В России запустили второй этап реформы ОСАГО. В рамках первого этапа в начале 2019 года были расширены границы базовых тарифов и введены новые градации для водителей по возрасту и стажу, а теперь приняты новые изменения. Они вступят в силу в конце августа.
- Что поменяется?
- Какие нарушения считаются грубыми?
- Езда в пьяном виде сюда попадает?
- Всё так просто и прозрачно?
- Зачем всё это нужно?
- Техосмотр временно отменили, но есть подвох
Что поменяется?
Вводится новый фактор для определения базового тарифа ОСАГО — фактор наличия грубых нарушений ПДД. Если за прошедший год водитель совершил опасный проступок, то страховщик будет вправе применить к нему максимально высокий тариф. На данный момент базовая цена страховки может варьироваться от 2746 до 4942 рублей, и для каждой территории (города или областных поселений) выбирается конкретное значение: одно для всех водителей с пропиской в данном месте. Новый закон позволяет селективно повышать тариф для водителей-плохишей.
Какие нарушения считаются грубыми?
Платить по максимуму придется за неоднократный проезд на запрещающий сигнал светофора, за выезд на встречную полосу и за превышение скорости более чем на 60 км/ч. Правда, учитывать эти нарушения можно только в тех случаях, когда их зафиксировал инспектор ГИБДД. То есть штрафы с дорожных камер в счет не идут.
Также их нельзя принимать во внимание, если нарушение повлекло за собой аварию и возмещение ущерба. В этом случае страховка и так подорожает за счет повышения коэффициента бонус-малус (КБМ).
Езда в пьяном виде сюда попадает?
Да. Если водителя лишили прав за пьянку, то страховщик сможет применять высокий тариф в течение года после окончания срока наказания (возврата прав или отбытия срока). Например, если удостоверение вернули в мае 2020 года, то страховка будет дороже вплоть до мая 2021 года.
Сюда попадает не только само вождение в пьяном виде. К грубым нарушениям также относятся отказ от медосвидетельствования и побег с места ДТП. Согласно российскому законодательству оба случая приравниваются к пьяной езде — чтобы у нарушителей не было возможности смягчить себе наказание.
Всё так просто и прозрачно?
Не совсем. В законе есть размытые формулировки. Во-первых, непонятно, какое количество нарушений считается «неоднократным». Во-вторых, документом предусмотрена возможность варьировать базовый тариф «от иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность наступления страхового случая».
По сути, это дает страховщикам право вводить высокие цены в любых удобных случаях. Но в РСА пояснили, что Банк России, который курирует деятельность страховых компаний, должен определить список критериев, а страховая обязана опубликовать принципы назначения тарифов на своём сайте.
Зачем всё это нужно?
Нововведение позволит применять для водителей более индивидуальные и справедливые тарифы на основе их поведения на дороге.
— У автовладельцев появится дополнительный экономический стимул не нарушать ПДД: ведь для аккуратных водителей полис ОСАГО будет стоить заметно дешевле, — объяснил глава РСА Игорь Юргенс.
Ранее в интервью нашему изданию господин Юргенс говорил, что эта реформа поддержит тренд на снижение средней цены на ОСАГО. Напомним, по итогам 2019 года автогражданка подешевела в среднем на 5%.
В долгосрочной перспективе Центробанк и страховщики планируют отказаться от государственного регулирования цен на ОСАГО и сделать их еще более индивидуальными для каждого водителя. Поэтому со временем придется отказаться от коэффициента по мощности автомобиля и региону проживания, от которых сейчас сильно зависит цена страховки и которые давно вызывают много критики. Игорь Юргенс говорил, что до конца 2020 года они точно останутся.
Техосмотр временно отменили, но есть подвох
Водителям также разрешили покупать полисы ОСАГО без диагностической карты. Это временная мера на период действия ограничений из-за коронавируса. После их снятия пройти техосмотр всё равно придется, а если забыть, страховая может вернуть себе сумму сделанных выплат через механизм регресса.
Реформу техосмотра из-за того же коронавируса отложили почти на один год. Она подразумевает более жесткий контроль за водителями и операторами ТО, чтобы диагностические карты перестали делать за деньги.