызывать проблемы. Например, они возникали на пересечении улиц Дзержинского и Окулова, пока там работал светофор, переключающийся на желтый без предупреждения миганием. Те же затруднения до сих пор часто приводят к ДТП на перекрестке улиц Подлесная и Зои Космодемьянской, где сигналы также сменяются внезапно для привыкших к современным светофорам водителей.
Однако простейший поиск в интернете показывает, что идея россиянина Юрия Козина не совсем оригинальна. Так, саму концепцию геометрического светофора изобрели корейцы Джи-Юн Ким, Сун-янг Янг и Хван-джу Джеон. Их изделие «UNISignal» отличается лишь расположением фигур – красный сигнал представлен треугольником, желтый – кругом, а зеленый – квадратом. Корейцы также утверждают, что их геометрический светофор облегчит жизнь дальтоникам и поможет быстрее объяснить ПДД маленьким детям. Юрий Козин лишь усовершенствовал эту модель, сделав желтый сигнал-треугольник указателем на следующую за ним вспышку.
Существуют и другие варианты усовершенствования светофора, но в большинстве своем они представляют собой фантазии на тему счетчиков времени. Таков автоматический регулировщик движения Sand Glass дизайнера Таньва Тиавонг, который предлагает совместить световые сигналы с наглядным таймером в виде песочных часов. Или концепт серба Дамьяна Станковича, где круглые сигналы обрамлены набором гаснущих светодиодов, показывающих время, оставшееся до смены цвета. Поучаствовал в усовершенствовании светофора и хорошо известный пермякам Артемий Лебедев со своим «Люксофором». Это изделие со светодиодами, а сами сигналы на нем не круглые, а квадратные, что должно улучшить их восприятие даже при ярком солнечном свете.
Впрочем, какие бы ни были преимущества у новшеств, заменить ими старые изделия будет сложно. Как сообщили «Российской газете» в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения, требования к светофорам установлены Венской международной конвенцией о дорожных знаках и сигналах 1968 года и при любых новшествах потребуется внести изменения в эти требования. Даже простой эксперимент на некоторых перекрестках повести непросто, потому что дорого. Стоимость одного светофорного объекта в зависимости от сложности его конфигурации и установки колеблется от 800 тысяч до трех миллионов рублей.
«Вопрос не столько в деньгах, сколько в целесообразности нововведений, – считает пермский автомобилист Евгений Толстиков. – Наверное, стоит испытать его и если он действительно снизит число ДТП – тогда стоимость будет не важна, потому что появится возможность спасти человеческие жизни».