
Немногие пермяки знают, что в Перми и сегодня собирают велосипеды, на которых ездят по всей России. Про «Велту» слышали, но про «Форвард» почему-то нет. Помню, как удивился хозяин такого велосипеда, узнав, что он катается на продукте местного производства. Ещё один мифический момент, связанный с этим заводом, — у многих, да и у меня в том числе, было мнение, что «Форвард» — место, где просто собирают велосипеды уже из готовых запчастей. Я сильно ошибался.
Есть еще один миф, связанный с этим заводом. Многие считают, что «Форвард» появился на базе уже закрытой «Велты». Это не так. На заводе работает много бывших сотрудников «Велты», но оба предприятия работали параллельно восемь лет. Производитель легендарных «Кам» и «Уралов» окончательно закрылся в 2006 году. «Форвард» же появился на свет в 1998.

— «Форвард» — это один из крупнейших производителей велосипедов. Мы расположены в Перми, но многие про наш завод не знают, — рассказывает тренинг-менеджер завода Сергей Смолкин. — Сейчас у нас четыре бренда велосипедов: Forward, Format, Altair и Bearbike. Они имеют разное позиционирование, для разных групп потребителей, для разных велостилей. Altair — самый доступный по цене велосипед. Forward — основной бренд, который продается больше всего. Format — велосипеды премиального сегмента. Ну и недавно у нас появился Bearbike — в основном это городские стильные, красивые велосипеды.

«Форвард» — действительно не просто цех по сборке велосипедов, а самый настоящий завод с двумя конструкторскими бюро и огромными цехами с производством.
— Мы разрабатываем продукт полностью — от начала и до конца, — продолжает Сергей. — Сначала разрабатывается чертёж рамы, затем инженеры решают, какое навесное оборудование установить на этот велосипед. Сейчас они работают над велосипедами, которые появятся в следующем году. Иногда это занимает больше года, то есть модели могут разрабатываться два-три года.

Первая же модель, которую нам показали, — свежая разработка завода — велосипед Forward Sporting X. Лет восемь назад я сам заглядывался на модель — предшественник «икса», но выбрал модель Apache.

— Тут стальная рама, колеса диаметром 29 дюймов и такая необычная жесткая вилка. Это доступный бюджетный велосипед.
— Но благодаря геометрии рамы — чуть ниже седло, чуть выше руль — на нём очень удобно ехать, — добавляет директор по маркетингу Григорий Болотов. — При этом колёса 29-е и зубастые. Ты можешь ехать по любой поверхности. Такой велосипед очень хорошо подходит для прокатов в парках, например.

Все модели в демонстрационном зале — совершенно новые. В магазины они поступят только в начале сезона.

— А это то, что мы производим для Decathlon, — говорит Сергей, показывая на стоящие в ряд несколько французских моделей B’twin и Rockrider. — Мы прошли жесточайший отбор с их стороны. Они ходили здесь очень долго, изучали условия труда на производстве. Чтобы не было труда заключенных, беременных женщин, детей и так далее.

Мозг завода — два соседствующих конструкторских бюро. Один — для Forward, другой — для Format. Они занимаются проектированием рам, вилок и велосипедов в целом.


Попадаем в огромный громкий цех. Повсюду звук металла. Здесь и происходит вся магия — из труб варятся рамы и вилки, а в конце уже готовые велосипеды в коробках отгружаются на транспортировщике на склад. Идем по производству.


— Мы здесь варим рамы, в основном, бюджетные. Для самых доступных велосипедов, — говорит Сергей.

Много станков. У каждого — свой оператор. Здесь гнутся трубы, здесь сварка, а здесь ещё что-то непонятное. По ходу продвижения по цеху у деталей велосипеда появляются знакомые черты.

Следующее помещение — покрасочная камера. Здесь деталь помещается на транспортер. Отверстия у изделия закрываются силиконовыми вставками, наносится порошковая краска, и деталь отправляется в печь. Заготовка в печи проводит полчаса при температуре 200 градусов. Происходит полимеризация и запекание частиц краски.

Далее — конвейер, в начало которого попадает голая рама. Они в процессе движения обвешиваются необходимыми деталями: каретками, шатунами, рулевыми вилками и прочим. Параллельно конвейеру по пути попадаются отделы, которые обеспечивают бесперебойную работу конвейера — в них собираются вилки, крылья, рули, колеса и так далее.


— У нас два конвейера, — комментирует Григорий. — Один — для велосипедов Forward. Отдельный конвейер — для Format, где работают совсем другие люди с другим уровнем квалификации и по другим технологиям.

На чердаке происходит что-то завораживающее — сотни рам безмолвно плывут друг за другом на крючках в темноте. Здесь они сохнут после печи.

Далее цех по производству колесных ободов. Их делают из П-образного алюминиевого профиля. Он сгибается в спираль. Затем вручную скрепляется, и на другом станке в ободе просверливаются отверстия под спицы. Затем заготовки отправляются на покраску.


Тут уже ободы превращаются в полноценные колёса — у них появляются спицы, втулки и резина.



А так выглядит конвейер в самом конце. Ничего примечательного — упакованные велосипеды в коробки и контрольные весы с лампой.

— Если у нас идёт недовложение 50 граммов или лишние 100 граммов, то срабатывает сигнализация, — предупреждает Сергей. — Коробка вскрывается, и смотрим — что не так.

Склад. Отсюда «Форварды», «Форматы», «Альтаиры» и «Беарбайки» разъезжаются по регионам России и по странам ближнего зарубежья — в Казахстан, Белоруссию, Узбекистан.

Сегодня на заводе работают около 450 человек. Мощность предприятия позволяет производить 2000 велосипедов в сутки, но по факту «Форвард» производит меньше. Точную цифру меня попросили не называть. Предприятие находится в селе Фролы Пермского района.