Имена двух миллиардеров из списка Forbes — Дмитрия Рыболовлева и Сейфеддина Рустамова — не раз звучали на предварительном заседании по делу «Метафракса». Иск подала Генпрокуратура: она хочет доказать, что тридцать лет назад губахинское предприятие приватизировали незаконно. Но в числе ответчиков ни Рыболовлева, ни Рустамова нет. В чем же дело?
Коротко напомним суть иска: ведомство заявляет, что приватизацию губахинского завода в начале 1990-х провели незаконно. По данным Генпрокуратуры, предприятие нельзя было приватизировать, так как оно производит ядовитый метанол (сразу уточним: ответчики настаивают, что метанол к ядам не относится). Кроме того, решение приняли власти регионального уровня, а должны были — федерального, так как завод стратегический, он важен для оборонной безопасности государства (с этим тоже не согласны ответчики).
В краевом арбитражном суде представители Генпрокуратуры сообщили: нарушение выявили, проверяя соблюдение законодательства об иностранном контроле стратегических предприятий. Именно с этим и связаны упоминания двух российских миллиардеров.
Сейфеддин Рустамов — бенефициар «Метахолдинга». По озвученной на суде информации, этой компании принадлежит более 98% акций «Метафракс Кемикалс» (281,7 миллиона штук).
Сейфеддин Рустамов — уроженец Азербайджана, живущий в США. Занимает 90-е место в списке миллиардеров, составленном российским Forbes (на 2023 год). Его состояние оценивают в 1,3 миллиарда долларов.
Прокуратура представила документы о том, что у Рустамова имеется вид на жительство в США. Также по ходатайству ведомства приобщили сведения о финансовых связях «Метафракса» с Рустамовым и контролирующим юрлицом из США — компанией Sorcy Investments Trust. По данным Генпрокуратуры, за последние три года акционерам «Метафракс Кемикалс» выплатили более 6 миллиардов рублей в качестве дивидендов. Поскольку «Метахолдинг» — основной владелец акций, то большая часть этой суммы ушла на счета Sorcy Investments Trust в США, отметил представитель прокуратуры.
О Дмитрии Рыболовлеве говорили как о бизнес-партнере Рустамова и бывшем бенефициаре «Метафракс Кемикалс», то есть о том, кто раньше контролировал это предприятие. Прокуратура упомянула иностранное гражданство Рыболовлева (его выдал Кипр в 2012-м), а также то, что именно он участвовал в приватизации губахинского завода в 1990-е. Будущий миллиардер по договору доверительного управления распоряжался ценными бумагами предприятия. Генпрокуратура обозначает это термином «участвовал в отчуждении государственного имущества».
Дмитрий Рыболовлев — уроженец Перми и экс-владелец «Уралкалия», который в 2011 году переехал в Монако. По версии Forbes является 19-м в списке российских миллиардеров. Его состояние оценивают в 6,4 миллиарда долларов.
— Стратегическое предприятие в результате фактически выбыло под иностранную юрисдикцию, — сделал вывод о прошлых и нынешних бенефициарах «Метафракса» представитель Генпрокуратуры.
Ранее мы подробно разбирали, почему Генпрокуратура считает незаконной приватизацию «Метафракса», которая произошла еще в 90-е. Также мы рассказывали, о чем говорили на предварительном заседании по иску Генпрокуратуры к «Метафраксу».