29 декабря прошлого года в Перми в микрорайоне Крохалева жестоко избили 35-летнего экс-сотрудника ГУФСИН Александра Муханова. Мужчину увезли в реанимацию, он провел 23 дня в коме, почти месяц был на ИВЛ. Александр был в очень тяжелом состоянии — у него было внутреннее кровоизлияние, черепно-мозговая травма, перелом челюсти, была обездвижена правая сторона тела, он не мог самостоятельно есть, ходить и даже разговаривать.
Александр остался инвалидом, а его жена была вынуждена уволиться, чтобы заботиться о муже. Юлия Муханова рассказала 59.RU, как они живут спустя почти год и что сейчас с уголовным делом.
Стоял на остановке, ждал автобус…
Александр Муханов проработал в ГУФСИН десять лет на различных должностях, служил на Кавказе, получал награды, в последние годы занимал пост начальника автомобильного отдела. В 2021 году вышел на пенсию — она на такой работе ранняя. Пошел работать замначальника участка на завод. Очень любил и любит свою жену и дочь.
29 декабря Александр не пришел домой с работы, Юлия звонила ему и не могла дозвониться. Жена стала обзванивать больницы и только в четыре часа утра узнала, что он, сильно избитый, лежит в краевой.
На следующий день с Юлией связалась коллега мужа — с ней он после работы стоял на остановке, она стала свидетельницей избиения.
— Мимо них шли двое мужчин. Один из них нес в руках спиртное. Супруг курил электронную сигарету, и они высказали претензию из-за пара, — рассказывает Юлия Муханова. — Муж сказал, что от обычных сигарет намного больше дыма. Один из них, выше его на голову и крупнее, ударил Сашу — потом он говорил, мол, показалось, что муж на них замахнулся.
После били уже двое, в основном, по голове. Александр перестал двигаться. Женщина-коллега попыталась вмешаться, но мужчины заявили, что Александр сам упал и ударился головой.
— Когда они стали поднимать Сашу, у него изо рта пошла пена, — говорит Юлия Муханова. — У коллеги случилась истерика. Но они все равно подняли Сашу и потащили к себе в квартиру, они там живут рядом. Там они пытались привести его в чувство. Коллега пошла за ними, она и вызвала скорую помощь.
23 дня Александр провел в коме, а когда пришел в себя, не сразу смог вспомнить, что с ним было.
«Потеряли еще четыре месяца»
В январе этого года следователи возбудили уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Судмедэкспертиза показала, что такие травмы, которые обнаружили у Александра, невозможно получить при падении. От следователя семья узнала, что один из избивших мужчину — его коллега из другого цеха, знакомы они не были. Второй — вахтовик, и сейчас, под подпиской о невыезде, он на вахте в Прикамье.
При этом Юлия отмечает, что за все эти месяцы уже сменились два следователя, а следствие сильно затянулось. Так, женщина говорит, что вещдоки никто сразу изучать не стал, Юлия сама выясняла, сохранились ли видеозаписи камер наблюдения у УК дома, в подъезд которого обвиняемые затащили ее мужа после избиения. В управляйке ей сказали, что записи хранятся 7 дней, и в итоге их нет в уголовном деле.
Самого Александра наконец-то допросили только в июле, тогда же она сама принесла в отдел ее окровавленные вещи. На вопрос о том, почему все так долго, следователь, по словам Юлии, ответил: «У нас кадровый голод, работать некому, вы же сами это понимаете, сами работаете в ГУФСИН».
— Возмутило то, что назначили еще одну судмедэкспертизу, перед экспертами поставили вопросы: выяснить, сколько ударов нанесли мужу и каким предметом. Так прошло еще четыре месяца, во второй экспертизе на эти вопросы так и не ответили, — рассказала Юлия. — По сути, мы потеряли еще четыре месяца.
Ушла с работы, чтобы ухаживать за мужем
Сейчас Александр остается инвалидом. У сильного и спортивного в прошлом мужчины из-за тяжелой черепно-мозговой травмы серьезно нарушена речь, на ноги он встать может, но координация движений сильно страдает.
— Были опасения, что Саша вообще будет лежачим, когда он находился в реанимации весь в трубках, — вспоминает собеседница. — У него не работала правая половина тела, потом стали наступать спазмы, тряслись руки. Мы постоянно разминали конечности, пока он не стал делать первые шаги. За этот год он смог научиться ходить, но восстановить речь полностью пока не смог. У Саши периодически страдает память, он может забывать некоторые эпизоды, чтобы их вспомнить, ему надо помочь. По сути, он заново учится всему, с дочкой вместе рисуют прописи, она — для школы он — чтобы восстановиться. Он заново учится жить.
Юлии пришлось уйти с работы, чтобы ухаживать за Александром. Живут они на съемной квартире, хотя уже восемь лет стоят в очереди на ведомственную выплату — женщина была коллегой мужа в ГУФСИНе.
Александр Муханов на своей странице в соцсети ведет личный дневник. Там мужчина делится своими переживаниями.
— Мое восстановление идет верным, но ооочень медленным путем. На сегодняшний день остались две проблемы — это ходьба (чувство равновесия вернулось) и речь (все-таки задет речевой центр и перелом челюсти с двух сторон), себя я утешаю лишь тем, что я живой, — написал Александр Муханов. — Сейчас реалии таковы: от моих доходов осталась лишь пенсия и выплаты ветеранам боевых действий, коих горе с пополам хватает на съем жилья. Жена тоже потеряла работу, разрываясь между мной и дочерью.
Сейчас Александр самостоятельно пытается обучиться на веб-разработчика, чтобы найти удаленную работу. Мужчина не опускает руки и благодарен своей семье за поддержку.
Ранее мы писали, что в апреле 2023 года на парковке у ТРК «Семья» четверо мужчин напали на пермяка, когда он садился в свою машину. Жертву они выслеживали от банкомата.