Культура «Позвали сварщика и он сверху герба приварил блямбу. Так и висит. Креста тогда очень боялись»

«Позвали сварщика и он сверху герба приварил блямбу. Так и висит. Креста тогда очень боялись»

Девять историй из жизни Константина Собакина. Как сейчас живет автор герба на Доме советов

Художник всегда рад гостям

Константин Мильевич, или, как по-свойски его называют друзья-художники, Мильич живёт в посёлке Суксун. Имя художника на слуху у многих пермяков. Услышав его фамилию, пермские знатоки прекрасного спрашивают: «А что, сколько ему лет-то?» И правда, возраст у Мильича уже солидный — 3 ноября исполнится 89 лет.

Суксун — живописный посёлок. И здесь живёт много семей с фамилией Собакины

Живет художник в доме на окраине посёлка Суксун. Его дом давно оброс картинами, скульптурами и просто вещами и вещицами, которые он бережно собирает, потому что у каждой из них своя история. Всех своих гостей Константин Мильич встречает лично на пороге — будь это местный школьник, очередной журналист или столичная «шишка». И такие приезжают. И нас, команду 59.ru, встретил, сидя на лавочке у дома.

­— Зачем приехали? ­ — спросил пытливо Мильич и, прищурившись, по-доброму на нас посмотрел. — Ну что ж, гостями будете, проходите.

Экскурсию Собакин рассказал, словно свою жизнь. Ну а мы бережно ее записали.

В домике Константина Мильевича многие вещи сделаны его руками
Некоторые скульптуры «живут» прямо на улице, рядом с домом

­

Ремень за прогул


Художник родился в Суксуне. Детство пришлось на годы войны, на которую отец ушёл добровольцем.

—­ Брат Николай был старше меня всего на год, — рассказывает Константин Мильевич. — А росточком ниже. Его приняли на Суксунский завод столяром, а меня — нет, и мне стало обидно. Я его выше, а меня не берут! И вот иду как-то мимо мастерской, а там токари и слесари работают. Я и давай интересоваться тракторами. Так увлёкся, что про школу-то и забыл. А когда вспомнил, поздно уже было идти. Прихожу домой, а мама спрашивает: «Ты где сегодня был? Классная руководитель приходила, сказала, что тебя не было в школе». Пришлось сознаться. Тогда мама взяла ремень и отлупила меня как следует. Но это не помогло, и на другой день я вновь обменял школу на мастерские, где мне уже доверили лёгкие работы. Тогда мама пошла к дяде, который работал агрономом. «Возьми этого дурака работать, а то он всё равно в школу не ходит». И я пошел работать к дяде, а потом перешел на завод токарем.

Эту мраморную доску художник спас — она лежала на пороге физкультурного зала в школе. Через нее перепрыгивали мальчишки. Благодаря скульптору на ней появился барельеф Богоматери 

Когда с войны вернулся отец, то опять отправил сына в школу навёрстывать упущенное. В седьмом классе Костя заболел гриппом и пропустил выпускной экзамен. Ему выдали справку о том, что школу выпускник не окончил по причине болезни.

Паша Пупырев и краски из кринки


Краски Константину попали на глаза случайно. Ему было уже 18 лет, когда он полез в чулан и там в кринке нашел тюбики. Это были краски старшей двоюродной сестры, которая училась на художника в Свердловске и, приехав на каникулы, однажды забыла их дома. Костя решил их испытать. В деревне жил парень Паша Пупырев, который славился в округе как местный художник.

Художник с теплотой рассказывает о каждом своём творении. Как о ребёнке

—­ Паша дружил с моим двоюродным братом Володей и был удивительным парнем — во всём видел прекрасное и интересное — собирал птичьи яички, цветы, камни, замечал в них интересные формы и краски. И всё рисовал. Однажды даже рожу мою нарисовал. Холста не было, так он обложку от старой книжки использовал. Вон, на кухне хранится до сих пор. — Собакин достаёт с верхней полки буфета тёмный масляный портрет. Вот у него я и учился, к нему с этими красками и пришёл. И я нарисовал свой первый пейзаж — с церковью.

И брат Володя, и Паша-художник ушли на войну и не вернулись. Володя прошел через всю войну, дошел до Берлина и погиб.

В детстве наш герой плёл корзинки и продавал их на рынке. Скромный заработок помогал прокормиться семье в нелёгкое время

Корзиночный конкурент


— Когда мне было 12 лет, была у нас в посёлке женщина с редким именем Иня. Она ходила в шапке, как мальчишка, курила и плела корзины. Иня брала нас с братом вички (веточки без листьев. — Прим. ред.) ломать, плести корзины. А потом торговала ими на рынке. Как-то мама попросила нас научить тоже плести. Но Иня отказала: «А ты заплати мне за это». Меня это взорвало. Я засел за это искусство и научился плести корзинки сам. А потом пошел на рынок и стал торговать ими сам. Мои корзинки разных форм пользовались успехом, и я стал серьезным корзиночным конкурентом для Ини.

В руках художника — портрет художника Олега Коровина — наставника и друга Константина Мильевича

«Университеты» Собакина


Однажды в родной посёлок приехала двоюродная сестра Кости, которая выучилась на художника в Свердловске и была замужем за художником Олегом Коровиным. Людмила привезла молодого мужа в Суксун показать, где ее деды и прадеды жили.

Детский портрет Кости написал красками в довоенные годы односельчанин и старший товарищ Собакина. Он погиб на войне 
На кухонной полке — много диковинных вещей

­— Когда сестра увидела мою мазню с пейзажем, искренне удивилась. А Олег сказал: «Да его нужно в Свердловск везти!» На что папа пытался возразить — «Пусть седьмой класс окончит». Но они настояли на своём и уговорили меня собрать вещи и поехать с ними. Так я оказался в Свердловске, где поступил в ремесленное училище и учился на этакого Данилу-мастера — работал с малахитом, змеевиком и другими камнями. Потом в армию сходил, служил в Таманской гвардейской. И только когда вернулся, в 24 года, окончил седьмой класс (в сороковые годы обязательное бесплатное образование было в СССР лишь до седьмого класса. Учёба с восьмого по десятый класс оплачивалась. — Прим. ред.).

На кухне — целая коллекция самоваров
Дед и прадед Константина Мильевича были связаны с Акинфием Демидовым

После армии художник поступил в художественное училище в Свердловске (ныне — Екатеринбург). После его окончания он остался там преподавать изо в одной из местных школ. Потом вернулся в родной Суксун работать в школе. Через некоторое время скульптор Анатолий Уральский пригласил Собакина преподавать в Пермской художественной школе, которая тогда располагалась на площади Карла Маркса.

— Жизнь в Перми закрутилась, я начал участвовать в выставках, в поездках по стране, пленэрах, какое-то время даже был председателем Союза художников. Это была большая и счастливая жизнь.

Интерьер дома незамысловат и прост. Главная ценность — картины и скульптуры. Хотя большая часть коллекции передана местному музею, сотни работ хранятся в Пермской галерее, частных собраниях и музеях мира 
На стенах — много пейзажей и портретов. Художник много путешествовал по России и республикам Советского Союза

Праправнук архитектора


Родословная Собакиных прослежена до Марфы Собакиной, одной из жен Ивана Грозного. Их появление в Суксуне связано с «горнозаводской цивилизацией». Акинфий Никитич Демидов строил Суксунский завод и привез с собой из Петербурга архитектора Алексея Степановича Собакина — прапрадеда художника, родоначальника суксунских Собакиных.

Прадед художника работал бухгалтером у Акинфия Демидова, дед художника Николай работал учителем, отец Собакина Милий Николаевич и мама Александра Александровна тоже родились в Суксуне, работали на местных предприятиях.

В Суксуне фамилия Собакин — распространённая. Многие Собакины здесь являются дальними родственниками Константина Мильевича.

Верхняя декоративная часть стелы выполнена Константином Собакиным 
Стелу украшают Орден Ленина и лозунги

«Посмотри, девчонка какая!»


Художник с особой трогательностью рассказывает нам о портрете жены.

— Делал его из дерева, но на портрете потом пошли трещины по лицу, — сожалеет художник. — Нужно было, прежде чем обрабатывать дерево, его высушить. Раиса удивительная была, не давала мне ничего делать, сама за все бралась, хотела, чтобы я творчеством больше занимался.

С будущей женой молодого Костю познакомил дядя.

Герб на доме советов, к которому пермяки привыкли с детства как части эспланады, тоже придумывал и творил суксунский мастер
Верхняя деталь, напоминавшая крест, был запаяна по распоряжению партийного начальника

— Я видел эту девочку еще в школе, но не обращал внимания. Она еще и по соседству жила, но я проходил мимо. И вот тут дядя мне как-то и говорит: «Почему ты её не замечаешь? Ты чего, посмотри, девчонка какая!» И он буквально меня подтолкнул к тому, чтобы я познакомился с девушкой. Я пригляделся и увидел красавицу. Мы познакомились и через год уже поженились. А так бы всё и ходил мимо, не замечал. Свадьба была скромной — мы просто зарегистрировались, а потом пришли к Рае домой, где ее мама напоила нас чаем. А когда пошли в наш дом, местные мужики нам дорогу загородили и давай требовать, чтобы я что-то сказал или спел. Им хотелось праздника. Люди, видимо, не понимали, как можно так скромно отметить свадьбу. А мы не хотели никакого общественного мероприятия, поэтому сказали: «Если вы нас не пропустите, так мы здесь останемся». И тогда они нас поздравили и пропустили.

— У нас родился сын, но его мы похоронили маленьким. Так что наследников у меня нет, к сожалению.

Раиса Николаевна преподавала в школе Суксуна и в художественном училище в Перми. Всю жизнь она помогала мужу заниматься творчеством — создавала домашние условия, а где-то и совет давала.

Самовары в виде спутников, разработанные Константином Мильевичем, дарили первым космонавтам
Тема Востока тоже близка художнику, увлеченному, помимо скульптуры и акварели, еще и прикладным искусством

«Заварить!»


Мало кто знает, что Константин Собакин является автором герба на стеле у Перми II, памятной доски на фасаде Пермского оперного театра и герба на здании Законодательного собрания.

— Это были заказы, сделанные мне как члену Союза художников, — говорит Собакин. — Стела на Перми II сделана из нержавейки. Пластины для неё делал у себя в мастерской, она была в Центральном выставочном зале. А потом мы привезли её на место и сварили на самом верху, поднявшись на подъемном кране.

С гербом на доме советов у художника связана целая история. Сначала на заводе Свердлова сделали огромную раму из нержавейки — шесть на шесть метров. Её привезли частями к месту сборки. Мастерскую художник устроил прямо на козырьке дома советов.

Художник с удовольствием занимался чеканкой

— Герб заварили, потом подняли на кране, — рассказывает художник. — Прошло время, и вот приходит как-то работник обкома партии, смотрит на герб и спрашивает: «Почему крест?» Мы пригляделись — место стыков осей, действительно, выглядело как крест, но никто на это даже внимания не обратил, кроме этого начальника. Как ни пытались ему объяснить, что это сделано не специально и это вовсе не крест, он и слушать не захотел. Последовала команда: «Заварить!» Я хотел аккуратно убрать металл, но пригласили сварщика, и он прямо сверху герба приварил блямбу. Так это до сих пор и висит. Креста тогда очень боялись.

Диалог. Узнаёте в этом образе Сидящего Спасителя из пермской деревянной скульптуры? Но у Собакина он другой. Его состояние молчания подчёркнуто ещё и жестом левой руки 
Шуточная надпись для любознательных юных экскурсантов. И да, скульптура от частого прикосновения грязными руками может буквально «заболеть»

«Хочешь чай попить и копыта отбросить?»


Константин Собакин не только живописец и скульптор, но и талантливый художник-прикладник. В его коллекции — чеканка, резные бусы, стулья и много бытовых изделий из металла — чайники, самовары... Многие вещи Константин Мильевич делает из подручных средств, которые находит на улицах посёлка и даже в своём огороде. Однажды из найденного свинца он спаял чайник.

Коллаж сделан из находок в саду. Целый клад — история

— Хороший получился чайник. Только я решил из него чаёк попить, как звонок в дверь раздался. Открываю — друг детства приехал. Я пригласил его к чаепитию. Он посмотрел на чайник и говорит: «Славный получился! Но ты хочешь чайку попить и копыта отбросить? Это же не чистое олово! Здесь — примесь свинца, а это отрава». А я и не знал. Так меня друг от смерти спас. И чайником этим я так ни разу и не пользовался, стоит как экспонат. А для кухни сделал другой, из чистого олова, электрическим его сделал. До сих пор из него чай пью.

Портреты художников Виктора Мацумаро и Евгения Широкова сделаны в галечной технике. Они напоминают работы помпеянских мозаичистов, но сделана из местной суксунской гальки. Технику художник придумал сам. Кстати, в качестве основы для правого изображения использована настоящая палитра 

Среди изделий Константина Собакина есть даже маленькие круглые самовары в виде космических спутников. Художник, вдохновленный первыми полётами в космос и запуском спутников, сделал их в шестидесятые годы. Его изделия увезли в столицу и дарили первым космонавтам.

— Целую партию на Суксунском самоварном заводе выпустили, — уточняет художник. — В первый год качество было хорошим, а на второй — хуже, потому что сэкономили на материале. Поэтому их покупать стали хуже.

Константин Мильевич и книги пишет, и стихи. Книги он или дарит, или продает за небольшую сумму экскурсантам, чтобы издать новые книги

На витрине в экспозиции дома есть даже вырезка из старенькой газеты на немецком языке. На фото — коллекционер с самоваром-спутником из России. Газетку привез художнику кто-то из Германии.

Недалеко от дома художника

И куда это все денется?


Дом, в котором живёт Константин Мильевич, является настоящим музеем. Его художник купил, когда удачно продал ряд картин, думал приезжать на родину на лето, да так и поселился в нём. Со временем дом наполнялся жизнью — каждый уголок, каждый стул, каждое деревце прошло через руки мастера. Он сам водит экскурсии, несмотря на возраст. Мильич уже не тот бодрый бородач, которым его помнят пермские художники и выпускники художественной школы. Он сильно хромает, а несколько лет назад потерял зрение на один глаз.

Гости постоянно приезжают к художнику и выходят из дома, словно пережив маленькую, но глубокую историю, вернее, множество историй.

На прощание Константин Мильевич суёт нам шоколадки. «Это я детишкам покупаю, которые на экскурсию приходят, но и вам подарю». И еще подарил книжку, которую написал сам — воспоминания о жизни, встречах, выставках и работах. Создать книжку ему подсказала жена. «Детей у нас нет, а это важно, чтобы память о нас какая-то была, продолжение».

— Завтра меня, может, не станет, что скрывать — возраст. И куда это все денется? — показывает художник рукой на дом и картины. — Музею это не надо. Музей взял картины и готов забрать другие. Его сотрудники говорят: «Работы мы можем взять у тебя, а дом нам не надо». Их же работник проверил все работы и записал, а потом они отказались от этой идеи.

В доме-музее не раз бывали представители власти. Сотрудники Пермской государственной художественной галереи неоднократно поднимали вопрос о наследии дома-музея художника.

Знаменитый Суксунский пруд. Сюда на этюды часто приезжают художники. И заходят в гости к Мильичу

59.ru узнал, как решится вопрос с домом-музеем художника.

Сотрудники Суксунского краеведческого музея объясняли 59.ru, что при всем желании открыть еще один филиал у них нет возможности — на дополнительное содержание, электричество, сотрудников и охрану государство не выделяет денег.

Также мы сделали запрос губернатору Пермского края. «Часть произведений художника будет передана Суксунскому краеведческому музею, часть останется в доме-музее. Дом по пожеланию художника будет передан в частные руки», — объяснили в ответе.

Выяснилось, что Константин Собакин решил передать дом Елене Петровских — музыканту и музыковеду, человеку с двумя высшими образованиями. Елена живёт в Суксуне, часто бывает в доме, обсуждает с художником будущие проекты.

— Так как у музея нет возможности открыть филиал, мы решили оформить его как некоммерческий музей, — объяснила Елена 59.ru. — Это даст возможность его сохранить.

Мы спросили у самого Константина Мильевича, как он относится к идеям развития его музея.

— Думаю, я принял правильное решение, передав его Лене. Это хороший человек, профессиональный музыкант, человек, который неравнодушен к искусству. Она мне помогает и готова заниматься моей коллекцией и поддержать жизнь дома. Думаю, музей будет в надёжных руках.

Как выяснилось позже, Елена Петровских оказалась родной племянницей Паши Пупырева, с которым дружил Константин Мильевич. Он был родным братом её мамы. Павел погиб 25 февраля 1945 года под Кёнигсбергом.

Ольга Якунчева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем