Бизнес фоторепортаж Как в Перми с помощью роботов делают велосипеды, на которых ездят по всей России. Фоторепортаж с производства

Как в Перми с помощью роботов делают велосипеды, на которых ездят по всей России. Фоторепортаж с производства

Мы побывали на пермском заводе «Форвард», который выпускает велосипеды пяти брендов, включая возобновленную «Каму»

В Перми есть собственный велозавод, и это не «Велта», закрывшаяся в середине 2000-х | Источник: Тимофей КалмаковВ Перми есть собственный велозавод, и это не «Велта», закрывшаяся в середине 2000-х | Источник: Тимофей Калмаков
В Перми есть собственный велозавод, и это не «Велта», закрывшаяся в середине 2000-х
Источник:
Тимофей Калмаков

О пермском заводе «Форвард» в этом году много говорят благодаря возрождению бренда «Кама». В честь 300-летия Перми здесь вновь начали выпускать любимый складной велосипед советских детей и подростков. Но предприятие живет не одной «Камой»: эта марка занимает небольшую долю от общего объема производства «Форварда». У остальных брендов модельный ряд гораздо шире и вариантов расцветки больше («Кама» пока только красная, позднее планируют ввести еще белый, синий и зеленый цвета).

«Форвард» — один из крупнейших производителей велосипедов в России. Работает в Перми с 1999 года. Сегодня компания развивает пять брендов велосипедов: Forward, Format, Altair, Bearbike и «Каму». Генеральный директор и учредитель — Олег Корякин. Производство расположено в селе Фролы Пермского района. По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка предприятия в 2022 году составила 2,3 миллиарда рублей, чистый убыток — 205,4 миллиона рублей. Численность сотрудников — более 380 человек.

Как именно делают велосипеды на пермском заводе, показываем в нашем фоторепортаже. Мы прошлись по рабочим цехам с механиком производства Алексеем Останиным, который подробно рассказал обо всех этапах изготовления велосипедов.

Как вы думаете, что это? Никакой таинственности: просто детали будущих велосипедных рам | Источник: Тимофей КалмаковКак вы думаете, что это? Никакой таинственности: просто детали будущих велосипедных рам | Источник: Тимофей Калмаков
Как вы думаете, что это? Никакой таинственности: просто детали будущих велосипедных рам
Источник:
Тимофей Калмаков

— Раму изготавливают по элементам: отдельно головную, верхнюю и нижнюю трубы, кареточный узел и так далее, — рассказывает Алексей Останин. — Например, задняя часть рамы изогнута так, чтобы она подходила под формы колеса и всех узлов. Это делается при помощи станков.

На станках детали обрезают и сгибают под определенным углом (если это нужно) | Источник: Тимофей КалмаковНа станках детали обрезают и сгибают под определенным углом (если это нужно) | Источник: Тимофей Калмаков
На станках детали обрезают и сгибают под определенным углом (если это нужно)
Источник:
Тимофей Калмаков
Труба готова к следующей операции | Источник: Тимофей КалмаковТруба готова к следующей операции | Источник: Тимофей Калмаков
Труба готова к следующей операции
Источник:
Тимофей Калмаков

Подготовленные элементы рам устанавливают на стапелях — специальных платформах-конструкторах. В таком варианте они отправляются на сварку.

Так выглядят стапели. Для каждой модели велосипеда — свой | Источник: Тимофей КалмаковТак выглядят стапели. Для каждой модели велосипеда — свой | Источник: Тимофей Калмаков
Так выглядят стапели. Для каждой модели велосипеда — свой
Источник:
Тимофей Калмаков

Сваркой занимаются роботы — их три. Определенную программу роботу задают в зависимости от модели велосипеда. На одну раму уходит около пяти минут.

Робот сваривает все швы — получается готовая рама | Источник: Тимофей КалмаковРобот сваривает все швы — получается готовая рама | Источник: Тимофей Калмаков
Робот сваривает все швы — получается готовая рама
Источник:
Тимофей Калмаков
Места сварки хорошо видны | Источник: Тимофей КалмаковМеста сварки хорошо видны | Источник: Тимофей Калмаков
Места сварки хорошо видны
Источник:
Тимофей Калмаков
Алексей Останин демонстрирует готовую раму | Источник: Тимофей КалмаковАлексей Останин демонстрирует готовую раму | Источник: Тимофей Калмаков
Алексей Останин демонстрирует готовую раму
Источник:
Тимофей Калмаков

Из-за сварки металл иногда немного ведет вбок. Правильность геометрии рамы проверяют контролеры. Если что-то не так, раму правят на специальной скобе, подстроенной под параметры конкретной модели. В отдельных случаях, если шов лег неровно или неправильно, раму вручную доваривает работник завода.

Раму выравнивают, пока она не начинает идеально подходить под заданные параметры | Источник: Тимофей КалмаковРаму выравнивают, пока она не начинает идеально подходить под заданные параметры | Источник: Тимофей Калмаков
Раму выравнивают, пока она не начинает идеально подходить под заданные параметры
Источник:
Тимофей Калмаков

Следующий этап — покраска рамы. Сначала поверхность обезжиривают растворителем, чтобы краска ложилась ровно и плотно, не пузырила и не шершавилась. Затем затыкают заглушками все узлы (место под каретку, подшипники и так далее — краска там не нужна) и отдают на покрасочный конвейер.

Рама проходит через печь с температурой 200 градусов (к нагретой стали лучше прилипает краска) и отправляется в покрасочную камеру. Там при помощи пистолетов-распылителей наносят краску-порошок, и рама повторно уходит в печь. Порошковая краска при высокой температуре расплавляется, становится глянцевой.

Если металлическую поверхность не обезжирить, краска ляжет неровно | Источник: Тимофей КалмаковЕсли металлическую поверхность не обезжирить, краска ляжет неровно | Источник: Тимофей Калмаков
Если металлическую поверхность не обезжирить, краска ляжет неровно
Источник:
Тимофей Калмаков
Обезжиренные рамы отправляются в печь... | Источник: Тимофей КалмаковОбезжиренные рамы отправляются в печь... | Источник: Тимофей Калмаков
Обезжиренные рамы отправляются в печь...
Источник:
Тимофей Калмаков
...а затем — на покраску. Сейчас поверхность матовая, глянцевой она станет после повторного прохождения печи | Источник: Тимофей Калмаков...а затем — на покраску. Сейчас поверхность матовая, глянцевой она станет после повторного прохождения печи | Источник: Тимофей Калмаков
...а затем — на покраску. Сейчас поверхность матовая, глянцевой она станет после повторного прохождения печи
Источник:
Тимофей Калмаков
Кажется, что раму окутывает дымом, — это порошковая краска | Источник: Тимофей КалмаковКажется, что раму окутывает дымом, — это порошковая краска | Источник: Тимофей Калмаков
Кажется, что раму окутывает дымом, — это порошковая краска
Источник:
Тимофей Калмаков
Только что покрашенные рамы не стоит трогать руками — после печи они очень горячие | Источник: Тимофей КалмаковТолько что покрашенные рамы не стоит трогать руками — после печи они очень горячие | Источник: Тимофей Калмаков
Только что покрашенные рамы не стоит трогать руками — после печи они очень горячие
Источник:
Тимофей Калмаков
Варианты моделей и расцветок рам и вилок, которые делают на заводе «Форвард» | Источник: Тимофей КалмаковВарианты моделей и расцветок рам и вилок, которые делают на заводе «Форвард» | Источник: Тимофей Калмаков
Варианты моделей и расцветок рам и вилок, которые делают на заводе «Форвард»
Источник:
Тимофей Калмаков

На окрашенные рамы работники клеят стикеры, где указаны модель, ростовка и название, а потом отправляют на конвейер и в сборочный цех.

Рамы делают впрок, так как их изготовление — более трудоемкий процесс, чем сборка велосипедов | Источник: Тимофей КалмаковРамы делают впрок, так как их изготовление — более трудоемкий процесс, чем сборка велосипедов | Источник: Тимофей Калмаков
Рамы делают впрок, так как их изготовление — более трудоемкий процесс, чем сборка велосипедов
Источник:
Тимофей Калмаков
На хранении обычно находится около двух–трех тысяч рам | Источник: Тимофей КалмаковНа хранении обычно находится около двух–трех тысяч рам | Источник: Тимофей Калмаков
На хранении обычно находится около двух–трех тысяч рам
Источник:
Тимофей Калмаков

Обода для велосипедных колес изготавливают на этом же заводе из металлопрофиля. Его распиливают, обжимают на гидравлическом станке, просверливают отверстия под спицы, а потом красят готовые обода.

Из одной узкой металлической полоски получается три обода | Источник: Тимофей КалмаковИз одной узкой металлической полоски получается три обода | Источник: Тимофей Калмаков
Из одной узкой металлической полоски получается три обода
Источник:
Тимофей Калмаков
Чтобы замкнуть обод, мастер вставляет две шпильки... | Источник: Тимофей КалмаковЧтобы замкнуть обод, мастер вставляет две шпильки... | Источник: Тимофей Калмаков
Чтобы замкнуть обод, мастер вставляет две шпильки...
Источник:
Тимофей Калмаков
...и обжимает на станке | Источник: Тимофей Калмаков...и обжимает на станке | Источник: Тимофей Калмаков
...и обжимает на станке
Источник:
Тимофей Калмаков
Круг замкнулся, теперь это уже настоящий велосипедный обод | Источник: Тимофей КалмаковКруг замкнулся, теперь это уже настоящий велосипедный обод | Источник: Тимофей Калмаков
Круг замкнулся, теперь это уже настоящий велосипедный обод
Источник:
Тимофей Калмаков
Отверстия под спицы делают на специальном станке | Источник: Тимофей КалмаковОтверстия под спицы делают на специальном станке | Источник: Тимофей Калмаков
Отверстия под спицы делают на специальном станке
Источник:
Тимофей Калмаков
Сверла поворачиваются под определенным углом | Источник: Тимофей КалмаковСверла поворачиваются под определенным углом | Источник: Тимофей Калмаков
Сверла поворачиваются под определенным углом
Источник:
Тимофей Калмаков
Готовые обода, как и рамы, красят порошковой краской | Источник: Тимофей КалмаковГотовые обода, как и рамы, красят порошковой краской | Источник: Тимофей Калмаков
Готовые обода, как и рамы, красят порошковой краской
Источник:
Тимофей Калмаков
Это не плетение и не вязаный узор: таким образом укладывают на хранение обода | Источник: Тимофей КалмаковЭто не плетение и не вязаный узор: таким образом укладывают на хранение обода | Источник: Тимофей Калмаков
Это не плетение и не вязаный узор: таким образом укладывают на хранение обода
Источник:
Тимофей Калмаков
В зависимости от бренда и модели обода могут быть разных цветов. Например, белыми (выше) или натуральными металлическими | Источник: Тимофей КалмаковВ зависимости от бренда и модели обода могут быть разных цветов. Например, белыми (выше) или натуральными металлическими | Источник: Тимофей Калмаков
В зависимости от бренда и модели обода могут быть разных цветов. Например, белыми (выше) или натуральными металлическими
Источник:
Тимофей Калмаков
Следующий этап — установка спиц | Источник: Тимофей КалмаковСледующий этап — установка спиц | Источник: Тимофей Калмаков
Следующий этап — установка спиц
Источник:
Тимофей Калмаков
Собранное колесо выравнивают и туго затягивают спицы | Источник: Тимофей КалмаковСобранное колесо выравнивают и туго затягивают спицы | Источник: Тимофей Калмаков
Собранное колесо выравнивают и туго затягивают спицы
Источник:
Тимофей Калмаков
Работу выполняет автомат | Источник: Тимофей КалмаковРаботу выполняет автомат | Источник: Тимофей Калмаков
Работу выполняет автомат
Источник:
Тимофей Калмаков
На выходе готовые обода со спицами сортируют. Годные — то есть соответствующие всем параметрам — отправляют дальше | Источник: Тимофей КалмаковНа выходе готовые обода со спицами сортируют. Годные — то есть соответствующие всем параметрам — отправляют дальше | Источник: Тимофей Калмаков
На выходе готовые обода со спицами сортируют. Годные — то есть соответствующие всем параметрам — отправляют дальше
Источник:
Тимофей Калмаков
Последний штрих — и готовое колесо пойдет дальше, на конвейер в цех сборки | Источник: Тимофей КалмаковПоследний штрих — и готовое колесо пойдет дальше, на конвейер в цех сборки | Источник: Тимофей Калмаков
Последний штрих — и готовое колесо пойдет дальше, на конвейер в цех сборки
Источник:
Тимофей Калмаков

В цехе сборки два конвейера: подготовительный и основной. На первом крепят вилку к раме, вставляют подшипники в рулевую колонку, устанавливают кареточный узел, а также тормоза и задний переключатель (если они есть у данной модели).

Это подготовительный конвейер | Источник: Тимофей КалмаковЭто подготовительный конвейер | Источник: Тимофей Калмаков
Это подготовительный конвейер
Источник:
Тимофей Калмаков
Каждый работник выполняет одну операцию... | Источник: Тимофей КалмаковКаждый работник выполняет одну операцию... | Источник: Тимофей Калмаков
Каждый работник выполняет одну операцию...
Источник:
Тимофей Калмаков
...и передает будущий велосипед дальше по конвейеру | Источник: Тимофей Калмаков...и передает будущий велосипед дальше по конвейеру | Источник: Тимофей Калмаков
...и передает будущий велосипед дальше по конвейеру
Источник:
Тимофей Калмаков
Все необходимые элементы у работника под рукой | Источник: Тимофей КалмаковВсе необходимые элементы у работника под рукой | Источник: Тимофей Калмаков
Все необходимые элементы у работника под рукой
Источник:
Тимофей Калмаков
В Перми делают только рамы, вилки и обода. Остальные детали изготавливают под заказ в странах Азии | Источник: Тимофей КалмаковВ Перми делают только рамы, вилки и обода. Остальные детали изготавливают под заказ в странах Азии | Источник: Тимофей Калмаков
В Перми делают только рамы, вилки и обода. Остальные детали изготавливают под заказ в странах Азии
Источник:
Тимофей Калмаков

С подготовительного конвейера раму отправляют на основной: там устанавливают крылья, заднее колесо и другие детали.

Важный момент: перед запуском новой модели ее собирают вручную и проверяют, всё ли корректно работает. На приемку приглашают конструкторов и дизайнеров, только после их одобрения модель идет на массовую сборку.

В день собирают 700–1000 велосипедов | Источник: Тимофей КалмаковВ день собирают 700–1000 велосипедов | Источник: Тимофей Калмаков
В день собирают 700–1000 велосипедов
Источник:
Тимофей Калмаков
Велосипед проходит по конвейеру за одну–две минуты | Источник: Тимофей КалмаковВелосипед проходит по конвейеру за одну–две минуты | Источник: Тимофей Калмаков
Велосипед проходит по конвейеру за одну–две минуты
Источник:
Тимофей Калмаков
Чтобы детали не терлись друг об друга, их прокладывают упаковочным материалом | Источник: Тимофей КалмаковЧтобы детали не терлись друг об друга, их прокладывают упаковочным материалом | Источник: Тимофей Калмаков
Чтобы детали не терлись друг об друга, их прокладывают упаковочным материалом
Источник:
Тимофей Калмаков
Любую деталь при необходимости можно сверить с макетом | Источник: Тимофей КалмаковЛюбую деталь при необходимости можно сверить с макетом | Источник: Тимофей Калмаков
Любую деталь при необходимости можно сверить с макетом
Источник:
Тимофей Калмаков
В целом на двух конвейерах работает около сорока человек | Источник: Тимофей КалмаковВ целом на двух конвейерах работает около сорока человек | Источник: Тимофей Калмаков
В целом на двух конвейерах работает около сорока человек
Источник:
Тимофей Калмаков
После проверки качества сборки контролер ставит печать в паспорт велосипеда: в нем указана модель, дата сборки и смена | Источник: Тимофей КалмаковПосле проверки качества сборки контролер ставит печать в паспорт велосипеда: в нем указана модель, дата сборки и смена | Источник: Тимофей Калмаков
После проверки качества сборки контролер ставит печать в паспорт велосипеда: в нем указана модель, дата сборки и смена
Источник:
Тимофей Калмаков

— Велосипед собираем без руля, педалей, седла и переднего колеса, — уточнил Алексей Останин. — Это сделано для компактности: чтобы он влезал в коробку. Иначе неудобно транспортировать. Детали вкладываем в ту же коробку, их устанавливает продавец в магазине.

Велосипед укладывают в коробку | Источник: Тимофей КалмаковВелосипед укладывают в коробку | Источник: Тимофей Калмаков
Велосипед укладывают в коробку
Источник:
Тимофей Калмаков
Туда же помещают седло и отражатели в пакете | Источник: Тимофей КалмаковТуда же помещают седло и отражатели в пакете | Источник: Тимофей Калмаков
Туда же помещают седло и отражатели в пакете
Источник:
Тимофей Калмаков

Запечатанная коробка проезжает по конвейеру через весы с лампочкой-индикатором. Если лампочка зеленая — значит вес коробки в норме. Красная лампочка показывает недовес: какую-то деталь забыли положить. В этом случае коробку снимают, проверяют содержимое и добавляют всё необходимое.

На каждую коробку наклеивают штрихкод и отправляют на склад | Источник: Тимофей КалмаковНа каждую коробку наклеивают штрихкод и отправляют на склад | Источник: Тимофей Калмаков
На каждую коробку наклеивают штрихкод и отправляют на склад
Источник:
Тимофей Калмаков
Финальную досборку проводят в магазине: продавцы устанавливают и прикручивают переднее колесо, руль, седло и педали | Источник: Тимофей КалмаковФинальную досборку проводят в магазине: продавцы устанавливают и прикручивают переднее колесо, руль, седло и педали | Источник: Тимофей Калмаков
Финальную досборку проводят в магазине: продавцы устанавливают и прикручивают переднее колесо, руль, седло и педали
Источник:
Тимофей Калмаков

Ранее мы разбирались, чем новая «Кама», которую выпускает завод «Форвард», отличается от советской, и публиковали архивные кадры.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
58
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления