В стране разразился кризис: рубль дешевеет, сотрудников сокращают, компании оптимизируют расходы. Но рано посыпать голову пеплом. Есть несколько правил управления, которые могут помочь бизнесменам в сложившейся ситуации.
Правило №1. Определитесь, чего именно хотите достичь.
Ответьте на два, на первый взгляд, простых, но сложных и глубинных по сути вопроса: чего вы хотите достичь в нестабильных условиях? Ответили? Теперь второй вопрос: как вы этого достигнете? Ясное понимание путей достижения цели – первая ступень на пути к развитию.
Правило №2. Управляйте по-взрослому.
Кризис – это неподходящее время для того, чтобы пускать дела на самотек. Необходимо выстраивать четкие алгоритмы действий через управление по текущим и стратегическим задачам. Распределите и закрепите за членами своей команды зоны ответственности и сформируйте прозрачную и понятную систему координации действия в компании.
Правило №3. Формируйте команду высококвалифицированных экспертов.
Сотрудники должны стать консультантами по тем направлениям и/или нишам бизнеса, в которых они заняты. Развитие каждого из них – это развитие всей компании в целом. Переходите на новый формат отношений в команде – формат сотрудничества, когда совместны не только труд, но и ответственность.
Правило №4. Основа результата – концентрация.
Финансы, персонал, материальные ресурсы – все это нужно держать в постоянном фокусе. Упуская из виду тот или иной ресурс компании, есть риск в самый неподходящий момент оказаться перед «дырой», которую нечем будет залатать.
Правило №5. Стратегические задачи стройте через выверенную тактику.
Необходимо предвосхитить возможные последствия текущих событий и нестабильности. Учесть варианты риска и спланировать определенные события на будущее. Любые кризисы конечны, и этот не исключение. Поэтому задаваться вопросом, как будете жить и расти в новых условиях после кризиса, можно уже сейчас.
Правило №6. Оценка рисков.
Постоянно проводите аудит рисков и фиксируйте его. С помощью команды продумайте, как минимизировать каждый риск и его последствия.
Правило №7. Пробуйте инновационные решения.
Проведите мониторинг работы компании и решите, что в данной ситуации можно добавить в работу, что убрать из существующей модели действий, а что изменить. Нельзя потакать своей боязни перемен – если пришло время перевернуть все с ног на голову – стоит сделать это. Однако стоит держать в голове предыдущее правило.
Правило №8. Алгоритм трудного решения.
Разработайте алгоритм трудного решения, протестируйте его и запускайте в действие. При этом всегда просчитывайте «люфт», то есть оставляйте поле для маневра. Тогда ничто не сможет застать врасплох.
Правило №9. Не бойтесь новых концепций.
Подстраиваясь под новые условия, нужно понимать, что накопленного в стабильное время багажа знаний и навыков, может оказаться недостаточно. Какие компетенции будут актуальны в кризисное время? В первую очередь, это аналитика, критическое мышление, оперативность аккумулирования и запуска в действие новой информации. Проще говоря, понимание того, в какой момент нужно начать действовать, а в какой лучше приостановить свое движение и понаблюдать за происходящим на рынке.
Правило №10. Планируйте бюджет.
Основа любой эффективной стратегии в бизнесе – это инвестиции и бюджетное планирование. Поэтому проведите анализ бизнес-процессов, определите приоритеты компании и на основе полученных результатов составьте четкое понимание того, какая сфера требует больших вливаний.
Итог: новые возможности для бизнеса есть всегда, но большинство бизнесменов не спешат рисковать, предпочитая комфортную стабильность. Кризис – как раз та возможность, реализовать необычные и даже рисковые идеи. И если не паниковать и следовать правилам, то ничто не помешает развитию.