Бизнес Алексей Суханов, директор НП «Центр "Кайдзэн"»: «Как говорят японцы, оборудование устаревает – теряет ценность, люди, получая опыт и постоянно совершенствуясь, растут в цене»

Алексей Суханов, директор НП «Центр "Кайдзэн"»: «Как говорят японцы, оборудование устаревает – теряет ценность, люди, получая опыт и постоянно совершенствуясь, растут в цене»

Япония известна своими «хай-тековскими штучками», качественными автомобилями, надежной бытовой техникой и трепетным отношением к национальным традициям. Несмотря на то, что с продуктами японской экономики пермяки сталкиваются чуть ли не каждый день, для большинства эта страна остается далекими островами на другом конце мира. Недавно японцы сами решили наладить более тесные связи с Пермским краем. В начале февраля директор филиала автономной некоммерческой организации «Японский центр в Нижнем Новгороде» Сохэй Оиси и министр промышленности, инноваций и науки Пермского края Дмитрий Теплов подписали протокол о сотрудничестве. О том, чем могут быть интересны друг другу Прикамье и Япония корреспонденту 59.ru рассказал директор Центра содействия изучению международного опыта управления и организации производства «Кайдзэн».

Алексей Геннадьевич, вы работали в МИД России, в российском посольстве в Японии, а сейчас решили приехать в Пермь? С чем связано такое решение?

– Ситуация жизненная так сложилась. У меня дочь заканчивает 11 класс, и чтобы поступить в российский вуз, она должна сдать ЕГЭ в России. Я ушел в кадровый резерв МИДа и решил заняться налаживанием российско-японских отношений здесь, в Перми, в моем родном городе. В Перми решил взяться за так называемый бенчмаркинг. Буду содействовать российским компаниям в изучении международного, в частности, японского опыта управления и организации производства, одновременно помогая японским компаниям, которые хотят зайти на российский рынок, в преодолении различных сложностей.

То есть вы решили сузить направление своей деятельности?

– Да, я решил воплотить в действие ооновский принцип «думай глобально, действуй локально». В течение последних шести месяцев этим занимаюсь. Сейчас чаще всего нахожусь в трех городах: в Перми, Москве и Токио. Мне нравится, что сейчас я сам себе хозяин, сам выбираю направления.

По вашим оценкам, насколько заинтересованы местные компании в сотрудничестве с японскими партнерами?

– К Японии есть огромный интерес и в России, и в Пермском крае. Все знают об отменном качестве продукции японских компаний, отличной организации системы производства, управления. Многим интересна японская культура, да и вообще россияне позитивно относятся к этой стране. Здесь благодатная почва для налаживания международного сотрудничества.

На фоне этого интереса к Японии уже удалось организовать поездки двух делегаций из Пермского края. Представители пермских предприятий посетили японские компании, успешно реализующие философию «кайдзэн». Кайдзэн – система философских взглядов, главным принципом которой является непрерывное совершенствование всего, применительно к производству – совершенствование всех функций бизнеса на всех уровнях, концентрированность на создании добавочной стоимости, устранение всего лишнего, не имеющего отношения к ее созданию.

Суханов Алексей Геннадьевич. Родился и закончил школу в Перми. Поступил в МГИМО на отделение международных отношений, специализация – Япония. После окончания института работал в МИД СССР, а затем в МИД России. Четыре года находился в командировке в Японии. По возвращении работал помощником заместителя министра иностранных дел, который курировал развитие отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Потом вновь 4,5 года в длительной загранкомандировке уже в качестве первого секретаря российского посольства в Японии. Работал советником в Управлении президента России по внешней политике. Затем снова уехал в Японию, где был руководителем группы российско-японских отношений. В настоящее время возглавляет Центр содействия изучению международного опыта управления и организации производства «Кайдзэн» в Перми.

Какие именно компании переняли опыт японцев?

– Я связан соглашениями о конфиденциальности, поэтому не могу их назвать. Одна из этих компаний очень крупная. Ее представители прошли обучение в Toyota Engineering Company, созданной бывшими топ-менеджерами автоконцерна Toyota. Она оказывает консалтинговые услуги, проводит семинары для компаний, которые хотели бы внедрить у себя производственную систему Toyota. Я понимаю, что на фоне последних сообщений об отзыве автомобилей, есть определенный негативный ветерок в отношении Toyota. Но те действия, которые компания сейчас предпринимает, свидетельствуют о том, что она очень ответственно подходит к продукции, которую производит.

Сейчас еще есть запрос организовать стажировку на японских предприятиях, занимающихся транспортом и логистикой. Но назвать компанию опять-таки не могу.

Почему такая секретность?

– У нас ведь принято считать, что если компания куда-то едет что-то изучать, значит у нее не все хорошо на производстве. Значит, с чем-то они не справляются, есть какие-то проблемы. Компании боятся такого имиджа, поэтому и не хотят раскрывать информацию о том, что они поехали поучиться. Другое дело – если они купили станки, технологии в Японии, внедрили их в производство, осуществили поставки своей продукции на японский рынок. Об этом многие готовы говорить.

Вы сказали, что в России сложился хороший имидж Японии. Вряд ли можно сказать то же самое об имидже России в Японии?

– Я бы сказал, что в Японии нейтрально-настороженное отношение к России. Молодежи сейчас, в эпоху глобализации, уже не так близки и понятны устремления консерваторов в японском политическом истеблишменте, претензии к России, которые связаны с итогами Второй мировой войны и, в частности, с тем, что мы незаконно, как они считают, оккупировали четыре южных острова Курильской гряды. Тем не менее, эта тема в Японии постоянно звучит. Раз в году – 7 февраля – проходит так называемый «день возвращения северных территорий», проводятся массовые мероприятия. Сильного отторжения к России нет, но нет и той близости, которая была до первой Русско-японской войны 1904–1905 годов, когда у нас в Нагасаки была зимняя база Тихоокеанского флота, когда японская интеллигенция зачитывалась Достоевским, Чеховым. С другой стороны, для японцев мы более близкий и понятный народ, чем, к примеру, американцы.

Но американцы ведь, наверное, более обязательные и надежные.

– Я имел в виду характер людей, а не правила ведения бизнеса. Я много раз видел, как вечером собираются японские и российские бизнесмены. Выпьют, закусят, пообщаются и могут запеть какую-нибудь русскую песню, которые в переводе на японский весьма популярны там. Никогда не видел, чтобы японцы пели вместе с американцами. В России люди привыкли жить в коллективе. Японцы тоже видят себя только в рамках группы. Индивидуализм не присущ их характеру. В этом плане мы намного ближе к ним, чем американцы.

Что больше всего раздражает японцев в русских?

– Непредсказуемость, необязательность, непрозрачность. Японцев не устраивает частая смена правил игры. Конечно, из-за этого есть определенное недоверие к России. Тем более, в течение последних 10-15 лет новости из России не изобиловали позитивом. Естественно, это создавало негативный информационный фон. Вместе с тем в последнее время в политических и экономических кругах наблюдается хорошее прагматичное отношение к российскому рынку.

Рынок России для японцев перспективен. Это подтверждается, к примеру, тем, что крупнейшие японские автомобильные компании вошли в Россию. Ведется работа над сахалинскими проектами, построен крупнейший завод по сжижению природного газа в поселке Пригородное на юге Сахалина. Все это свидетельствует о том, что большой японский бизнес развернулся в сторону России.

Когда представители организации «Японский центр в Нижнем Новгороде» подписывали протокол о сотрудничестве с правительством Пермского края, они проявили заметный интерес к «Белкомуру». И в частности, говорили об источниках сырья вдоль магистрали...

– Японское правительство еще с середины 1990-х годов оказывает нам активное содействие в подготовке управленческих кадров в рамках президентской программы. Они с 1997 года начали создавать японские центры в России. Сейчас существует семь таких центров. В последнее время они делают акцент на содействии в продвижении тех или иных региональных проектов в России. В Пермском крае одним из таких крупнейших межрегиональных перспективных проектов является «Белкомур». Поэтому во время переговоров с правительством Пермского края было принято решение, что в Пермь приедут японские специалисты, которые уже неоднократно участвовали в разработке и реализации подобных крупных инфраструктурных проектов в других странах, в Китае, например. Они решили в рамках оказания содействия региональным проектам поделиться своим опытом и с Пермским краем.

Японцы, в первую очередь, обратили внимание на то, что «Белкомур» надо рассматривать как комплексный проект, возможность создания промышленных кластеров. Нужно не просто посчитать расходы на строительство железной дороги и возможные инвестиции компаний в реализацию каких-то сырьевых проектов. Чтобы разрабатывать месторождения полезных ископаемых, нужно развивать перерабатывающие предприятия, которые могут купить сырье. Тенденции развития экономики показывают, что преимуществом будут пользоваться только компании, создающие добавочную стоимость на тех ресурсах, которое они добывают. Японцы в этом плане подсказали, что нужно смотреть на этот проект глубже.

Что привлекает японцев в Пермском крае кроме «Белкомура»?

– Японские венчурные фонды, естественно, интересуют имеющиеся у нас научные разработки, возможность их коммерциализации и вывода продукции на международный рынок. Японцев интересуют программы, которые продвигаются правительством. Они понимают, что озвученные президентом пять направлений инновационного развития будут профинансированы. А у них есть наработки по всем этим пяти направлениям.

Меня в Перми уже спрашивали «Что японцам тут надо?» В принципе, ничего не надо. Можно по-другому подойти к этому вопросу. Спросить себя: а чему мы можем научиться у японцев? К примеру, у нас часто не хватает понимания того, как организовывать производство, как выстраивать отношения с клиентом. У нас говорят: «Клиент всегда прав». В Германии: «Клиент – король». В Японии: «Клиент – это бог». Ведь долговременный успех приходит только тогда, когда удается наладить систему, позволяющую оперативно реагировать на меняющиеся запросы и потребности конечного потребителя. У нас же часто пытаются уповать на умение организовать продажи того, что уже произведено.

В целом же, для реализации инновационной модели развития России нужны три составляющих – новые технологии, «доступные» деньги и обучение сотрудников хозяйствующих субъектов передовым методам организации производства и управления. При этом большинство экспертов отмечают, решение стратегических задач, поставленных руководством страны, лежит в первую очередь не в плоскости внедрения новых технологий, а в преодолении системных проблем общего управления.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются наши бизнесмены при налаживании связей с японскими партнерами?

– У наших бизнесменов, в основном, возникают вопросы из-за непонимания того, как принимаются решения в японских компаниях. Россиян раздражает кажущаяся неторопливость японских партнеров. На самом деле это связано не с тем, что люди медленно обрабатывают информацию, а с тем, что японцы во всем стремятся достичь гармонии.

Япония на протяжении двух с половиной столетий была закрытой страной. Люди должны были уживаться на небольших клочках пригодных для земледелия, находить компромиссы друг с другом, чувствовать локоть соседа, взаимовыручку. Поэтому в японских компаниях даже собственник бизнеса не принимает единоличные решения. Он всегда должен найти консенсус со своими сотрудниками, учесть мнение всех. У многих складывается впечатление, что японцы только требуют разные сведения, не имеющие ничего общего к тому или иному проекту, а сами ничего не решают. На самом деле эта информация нужна каждой клеточке, которая будет участвовать в принятии возможного решения и его реализации. Потом уже идет процесс процесс «нэмаваси» (окапывания корней), то есть согласование всех мнений. И после этого принимается решение, делать бизнес или нет. Внутренняя гармония там важнее всего. А наши люди очень раздражаются, когда долго не получают ответа. Многие отчаянно пытаются ставить ультиматумы, а японцы этого не любят.

Какие рекомендации можете дать российским предпринимателям, желающим подружиться с японцами?

– Лучше предоставлять максимально объективную картинку о вашем бизнесе. Не надо пытаться что-то камуфлировать. Японцы в любом случае все узнают. И самое важное: если вы сказали что-то – вы должны это сделать. Если не можете, лучше сразу скажите – японец поймет. Их очень раздражает необязательность. Основные принципы работы с японцами: прозрачность, объективность и выполнение своих обязательств. Понятно, что нужно соблюдать определенные нормы международного делового этикета. Еще японцы не любят ведения переговоров по факсу, по телефону, они предпочитают живое общение.

В то же время подход даже к первоначальной встрече несколько иной. У нас как думают? «Приеду, расскажу, увидим, узнаем, что хотят». Японцу, даже чтобы принять решение о первом контакте, нужен большой информационный поток, требуется много времени. Учитывая, что они пытаются соблюсти гармонию у себя в обществе, делают все, чтобы не поставить человека в неудобное положение и самим не потерять лицо, у них в бизнесе очень распространены посредники. Небольшие компании работают от имени крупных корпораций и ищут точки соприкосновения, которые не удается найти «акулами» бизнеса.

Для того чтобы установить первый контакт с японской компанией, кто-то должен вас представить. Если вы сами позвоните и придете, может быть, вас и встретят, но плодотворного дальнейшего сотрудничества, скорее всего, не получится.

Один из эффективных способов наладить контакт с представителями японских компаний – посещение специализированных выставок. Это такое редкое место, где представители компаний ориентированы на общение с посетителями. И там удается завязать очень полезные контакты.

Возглавляемый вами центр, по сути, тоже посредник. Какие функции он выполняет?

– Во-первых, организация бенчмаркинговых поездок в Японию, стажировок на японских предприятиях, посещения выставок. Во-вторых, сопровождение инвестиционных проектов. В-третьих, содействие в постановке производства по японским стандартам. Сейчас мы предлагаем практические – на производственных участках – пятидневные практические семинары по организации рабочих мест по системе 5С, внедрению всеобщего профилактического обслуживания оборудования, повышению процессной эффективности, встраиванию качества в процесс производства. Семинары ориентированы на мастеров, рабочих, технологов, которые даже за такой короткий срок могут овладеть базовыми навыками организации производства в соответствии с общепринятыми в Японии постулатами: выявить проблему можно только на производстве; не ищи виновного в проблеме, ищи способ, чтобы она не повторилась; правильное мышление – правильная продукция.

Кроме того, помогаю в организации различных культурных мероприятий. В начале июня пройдет фестиваль японской культуры. К нам приедет ответственный секретарь ассоциации японоведов. Он выступит с открытой лекцией о том, как вести бизнес с Японией. Еще в Перми будет организован мастер-класс по икебане и ряд других мероприятий.

Какие проекты по взаимодействию российских и японских компаний сейчас рассматриваются?

– Сейчас в активной фазе находятся два проекта. Один в сфере нанотехнологий (входит в те 24 проекта, которые находятся на рассмотрении в Роснано). И еще один проект в Москве, он связан с производством японской косметики.

Еще одна перспективное направление – это переработка отходов. В Японии многому можно поучиться, как достигать практически их полной утилизации в виде полуфабрикатов для многих отраслей промышленности. Из-за ограниченности территории там эта тема давно в фокусе общественного внимания. Отношение к мусору, отходам воспитывается с детства. Моя дочь ходила в детский сад в Японии. Одна из первых экскурсий для трехлетних детей была на мусороперерабатывающий завод. Уже в этом возрасте детям объясняют, что из отходов можно еще что-то сделать, как надо сортировать мусор.

Но в России такое поведение явно не приживется.

– Всегда говорят, что в России многое невозможно, японцы есть японцы. Для начала надо съездить на японские компании, где работают наши сотрудники. На заводе по сборке автомобилей Nissan в Шушарах, под Питером, работает около тысячи человек. Японских менеджеров там осталось человек пять. О нареканиях к качеству собранных на этом заводе автомобилей я лично не слышал. А производят их наши люди. Значит, наши люди могут работать как японцы.

Здесь главное понимать, что основа компании – это люди. Как говорят японцы, оборудование устаревает – теряет ценность, люди, получая опыт и постоянно совершенствуясь, растут в цене. Поэтому на обучении и мотивации сотрудников в Японии экономят в последнюю очередь.

Как можно привлечь японских инвесторов? Готовы ли они рассматривать инициативы, исходящие от местного бизнеса?

– Они готовы рассматривать предложения. Есть несколько организаций, которые этим занимаются: Японо-российская организация по содействию инвестициям и торговле, Ассоциация торговли с Россией и странами Восточной Европой (РОТОБО), Японская ассоциация содействия внешней торговле (ДЖЕТРО), Японо-российский комитет по экономическому сотрудничеству и другие.

Чтобы найти инвестора, должно быть четкое понимание того, что вы сами хотите получить от проекта. Должна быть привязка к тому, как будет развиваться тот или иной рынок не только в рамках региона или страны, а в масштабах всего мира. И конечно, надо смотреть на интересы японских компаний. У них тоже свои концепции развития, разная философия. Кто-то концентрируется на определенных рынках, кто-то планирует расширять поле деятельности. Надо смотреть, какие японские компании потенциально могут зайти на российский рынок. Для крупных проектов есть наработанные схемы. Под эгидой той или иной компании создается японский офис инвестиционного проекта. И этот офис работает с компаниями, которые могут поучаствовать в реализации проекта в России. Крупный бизнес уже пошел к нам. Сейчас надо активнее налаживать связи на уровне малого и среднего бизнеса, особенно в сфере оказания услуг.

Какие цели вы ставите перед собой на время вашего пребывания в Перми?

– Мне бы хотелось организовать презентацию инвестиционного потенциала Пермского края на базе Japan Club – это объединение руководителей московских представительств более 160 японских компаний. Можно организовать поездку в Японию экономической миссии Пермского края. Создать Японский бизнес-клуб в регионе. Хотел бы заняться и культурной составляющей. В целом хочу, чтобы Пермский край и Япония стали ближе друг другу.

Вы бы хотели навсегда переехать в Японию?

– Честно говоря, я давно не чувствую себя связанным какими-то ограничениями. Могу работать и в Лондоне, и в Москве, и в Токио. Знание языков, наличие опыта и современные информационные и транспортные коммуникации позволяют чувствовать себя в определенном роде человеком мира.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем