Все новости
Все новости

Дмитрий Порошин, генеральный директор группы предприятий «Картофельный край»: «Через сельское хозяйство мы реализовываем наш главный проект – возведение индустриального парка»

Поделиться

Поделиться

Многиебизнесмены обратили свой взор на сельскоехозяйство в непростое для экономикивремя, ведь в агробизнесе обошлось безсерьезных потрясений. Группа предприятий«Картофельный край», несмотря на«сельскохозяйственное» названиеи соответствующую ему основнуюспециализацию, в качестве одной изглавных целей своей деятельности видитвозведение индустриального парка натерритории Пермского края. О своихамбициозных планах, о виртуальномпроекте «Пермская картошка» и обэстетике современного производстварассказал в беседе с корреспондентом59.ru ДмитрийПорошин.

Какаяидея появилась раньше: «промышленная»или «сельскохозяйственная»?

– Изначальноу нас возник проект индустриальногопарка «Красный», только он былтогда ориентирован на логистику. Когданаступил кризис, пришло понимание того,что логистика, да и вообще любаяпромышленность, не так уж интересна. Мыискали пути развития проекта. Нашлипривлекательную нишу – сельскоехозяйство. Через сельское хозяйство мыреализовываем наш главный проект –промышленный парк «Красный».

Получается,что группа предприятий «Картофельныйкрай» основана во время кризиса?

– Мрачноватозвучит – «во время кризиса», наразвалах экономики. (Смеется.)На самом деле, можно и так сказать. Кризисподтолкнул нас к поиску новых направленийв развитии компании. Одной из самыхпривлекательных отраслей оказалосьсельское хозяйство, его кризис некоснулся совсем. Везде были проблемы –а в агробизнесе не было.

Вашакомпания является участником проекта«Пермская картошка», который тожебыл создан во время кризиса. Актуаленли до сих пор этот проект?

– «Пермскаякартошка» – это, в первую очередь,бренд. Причем незарегистрированный. Посути, это виртуальный проект, PR-проектминистерства сельского хозяйстваПермского края для продвижения продукциипермских производителей. Целей, которыебыли поставлены перед этим проектом,он достиг. Бренд стал узнаваем как вкрае, так и за его пределами. Под этимбрендом сейчас происходит развитиепермских сельхозпроизводителей, многиекомпании стали выращивать картофель.

Это неединственный проект минсельхоза, вкотором вы принимаете участие. Расскажитео другом проекте – «Покупкапредприятий».

– Интересныйпроект. Он ориентирован на сменусобственников низкоэффективныхпредприятий. Думаю, что проект будетуспешно реализован, достигнет своейцели – увеличение количества прибыльныхпредприятий.

С советскихвремен осталось много колхозов, которыеработают в убыток, но все-таки работают.И это устраивает руководство, так какони работают сами на себя, без всякогоразвития. Они точно также, как и всесельхоз предприятия, пользуютсясубсидиями, дотациями из бюджета.Получается, что бюджетные деньги неидут на развитие, они предприятием«съедаются».

Традиционнов сельском хозяйстве самые низкиезарплаты. По последним данным, среднийзаработок сотрудников предприятийагробизнеса составляет 8 тысяч рублей.Существует ли в вашей компании такаяпроблема?

– Еслисравнивать с промышленностью, с другимисферами, то наверное, средняя зарплатанаших работников будет ниже. Но еслисравнивать с другими предприятиями,зарплата значительно выше. Еслирассматривать новое предприятие, котороемы покупаем, там зарплата составляетпримерно 8 тысяч, как вы и сказали. Но напредприятиях, которые у нас уже работаютдавно, сотрудники зарабатывают около14-15 тысяч.

Что нужносделать, чтобы убыточное предприятиестало приносить доход?

– Для этогосуществует стандартный набор инструментов.Необходимо снизить расходы и повыситьдоходы.

А еслиболее конкретно?

– Практическивсе хозяйства, которые мы покупаем, –это СПК (сельскохозяйственныйпроизводственный кооператив. прим.ред.).Кооператив – это такая форма собственности,которая на сегодняшний день уже себяизжила и не может работать в прибыль.Председатель кооператива выбираетсяна общем собрании. Работники кооперативаявляются членами общего собрания,председателя выбирают они. Председатель,следуя логике, должен быть с работникамиласков, любезен, он не может никогонаказать, не может уволить. Люди работаютспустя рукава, они не нацелены нарезультат.

Когда мыприобретаем хозяйство, сначала мыпроводим реорганизацию. Из СПК мыпревращаем его в ООО. Когда предприятиеприобретает новую форму собственности,у руководства предприятия развязываютсяруки. Они смело могут увольнять людей,которые нарушают трудовую дисциплину.Могут принимать новых сотрудников,могут штрафовать и прочее. В СПК всеосновные решения принимаются на общемсобрании кооператива. И каждыйзаинтересован больше не в развитиивсего предприятия, а в удовлетворениисобственных потребностей.

В любом случаемы анализируем те активы, которые естьу предприятия, проводим ряд мероприятий,которые позволяют реально снизитьрасходы. Возможно, происходят сокращения,но те, кто остается, больше зарабатывают.Обязательно повышаем зарплату, чтобымотивировать людей работать усерднее.

Сельхозпредприятие– это такое же предприятие, как и другие.К нему можно применять стандартныйнабор методов.

Ещепланируете какие-нибудь приобретенияв ближайшее время?

– У нас естьчетко определенная стратегия. Насинтересуют только те хозяйства, которыенаходятся рядом с уже существующими.По сути, происходит не скупка предприятий,а укрупнение. Также есть специализацияпо районам. Это позволяет уделятьдостаточное внимание как новым, так иуже существующим хозяйствам, не«распыляться».

Теперьпоговорим о другом направлении в работевашей компании. Для начала хотелось быуточнить терминологию. Технопарк,промышленный парк, индустриальный парк– есть ли различия в этих терминах?

– Индустриальныйи промышленный парк – это одно и то же.Задача индустриальных парков –сконцентрировать на большой территориипроизводства, которые обеспечат развитиесовременного уровня технологий. Технопаркже в большей степени связан с инновациями.

В Пермскомкрае разрабатываются проекты сразунескольких промышленных парков. С чемсвязано оживление в сфере промышленностив последнее время?

– Оживлениесвязано с тем, что производственнаябаза, которая существовала в далекиесоциалистические времена, была практическиполностью разрушена. Нужно повышатьинвестиционную привлекательность врегионах. Создавая эти парки, мы привлекаемновые технологии, зарубежных инвесторов.По России создается много промышленныхпарков, в Перми пока планируется толькотри – «Осенцы», «Звездный»и «Красный». Думаю, что этогонедостаточно, принимая во вниманиевысокий потенциал Пермского края.Создаются эти парки по частной инициативе,государство в этом никак не участвует,потому количество парков и ограничено.Ограничены также возможности парков,ограничено предложение по привлечениюрезидентов.

На какойстадии находится сейчас строительствоиндустриальных парков в Перми?

– Все трипока только планируются. «Красный»,пожалуй, самый проработанный, самыйпродуманный. Он находится уже на стадиипроектирования, в отличие от другихпарков.

Скольконужно времени, чтобы создать базу дляпромышленного парка?

– Наш паркпланируется с 2007 года. В связи с тем, чтово всем мире были экономические сложности,на полтора года проект был приостановлен.В августе 2010 года проект возобновился.Сейчас он находится на стадии проектированияи разработки, понимании концепции парка.Реализацияпроекта разбита на очереди. Запуститьвсе очереди планируется за три года.На каждом этапе мысталкиваемся с определенными сложностями.

Проблемыбыли на стадии получение разрешения настроительство,с подведением мощностей.У нас в стране избыток энергетическихресурсов, тем не менее, в каждом конкретномместе есть его недостаток. Местоположениепарка определяется не только наличиемэнергетики, но и наличием прочейинфраструктуры, рабочей силы.

Есть примерв России. Построили парк, а человеческогоресурса на территории не хватает. Сейчасони усиленно привлекают туда кадры:строят жилье, предлагают выгодныеусловия работы. У нас кадров с избытком– рядом большой город.

Чем «Красный» будетотличаться от других промышленныхпарков?

–У каждого парка есть своянаправленность. «Звездный» и«Осенцы» определили для себя общеенаправление деятельности, но четкогопонимания еще нет. Мы же строим парк спищевой направленностью. Переработка,производство продуктов питания – нашаспециализация.

Название«Красный» ассоциируется с чем-тосоветским, так и было задумано?

–Не вижу ничего плохого в такойассоциации. Но название, конечно, не изтого времени заимствовано. Изначальнопроект назывался «Индустриальныйпарк "Краснокамск"».Но мы столкнулись с тем, что городКраснокамск в России никто не знает,поэтому мы изменили название на«Индустриальный парк "Красный"»,город Пермь». «Красный» – значит«красивый», и мы хотим построитьпарк, на территории которого размещеныне однотипные коробки, а красивыесовременные производства.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter