С 1 июля 2015 года в Кодексе об административных правонарушениях вступает поправка, согласно которой водителей, не желающих освободить проезжую часть при незначительном ДТП, предполагается штрафовать на 1 тысячу рублей. Соответственно, в пункт 2.5, 2.6, 2.6.1 Правил дорожного движения внесены изменения. В чем суть нововведений? Попробуем разобраться.
Сразу бы хотелось отметить: упрощенный прядок будет применяться только в случае отсутствия пострадавших и при количестве участников не более двух.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Общие обязанности водителей, согласно пункту 2.5 ПДД, практически не изменились. Как и раньше, водитель в случае ДТП обязан остановить транспортное средство, выставить знак аварийной остановки, при этом предметы, имеющие отношение к аварии, перемещать нельзя. Согласно пункту 2.6.1 Правил, автовладельцы обязаны освободить проезжую часть, если невозможно движение других автомобилей. Если раньше требовалось положение автомобилей фиксировать в присутствии свидетелей, то сейчас данную фиксацию можно произвести фотоаппаратом или сотовым телефоном без присутствия свидетелей.
В случае, когда водители пришли к взаимному согласию, они:
могут договориться на месте. Виновник небольшой ущерб может оплатить и не бояться при этом, что он может быть привлечен по ст. 12.27 КоАП РФ. Желательно в этом случае написать расписку.
могут приехать совместно в ГИБДД и, предоставив фото- и видеоматериалы, получить справку о ДТП формы 154. После этого невиновный обращается по ОСАГО в свою страховую компанию.
в случае, если ущерб не превысит 50 000 рублей, могут оформить документы для страховой самостоятельно, заполнив извещения о ДТП, то есть использовать Европротокол.
Будут ли «работать» эти изменения? Всем понятно, что смысл этих изменений состоит в том, чтобы стимулировать водителей автомобилей к оформлению Европротоколов и снизить количество пробок на наших дорогах.
Считаю, что выбор способа оформления должен быть добровольным. И введение данного штрафа не будет стимулировать водителей заполнять Европротокол. Вспомним, сколько надежд возлагали несколько лет назад на то, что водители при ущербе до 25 000 рублей напрямую придут в страховую, не посещая отдел ГИБДД. Однако процент обращения по данному виду ничтожно мал. Да и сами страховые компании не рады нововведениям. Им привычнее принимать участника, если у него имеется справка о ДТП , из которой видно, кто какой пункт ПДД нарушил, привлечен ли виновник к административной ответственности, какой результат направления на медосвидетельствование, возбуждено ли административное расследование.
Не секрет, что количество отказов в выплатах по Европротоколу выше, чем при обращениях по «традиционной» схеме. Это бывает, например, когда не хватает подписи или не указано время. Бывают случаи, когда у одного из участников заканчивался срок действия полиса ОСАГО и указание времени ДТП с точностью 5-10 минут определяет, будет ли страховая компания платить или нет.
А как быть с ситуациями, в которой один водитель согласен, что виноват, а на самом деле просматривается нарушение со стороны другого участником. Многие владельцы транспортных средств имеют лишь общее о представление о правилах дорожного движения. Хорошо, если на перекрестке – месте аварии имеются, например, знаки приоритета. А если их нет? Очень часто затруднительно определить, кто какой пункт Правил нарушил. Кто из автолюбителей сможет определиться по виновности, если кто-то не соблюдал боковой интервал и при этом линии разметки отсутствуют?
Нередко водитель, производящий обгон в месте, где он не запрещен, при столкновении с авто, которое начало поворот налево, соглашается с мнимым нарушением с его стороны и тем самым, при отсутствии у него каско, лишается выплаты. А другой участник получит деньги на ремонт? Нет. Страховщики могут указать, что виноват именно он, поэтому выплаты не будет.
Таким образом, факт согласия между участниками по обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия не всегда отражает истинную картину данного дорожно-транспортного происшествия.
Считаю, что изменения, вступающие с 1 июля, не приведут к ощутимому снижению пробок на наших дорогах и стимулировать к заполнению Европротокола не будут. Водитель, опасаясь отказа в страховой выплате, не освободит дорогу, предпочтя заплатить новый штраф.
Курс законодателя, обозначившийся последние 2-3 года на ужесточение санкций в отношении участников дорожного движения, видимо, будет продолжен. Что дальше?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Александр Сидоров,
автоюрист, член Ассоциации юристов России
Фото: Фото автора