В наши дни только ленивый не говорит об экономии. Думают об этом практически все, в том числе и ленивые. Но если в доле отдельно взятой семьи вопросы экономичности решаются просто и не всегда требуют затрат, существенно истощающих бюджет, то в рамках предприятия, экономия – вопрос стратегический. О том, как можно экономить собственные средства и ресурсы наш корреспондент побеседовал с директором компании «Энергокомплект-Сервис» Сергеем Тотьмяниным.
Недаром власть, начиная с президента РФ и заканчивая мало-мальским чиновником, постоянно говорит о необходимости отказаться от ламп накаливания и переходить на энергосберегающие. Экономия и вправду значительна. Но лампочки – это лишь одна, внешняя (и где-то пропагандистская) сторона вопроса. Гораздо в больших объемах экономия энергоресурсов заметна в работе и финансовых потоках предприятий.
Без отрыва от переговоров
Беседа с Сергеем Валерьевичем, чья компания поставляет на пермский рынок энергосберегающее оборудование, стала весьма поучительной с точки зрения умения не только экономить, но и вести переговоры.
– Да! Конечно!
…
– Дружище, зайди к нам на сайт и посмотри сам – ты будешь приятно удивлен моим предложением.
…
– Мой телефон всегда включен, как определишься с выбором – звони!
Полуторачасовая беседа перемежалась подобными телефонными переговорами. Впрочем, именно о таком режиме интервью мы договорились заранее – без отрыва от производства.
– Сергей, разделяете ли вы мнение некоторых экспертов о том, что энергосберегающие лампы, это мелочь, и основной акцент нужно делать на промышленности? Или к примеру, производителю лампочек ничто не мешает заменить «запрещенную» маркировку «100 Ватт», на «99,9 Ватт»?
– Важны оба направления. И бытовая экономия, и на предприятиях. Возможно, что в рамках семейного бюджета замена 3-5 ламп не столь сильно заметна, как применение энергосберегающих технологий на промышленных гигантах, но если каждая семья в миллионом городе будет экономить электроэнергию, то это будет весьма ощутимо. Простая арифметика: каждая из 300 тысяч семей меняет 5 ламп и экономит на каждой из них около 50 киловатт в час. Возьмите калькулятор и посчитайте, получается большая сумма.
– С семейным бюджетом все понятно, а как быть с предприятиями?
– Бизнес давно научился считать деньги. Хотя здесь есть к чему стремиться. По оценкам экспертов, доля энергозатрат в себестоимости продукции и сфере услуг составляет до 20-30%, а это очень много. Во всяком случае, значительно выше, чем во многих странах с развитой экономикой. Образно говоря, в каждой буханке хлеба около 30% стоимости приходится на энергию. А могло бы быть всего 10%.
(Снова звонок.)
...
– Конечно есть. А зачем вам ждать поставки из Италии, если есть достойная замена?
…
– Качество – аналогичное, цена, как минимум – на 30% ниже.
…
– Так зайдите к нам на сайт и сравните цены.
…
– Отлично, жду вас завтра в 10:30.
– Из энергосберегающего оборудования вы предлагаете своим клиентам частотные преобразователи – «частотники», для насосов, котельных и прочая. Хотелось бы узнать, какой клиент сейчас интересуется такими энергосберегающими технологиями?
– Скажу то же самое, что и собеседнику – проще зайти к нам на сайт. (Улыбается.) Но если вы настаиваете, частотники используют везде: начиная от ЖКХ, школ и больниц, заканчивая строительными, химическими и металлургическими предприятиями. В ЖКХ и коммерческом секторе это насосы в центральных тепловых пунктах, установки водоканальных и тепловых сетей; насосные установки очистных станций; компрессоры, вентиляторы. Те же кондиционеры, установленные в зданиях.
Подобный же спектр применения в топливно-энергетическом комплексе: буровые установки, насосы нефтеперекачки и компрессоры газоперекачки; экскаваторы, электротрансмиссии мощных карьерных самосвалов, карьерные дизель-троллейвозы, транспортеры и конвейеры, дробилки и мельницы, шахтные подъемные машины и шахтный электротранспорт; насосные и вентиляторные установки, ТЭС, ТЭЦ, РТС и котельных, насосные установки тепловых сетей и так далее.
В промышленности и сельском хозяйстве наше оборудование ставят на перемешивающие устройства, центрифуги, насосы, компрессоры, вентиляторы; электроприводы обрабатывающих станков, электротранспортеры и конвейеры, печи, мельницы и так далее.
Вообще, наша продукция – частотные преобразователи – может использоваться всеми, кто имеет оборудование с электроприводом.
Языком калькулятора
– И насколько велика экономия энергоресурсов при использовании частотников?
– Если говорить простым языком, то станция управления электроприводами позволяет регулировать нагрузку на двигатель. Например, без использования частотника, насос, установленный для поддержания давления в водопроводе, круглые сутки работает на полную мощность. Установив преобразователь, вы можете регулировать его работу по входному сигналу с датчика давления воды в магистрали: ночью потребление воды ниже – комплекс снижает обороты, на которых работает двигатель насоса.
В абсолютных цифрах экономия электроэнергии при использовании регулируемого электропривода в различных механизмах выглядит примерно так: насосы – на 40-50%; компрессоры – на 40%; вентиляторы – на 30%; центрифуги – на 20-30%; дымососы в котельных – от 30% до 60%. Существенно? Убежден, что – да.
– Не слишком ли велики цифры? Экономия на 60% кажется малореальной....
– Действительно, 60 процентов, это очень много, но такого эффекта можно достичь не на всем оборудовании. Касательно остального, давайте снова возьмем калькулятор и рассмотрим конкретный пример.
Итак, у нас на гипотетическом насосе есть двигатель мощностью 22 кВт, 50Гц. Тариф на электроэнергию составляет 1,8 рубля. Время работы двигателя: 8760 часов – 1 год по 24 часа в сутки.
При нерегулируемой работе: водный поток все время максимален – 100%. Потребляемая мощность 22 кВт. Считаем: 1,8 рубля * 22 кВт * 8760 часов = 346 896 руб.
Устанавливаем частотный преобразователь ERMAN. При применении частотных приводов реально снижение среднего потока воды через насос на 20. Мощность пропорциональна кубу скорости, (100%-20%) в третьей степени ≈ 50%). Потребляемая мощность получается меньше в 2 раза: 22кВт * 50%/100% = 11 кВт. В итоге получается: 1,8 рубля * 11кВт * 8760 часов = 173 448 руб.
Экономия 173 448 рублей в год. При существующих ценах, срок окупаемости частотного электропривода примерно равна 2 месяцам. Это я взял средние цифры. При этом необходимо отметить еще и экономию воды на 10-15% за счет снижения утечек.
Экономим за счет местных производителей
– Впечатляет. Кстати, многих ли смущает, что производитель частотного преобразователя ERMAN – российский?
– Да, мы поставляем оборудование российской марки. Смущает это немногих. Но, к сожалению, большинство привыкло, что частотные преобразователи для электроприводов, произведенные за границей – очень дорогие. А местного производства – менее надежные. Так было 10-15 лет назад. Сейчас многое изменилось. Качество российской продукции выросло в разы. Нам же удалось еще и удержать весьма приемлемые цены.
– Судя по прайс-листу, размещенному на сайте www.agava-perm.ru, и прайсам других производителей продукция у вас очень недорогая. За счет чего вы не повышаете цены, да еще и скидки предоставляете до 20-30 процентов?
– Низких цен – отсюда же и скидки – удалось достичь благодаря применению инновационных технологий, а также за счет минимизации внутренних издержек при производстве частотных преобразователей. При этом были сохранены основные требования к функциональности частотников, их надежности, электромагнитной совместимости и так далее.
Причем каждый образец частотника подвергается всесторонним испытаниям. Отдельно отмечу, что при номенклатуре примерно в сотню позиций, мы почти всегда готовы провести гарантийное обслуживание станции или отдельного частотника – это очень удобно нашим клиентам. И достигнут такой сервис только благодаря тому, что производитель – российский, и у нас нет такого длительного товарного трафика, как у поставщиков импортного оборудования.
– Сергей, клиент компании «Энергокомплект-Сервис», это не только продвинутый бизнес, умеющий считать деньги, но и бюджетные организации. Кто из них наиболее экономен?
– Знаете, я в отрасли работаю всю жизнь – отучился на строительном факультете и работал по специальности и вижу своими глазами, как меняются люди. Да, попадаются люди костные, не желающие принимать ничего нового. Но они есть и в бизнесе, и во власти. И, к счастью, их становится меньше. Люди начинают понимать, что природные ресурсы конечны, что нужно не только искать новые источники энергии, но и экономить существующие. В конце концов, в этом мире еще жить нам, нашим детям и внукам. Нужно об этом думать.