Пережить дефолт, пандемию и остаться в строю: честная история от пермского ювелирного бизнеса

Какие принципы работы помогли компании процветать 70 лет, поделилась директор сети салонов «Аметист»

О том, как развивался бизнес, лучше узнать из первых уст

О том, как развивался бизнес, лучше узнать из первых уст

Поделиться

За историей любого устойчивого предприятия стоят уникальные люди. Вы слышали о таких. Именно их волевые решения привели бизнес к успеху, а о том, сколько энергии и сил они в это вложили, можно слушать часами. Пермская сеть ювелирных салонов «Аметист» — как раз такой случай. 70 лет этот бизнес развивался, попадал в непростые ситуации, формировал надежную команду. И всё это под зорким руководством одной семьи. С 1969 года директором магазина была Нина Чхеидзе, а с 2013 года, после ребрендинга и расширения, управление сетью салонов полноценно взяла на себя ее дочь Лиана Шайгазамова. О том, как это было, лучше узнать из первых уст.

Из деревянной одноэтажки на главную улицу города


«Аметист» сегодня — это известная каждому пермяку сеть салонов с самой долгой ювелирной историей в Пермском крае. Отделы этого бренда с 2018 года открылись в пяти крупных торговых центрах Перми и Березников.

Однако свою жизнь «Аметист» начал в 1952 году как небольшой салон в маленьком деревянном здании. Это было единственное место в городе, где пермяки могли позволить себе приобрести нечто диковинное и ценное. А вот в 1970-м он уже получил свою нынешнюю прописку — на Комсомольском проспекте, 58. Коренные жители Перми уже и не представляют, что когда-то его здесь не было. Теперь это центральный салон ювелирной сети.

В 1970-м «Аметист» обосновался на Комсомольском проспекте, 58

В 1970-м «Аметист» обосновался на Комсомольском проспекте, 58

Поделиться

За год до переезда в самое сердце города, в компанию учеником продавца пришла молодая 19-летняя работница завода АДС Нина Чхеидзе. Через 4 года после прихода она стала заместителем заведующей магазина, а потом и директором.

Нина Чхеидзе через 4 года работы стала заместителем заведующей магазина, а потом и директором

Нина Чхеидзе через 4 года работы стала заместителем заведующей магазина, а потом и директором

Поделиться

Перестройка, заработанное имя, приход конкурентов


— 40 лет правильные решения Нины Александровны помогали сохранять компанию в трудные периоды, — говорит директор сети Лиана Гурамовна. — Ее вклад в этот бизнес невозможно измерить, а времена, в которые она была директором, пережил мало какой предприниматель.

В перестройку магазин столкнулся с невиданным покупательским спросом. Люди буквально дежурили у входа и внутри салона, ожидая, когда товар «выкинут» на прилавки.

— Признаться честно, иногда даже было страшно. Когда что-то появлялось в продаже, наших продавцов буквально с ног сносили, девочек вместе с витринами к стенам прижимали, — вспоминает Нина Александровна.

Потом пришла череда дефолтов и выбила из колеи простых граждан и предпринимателей.

— С 1995 года пришлось начать сначала, — откровенно рассказывает директор. — Остаться на плаву могли попробовать только те, кто к тому моменту успел заработать себе честное имя, иначе просто невозможно было договориться с партнерами. Благодаря только доверительным отношениям поставщики давали нам товар под реализацию без предоплаты.

Безупречная репутация Нины Александровны помогала во многих подобных вопросах. На доверии и связях, построенных ею за почти 30 лет, «Аметист» тогда выстоял. Но сама бывший директор признается, что все кризисы до этого момента и после преодолевались еще и с помощью собственных вложений в золото.

— Даже личные средства я всегда направляла в драгоценные камни, металлы и украшения. Это так же надежно, как инвестировать в недвижимость: наличные, которые всегда можно пустить в оборот.

Хотя совсем критичных точек в ведении бизнеса на ее памяти не было. Даже в конце 90-х, когда на пермский рынок зашли их первые конкуренты, таковыми «Аметист» их не считал. Маленькие ювелирные магазинчики не представляли опасности. С настоящими конкурентами они столкнулись, когда в Пермь зашли федеральные ювелирные сети и когда управление компанией уже перешло в руки ее нынешнего руководителя Лианы Шайгазамовой.

— Да, скрывать тут нечего. Они попытались нас прижать ассортиментом и своей ценовой политикой. С их появлением даже произошел небольшой отток клиентов и снизилась покупательская активность, — констатирует Лиана Гурамовна. — Но количеством и ценниками взять не получилось, качество страдало. Люди часто стали сталкиваться с браком, и наш покупатель вернулся.

Сеть не отступает от качественных украшений с крупными камнями, чистыми бриллиантами и драгоценными металлами

Сеть не отступает от качественных украшений с крупными камнями, чистыми бриллиантами и драгоценными металлами

Поделиться

Она с разочарованием в голосе признает, что прежний покупатель был более разборчив, поэтому «Аметист» и прожил такую долгую жизнь. Раньше украшения для людей были ценными вложениями, семейной реликвией, они передавались из поколения в поколение, а сейчас такие традиции остались лишь в редких семьях.

В ассортименте «Аметиста» есть и украшения среднего ценового сегмента, но сеть не отступает от качественных украшений с крупными камнями, чистыми бриллиантами и драгоценными металлами. Во многих ювелирных салонах в большинстве своем в продаже пустотелые украшения (облегченное золото, которое с целью экономии веса и удешевления внутри делается полым), что отражается на качестве изделия. В украшениях утратилась и ценность цельного камня — их собирают по новым технологиям из множества мелких, но покупателя это не смущает.

Протест против агрессивного маркетинга и текучки


Но явный ответ такой конкуренции компания давать не собирается. Их позиция простая:

— «Аметист» — честный продавец без агрессивного маркетинга, нацеленный на выстраивание долгих отношений с покупателем, мы продолжим работать именно так — без навязывания своей продукции, настырных СМС и спам-форматов рекламной активности.

Такое же ненавязчивое мягкое отношение руководства направлено и к членам команды «Аметиста». По мнению директора, этот факт тоже помог их ювелирному бизнесу остаться на плаву.

Пандемия не стала камнем раздора для коллектива компании

Пандемия не стала камнем раздора для коллектива компании

Поделиться

— Многие пришли к нам молоденькими девчонками работать и отсюда ушли на пенсию. Здесь никогда не было текучки кадров. Свой костяк сотрудников был образован в течение многих лет, и даже сейчас, когда большинство старожилов отправились на заслуженный отдых, у нас работает 6 человек, чей стаж в «Аметисте» составляет уже более 20 лет.

Даже пандемия не стала камнем раздора для этого коллектива.

— Мы весь персонал сохранили во время вынужденного закрытия, — говорит Лиана Гурамовна. — Отправили, конечно, всех в оплачиваемый отпуск по договору, но никто не ушел. А как уйдешь из семьи?

Любовь к украшениям — дело семейное


Про преемственность и семейность бизнеса Лиана Гурамовна знает лучше многих. Сейчас она руководитель сети «Аметист», но совсем ребенком она приходила сюда вместе с мамой. Пока та решала важные вопросы, маленькая Лиана старалась запомнить названия всех драгоценных камней и играла среди витрин. Да, Лиана — дочь Нины Александровны. Вот уже почти 10 лет, как она переняла бразды правления брендом в свои руки, однако его частью она стала задолго до этого.

Поделиться

— Директором я стала в 2013 году, но присоединилась к семейному бизнесу гораздо раньше, — вспоминает Лиана Гурамовна. — Хотя изначально я хотела выбрать другой путь. Окончила юрфак по наводке родителей. Но даже эти знания я принесла сюда, в «Аметист».

Сначала она занималась в компании кадровыми и юридическими вопросами, но вскоре сама не заметила, как начала разбираться и принимать участие в подборке изделий для продажи, собеседовании молодых специалистов. Тогда-то она и поняла, что юриспруденция — немного не то, от чего горят глаза, и получила диплом специалиста по управлению персоналом и диагноста драгоценных камней и металлов в Пермском политехе.

Сейчас она мечтает, что ее дети тоже переймут наследственный бизнес. У Лианы двое сыновей-близнецов.

— Мне бы очень хотелось, чтобы хотя бы один из них так или иначе пришел к тому, что хочет быть частью всего этого, — откровенничает молодой управленец. — Пусть не сразу, как я и сама это сделала, но всё же. Мечтаю, что мы все вместе отпразднуем успешное 100-летнее пребывание «Аметиста» на пермском рынке. Это был бы чудесный памятный день.

Семейность перенесена даже в позиционирование бренда

Семейность перенесена даже в позиционирование бренда

Поделиться

Такая сентиментальность со стороны руководства ничуть не удивляет, ведь эта семейность перенесена даже в позиционирование бренда. Основные ценности компании — это драгоценные моменты их покупателей. Чаще всего к ним приходят с «событием», поэтому главная цель сети салонов — быть рядом в важный момент и не подвести. Это с их украшениями мужчины делают предложение, на которое хотят услышать «да», создаются крепкие семьи и рождаются добрые традиции.

Поддержка культурного наследия региона


Еще большую душевность бренд «Аметист» приобрел, когда приобщился к местным инициативам. Последний год компания активно поддерживает социальные проекты региона, нацелена на популяризацию культурного наследия Пермского края.

В рамках фестиваля «Новые Имена» Дениса Мацуева, к примеру, ювелирному салону удалось посотрудничать с краевой филармонией. Лауреатам премии из Перми «Аметист» отлил на заказ памятные серебряные ноты вручную. И хотя сами они не производители, им хотелось удивить и порадовать молодых музыкантов.

Их также можно увидеть в числе партнеров местных театров, фестиваля уличной культуры «Герои Улиц» и среди участников совместных онлайн-проектов с танцевальной студией Funky Family.

На счету «Аметиста» также поддержка спортсменов на чемпионате Пермского края по сноуборду среди женщин и праздничном заезде на лыжах и сноуборде среди женщин, который прошел на Такмане.

В планах сети салонов продолжить поддержку социокультурных проектов Прикамья. Компания нацелена на развитие и плодотворное сотрудничество с администрацией Перми и объектами культуры края.

Сеть ювелирных украшений «Аметист»:
сайт: ametist-perm.ru;
телефон: +7 (950) 466–15–96;
shajgazamova@mail.ru.

Адреса салонов:

Пермь, Комсомольский проспект, 58;
Пермь, ТРК «Планета», шоссе Космонавтов, 162Б, 1-й этаж;
Пермь, ТРК «Столица», улица Мира 41/1, 1-й этаж;
Пермь, ТЦ «Астраханский», улица Маршала Рыбалко 41а, 1-й этаж;
Березники, ЦУМ, улица Пятилетки 41, 2-й этаж.

На правах рекламы

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter