В России рассматривается возможность изменения административного кодекса таким образом, чтобы убрать из него «зону нечувствительности» при скоростных нарушениях: сейчас штраф 500 рублей положен за превышение в 20–40 км/час. О затягивании гаек в интервью РБК сообщил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Вспоминаем, откуда взялись «прощённые» 20 км/час, и разбираемся, к чему приведёт их отмена.
До 2013 года штраф за превышение скорости на 10–20 км/час составлял 100 рублей, и его отмену повлекли два обстоятельства. С одной стороны, взыскание сторублёвых штрафов признали «нерентабельным». С другой, большая часть нарушений стала фиксироваться камерами фотовидеофиксации, и, чтобы исключить споры об их возможной погрешности, зону нечувствительности расширили до 20 км/час. Поэтому в городе не наказывают езду со скоростью до 80 км/час (при отсутствии других ограничений), на трассе — до 110 км/час, на автомагистралях — до 130 км/час.
Автоэксперт Юрий Панченко отмечает и ещё один резон для исключения штрафов за превышения до 20 км/час:
— На многих дорогах даже в городах можно разрешить движение с более высокой скоростью, например, на автодороге «Меридиан». Законодательно есть возможность вводить на отдельных участках городских дорог скорость и 90, и даже 110 км/час, но для этого нужно решение местных властей, а они неохотно принимают на себя такую ответственность. От скорости зависит пропускная способность дорог, поэтому в 2013 году де-факто разрешили ездить быстрее на 20 км/час, сняв проблему.
При этом возникла двусмысленная ситуация, поскольку лимиты скорости в ПДД не изменились и, например, при разборе дорожно-транспортных происшествий учитываются действующие ограничения.
Фиксированная прибавка в 20 км/час не так заметна на загородных трассах, но очень ощутима в городе, особенно в зоне действия знаков ограничения скорости. Например, лимит в 20 км/час возле школы требует двукратного превышения скорости, чтобы водителя наказали.
Необходимость отмены «прощённых километров» Максим Ликсутов обосновал тем, что современные камеры фиксируют скорость с точностью до 3 км/час, а значит, уже с 63 км/час можно регистрировать нарушение в городе.
— Считаем, что порог в 20 км/час нужно пересмотреть с учётом того, что он прямо зависит от количества погибших на улично-дорожной сети, — объяснил инициативу столичный чиновник.
Зону нечувствительности могут не отменить полностью, но снизить до 10 км/час: такой законопроект в конце 2014 года подготовило МВД России. Ужесточение лимита авторы инициативы обосновали статистикой: если за семь месяцев до введения «прощённых 20 км/час» в авариях, связанных с превышением скорости, погибли 970 человек, то за такой же период следующего года почти вдвое больше — 1 806.
А как обстоят дела в Европе? Там диапазон лимитов скорости шире. В большинстве городов действует ограничения 50 км/час, а камеры фиксируют превышение от 2–3 км/час, что соответствует погрешности конкретного комплекса. На загородных трассах лимит в основном идентичен нашему — 90 км/час, при этом есть множество магистралей, где скорость ограничена 120–130 км/час. А на ряде немецких автобанов не ограничена вообще.
Ездить по Европе после российской «толерантности» — изрядный стресс, в том числе из-за необходимости соблюдать жёсткие лимиты скорости. В таких условиях порой выручает круиз-контроль и напоминание о превышении скорости, которое есть у многих машин. Кроме того, спидометры автомобилей всегда чуть приукрашивают скорость (на 5–10%), поэтому движение на уровне скоростного лимита не приводит к штрафам.
Но равнение на Европу не всегда корректно:
— В Европе другая концепция градостроительства, — рассуждает Юрий Панченко. — Внутри жилых микрорайонов действуют строгие лимиты, но сами районы соединяются скоростными магистралями. В России жилые районы соседствуют с большими проспектами, поэтому установка жестких лимитов приведёт к падению общей скорости потока. Когда сторонники такого подхода посчитают, насколько подорожает булка хлеба в магазине, их желание тормозить поток сразу исчезнет.
Эксперт подчёркивает, что городской лимит в 60 км/час был выбран исходя из требований безопасности пешеходов:
— При наезде на этой скорости у пешехода остаются шансы выжить, — объясняет он. — Но водители сами себе не враги, поэтому если и пользуются возможность ехать на 20 км/час быстрее, то не в тех местах, где это небезопасно и могут возникнуть пешеходы.
А насколько значима для скорости городского потока прибавка в 20 км/час? По данным телематической системы, средняя скорость моего движения по городу не дотягивает до 18 км/час: проблема не столько в лимитах, сколько в количестве заторов.
Пример дороги, где поток идёт 80 км/час, — улица Университетская Набережная. Но, если проехать участок от Худякова до Молодогвардейцев длиной 5,5 км со скоростью 60 км/час, потеря времени составит… менее полутора минут.
Правда, на загородных трассах, особенно с учётом неадекватных временных лимитов скорости, выигрыш может быть более существенным.
Поэтому многие эксперты не поддерживают ужесточение лимитов по КоАП:
— В случае ДТП с водителя всё равно спросят за превышение скорости по Правилам дорожного движения: автомобилисты это понимают и не едут заведомо быстро, — считает юрист группы «Форлекс» Николай Попов. — Кроме того, отмена этого порога может вернуть злоупотребления организаций, которые «монетизируют» превышения скорости, ведь не секрет, что камеры ставятся не в местах, где этого требует безопасность, а там, где поток мог бы ехать быстрее без особых рисков.
С другой стороны, по обратной связи от читателей мы порой замечаем, что многие искренне верят в то, что современный лимит скорости в городе — 80 км/час. И тех, кто пытается ехать 60 км/час, считают помехами.
Поддерживаете ли вы введение штрафа за превышения скорости менее 20 км/час?