Многие заезжают в Чёлву по пути в Березники, Соликамск и другие города, чтобы размяться и отведать легендарных чёлвинских пирогов: огромных, свежих, со множеством вариантов начинок. Их готовят и продают местные жительницы. Пироги — это не просто вкусное блюдо, а единственный двигатель местной экономики. Именно благодаря пирогам Чёлва выжила в трудные 1990-е и продолжает жить сейчас. Мы побывали в поселке и узнали, как он превратился в пирожковый центр Прикамья.
Чёлва — типичный для Пермского края поселок. По словам местных жительниц, его создали, чтобы добывать лес. В лесной отрасли до перестройки работала большая часть местных жителей. Лес валили и вольнонаемные, и репрессированные, жившие в близлежащих спецпоселениях.
В лучшие годы в Чёлве жили около пятисот человек. Для них работали больница, школа, детские садики, клуб. Сейчас людей меньше — около двухсот человек. Из признаков цивилизации только ФАП, почта, библиотека, магазин и несколько кафе для приезжих. Детей из Чёлвы возят в школу в соседнее Никулино.
В 1990-е Чёлве, как и всей стране, пришлось туго: леспромхоз закрылся, и работы не стало. Кто мог, тот уехал, кто не смог — те остались и, как говорится, выживали как могли. Первыми придумали, как заработать в условиях тотальной безработицы, дети.
— Дороги из Перми до Березников в ее современном виде тогда не было, но ее уже активно строили. И наши ребятишки стали делать напитки из пакетиков Yupi, Zuko, Invite и продавать их рабочим и автомобилистам, — рассказала Нина Ивановна — Посмотрев на них, одна бабушка стала жарить пироги на продажу. Остальные тоже потихоньку подтянулись. Так что особой идеи не было — просто кушать хотелось, жить хотелось. Надо было как-то зарабатывать.
Нина Ивановна — бывшая работница леспромхоза и одна из самых опытных в пирожковом деле. Она жарит пироги на продажу уже 26-й год, практически с самого начала пирожкового бизнеса. По словам женщины, в первые годы вариантов начинок было немного: картошка, капуста да мясо. Готовили из продуктов, которые вырастили сами. Позднее, когда трафик на трассе стал активнее, собственных овощей и мяса стало не хватать, так что сырье для пирожков хозяйки покупают в местном магазине.
— Многие приезжают и говорят: «Нам пирожки с котятами», — делятся женщины. — Мы смеемся, протягиваем пироги с мясом. Но на самом деле никаких котят и щенят в пирогах нет, боже упаси! Только хорошее мясо из магазина.
Сейчас в чёлвинском меню девять видов пирогов. За 25 лет к картошке, капусте и мясу добавились варианты с печенью, грибами, рыбой, творогом, а также яблоками, рисом, яйцом и зеленым луком.
Со стороны может показаться, что в Чёлве что-то вроде пирожковой империи, где все женщины работают на одного начальника и каждая выполняет свою узкую функцию. Но на самом деле все здесь работают на себя, разделения труда между мастерицами нет. Каждая самостоятельно готовит начинку, тесто, жарит пироги и продает их.
— Каждая хозяйка по-своему готовит, единого рецепта нет, — объясняет Нина Ивановна. — Кто часто ездит, уже знает, у кого пироги ему больше нравятся.
Пироги в Чёлве значительно больше стандартных. Такими их делают, чтобы любой человек смог наесться одним и спокойно доехать до места назначения.
Чтобы приготовить пироги на продажу, Нине Ивановне нужно три часа. За это время она успевает сделать 70 штук. Большая часть — с ходовыми начинками (картошка, капуста, рис-лук-яйцо). Остальных жарит понемногу.
Сейчас в Чёлве около 15 женщин, готовящих пирожки на продажу. Кто-то выходит на «рынок» (так в поселке называют площадку, где останавливаются междугородние автобусы и автомобили. — Прим. ред.) утром, кто-то — днем или вечером. Четкого разделения мастериц по сменам нет, но каждая из них, как правило, придерживается постоянного, удобного для нее графика.
Чёлвинки признают, что конкуренция между ними есть, но добрая и правильная. Женщины не строят друг другу козни, но стараются быть проворными и первыми прибегать к остановившейся машине или автобусу.
— Конечно, повкуснее стараешься сделать, чтобы у тебя лучше брали, — добавляет Светлана.
У каждой женщины — коляска или санки. На них — огромные сумки, внутри которых лежат пирожки. Чтобы пироги оставались теплыми при любой погоде (чёлвинки выходят торговать даже в -45 градусов), сумки особым образом утепляют несколькими слоями поролона, картона и синтепоновых одеял. За день из колясок и санок продают около тысячи пирожков. Такую популярность своих пирогов чёлвинки объясняют просто.
— Мы же всё по-домашнему делаем. Я пироги жарю, а рядом муж и дочка крутятся, — говорит Светлана. — Они эти же пироги едят, отдельно я не делаю, поэтому все пироги как для своих.
Работа по приготовлению и продаже пирогов — совсем нелегкая. Приходится часами стоять у плиты, а потом по полдня проводить на улице, даже если там +30 °С или -45 °С. Доход от продажи пирогов выходит небольшой. 85% от стоимости каждого пирога — это цена продуктов, потраченных на его приготовление. Но тем не менее такая работа лучше, чем никакой.
— Мы на пирогах детей вырастили. Во всех смыслах, — признаются собеседницы.
Все 25 лет чёлвинки продают пироги неофициально. Говорят, что за весь этот срок проблем с официальными органами не было.
— Нас никто проверками не мучает. Наоборот, полицейские, Роспотребнадзор к нам за пирогами приезжают. У нас тут проверенное место, они знают, что плохое им не подсунут, — рассказывают женщины.
Местные не знают, почему из множества населенных пунктов, расположенных вдоль трассы Пермь — Березники, организоваться и начать свое дело смогли только в одном. Но каждый здесь счастлив, что этим единственным поселком стала Чёлва. Благодаря этому, уверены местные, их посёлок пусть и угасает, но не умирает.