Автовладельцам, которые систематически не платят алименты и штрафы, придется пересесть на общественный транспорт. Новый закон, согласно которому при долге выше десяти тысяч рублей неплательщиков временно лишат водительских прав, находится на утверждении правительства. Новые меры ждать злостных неплательщиков уже с января следующего года.
В пятницу в Госдуме запланировано третье чтение так называемого «закона об алиментщиках», в котором содержатся новые меры воздействия на недобросовестных плательщиков алиментов, а также штрафов за нарушение ПДД. Нельзя будет лишать прав только тех, для кого вождение автомобиля – источник средств к существованию или единственная возможность выбираться из постоянного места жительства. Вернут права только после полного погашения долга. Сегодня масса злостных должников по алиментам, нарушителей ПДД, не имеющих в собственности автотранспортные средства, ездят на автомобилях – либо на чужих по доверенности, либо на собственных, но оформленных на родственников. Именно к этой категории должников и обращено временное лишение специальных прав.
Пока же самым действенным способом борьбы с алиментщиками-должниками остается взыскание средств из дохода должника: это может быть зарплата, пенсия, стипендия. Списание денежных средств производится как на стадии начисления заработной платы в бухгалтерии предприятия, так и с лицевых счетов должников. В числе эффективных мер – и арест имущества должника и ограничение выезда за рубеж.
Председатель регионального совета родителей Елена Сыркина уверена, что «заморозка» водительских прав ощутимо простимулирует должников ответственнее выполнять свои обязанности перед детьми, но применять ее стоит только в комплексе с другими мерами. «Есть отцы, которые в принципе платежеспособны, но укрываются от алиментов: устраиваются на работу с "черной" зарплатой, чтобы меньше платить, прячут имущество. Такая ситуация ужасает, ведь за всем этим стоят не просто деньги, а благосостояние детей. И решать такие вопросы нужно на законодательном уровне, что, собственно, и происходит», – поясняет она.
Если с алиментщиками все более-менее ясно, ситуация со штрафами вызывает у экспертов вопросы. Автоюрист Лев Вопропаев поясняет, что порог в десять тысяч рублей при нынешнем размере штрафов – дело семи-восьми нарушений, и в зоне риска может оказаться каждый третий автовладелец. Кстати, вполне возможно, что для штрафов эта граница может поднята в два-три раза.
«Безусловно, данная инициатива законотворцев обусловлена в первую очередь безнаказанностью тех индивидуумов, количество штрафов у которых перевалило за 100, как в недавней аварии у юноши на "Порше". Но, необходимо учитывать, что с нынешними размерами штрафов "накопить" указанную сумму – дело одного неудачного дня, – комментирует первый зампредседателя Комиссии по безопасности Общественной палаты Дмитрий Чугунов. – А отсутствие равных возможностей оповещения и информированности у разных слоев населения (не говоря уже о возможности изыскать эти средства из бюджета довольно оперативно), создает условия для возникновения нового очага социального напряжения и новой коррупционной ловушки».
К тому же есть масса прецедентов, когда штрафы с камер приходили абсолютно ни в чем не повинным людям, и они в судебном порядке их оспаривали и довольно долго. «Что делать такой категории граждан? А ведь она не малочисленна. Автоматизация идет повсеместно, это несомненное благо, но процесс автоматизации требует отладки, что бы система работала без сбоев. А до завершения этих процессов еще ой как долго. Все эти нюансы требуют обсуждения или как минимум – пояснения», – резюмирует Дмитрий Чугунов.
Фото: Фото Олега Каргаполова