Рынок ОСАГО находится в плачевном состоянии и требует жестких мер. С такими заявлениями представители страховых компаний выступают все чаще. Под жесткими мерами подразумевается пересмотр тарифной политики в сторону повышения цен. Весь вопрос только в том – на сколько вырастет цена народной страховки. Мнения экспертов и обычных автовладельцев изучил корреспондент Auto.59.ru.
Обязательное страхование было внедрено с целью обеспечить стабильность на дорогах страны. По идее ОСАГО должно было лишить автовладельцев множества проблем в случае ДТП. Но в итоге полис стал своеобразным пропуском на дорогу, а проблемы водителей при ДТП не уменьшились, а всего лишь переместились в другую плоскость. Несмотря на огромное количество страховых компаний, на рынке не сложилась среда свободной конкуренции и государству пришлось вмешаться в ценообразование, искусственно ограничив максимальную цену полиса. В итоге целых 11 лет полис автогражданки могли себе позволить практически все автолюбители, вне зависимости от стажа, марки и модели автомобиля.
К началу текущего года, несмотря на все усилия, страховщики начали чуть ли не бунт с требованием увеличить тарифы. И минимальная цифра, которая хотя бы временно устроила РСА – это 70% к текущей цене. А некоторыми экспертами и вовсе озвучиваются цифры в 300%, что будет означать цену полиса ОСАГО на обычную иномарку в почти 13 тысяч рублей. И это с учетом, что у вас не было ДТП, вам более 22 лет и за более чем трехлетний стаж у вас не было ни одного ДТП. Хотя бы одно ДТП по вашей вине автоматически увеличит цену в два раза.
Зампред ЦБ РФ накануне подтвердил – рост цены будет и составит минимум 30%. Видимо доводы страховщиков о том, что полстраны занимается целенаправленной работой по обогащению за счет бедных страховых компаний, умышленно имитируя ДТП – подействовали. Еще в РСА обижены тем, что сложившаяся ситуация позволяет автовладельцам через суд получать слишком большие выплаты, чем наносит непоправимый ущерб почти убыточному, по их словам, бизнесу.
«Повышение тарифа минимум на треть позволит остаться на рынке самым крупным и надежным страховым компаниям, – считает заместитель директора по страховым рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА»Наталья Данзурун. – У нас недавно существенно поднялись выплаты по ущербу как жизни и здоровью, так и по имущественному ущербу».
Впрочем, некоторые эксперты считают, что справедливо будет к 30% добавить еще обещанные с осени 40%. Такое мнение высказывают в Гильдии актуариев России. Беглый просмотр сайта Гильдии не дал определенный ответ на вопрос чем же они занимаются, но, тем не менее, мнение о цене на страховку они имеют вполне четкое.
И Гильдия актуариев еще относится к разряду оптимистов, так как экс-руководитель Управления страховых организаций Мингосимущества России Саид Гафуров, ныне занимающий должность заместителя главного редактора федерального экономического издания «ВВП», считает, что «Тариф нужно сделать свободным. Только свободная конкуренция на этом рынке и ни в коем случае не политическое решение сможет привести тариф в то значение, при котором выгодно будет всем». По его словам, тариф поднимется в среднем в два-три раза. Найти автомобилиста, которому бы резко стало выгодно от такого повышения, мы не смогли, а вот страховые компании пока даже и не мечтают о такой манне небесной.
Буквально месяц назад редакция Auto.59.ru уже публиковала материал, посвященный рынку страхования. Тогда были взяты официальные цифры от РСА, по которым выходило, что страховщики даже по существующим тарифам в убыток себе не работают. Но, по всей видимости, этого им крайне мало. Про социальное значение страховки почему-то вообще никто не вспоминает, кроме ЦБ РФ, который и призван регулировать этот рынок.
Повышая цены на страховку, есть риск получить ситуацию, когда дороги будут наводнены водителями либо вообще без страховки, либо с поддельными полисами и в итоге скатиться обратно в 90-е. Решать проблемы при ДТП вновь придется самостоятельно, что явно никак не приведет к стабилизации.