В пермском Театре-Театре в эти дни идет премьерный показ нового спектакля «Дом Бернарды Альбы» (16+), поставленного по пьесе известного испанского поэта и драматурга Гарсиа Лорки. Именно после премьеры этого спектакля произошел конфликт между актрисой театра, выступившей в защиту Павла Устинова со сцены, и режиссером спектакля Дианой Добревой. Кроме того, актрисе попало и от художественного руководителя Театра-Театра — он сделал ей выговор и вывел из спектакля.
Из-за скандала и ситуации вокруг него мало кто написал о самой премьере и ее достоинствах. Мы посмотрели спектакль, пообщались с ее создателями — режиссером Дианой Добревой и художником-сценографом Мирой Калановой — и делимся с вами.
Старуха-мать и дочки взаперти
События пьесы разворачиваются в маленьком селении, в доме жестокой Бернарды Альбы, где кроме хозяйки живут пять ее дочерей, сумасшедшая старуха-мать и служанка. Похоронив мужа, Бернарда объявила восьмилетний траур — теперь в её дом нет доступа мужчинам, а ее дочери не могут покинуть его стены. Мать готова на все, чтобы защитить честь дочерей. Обреченные провести свои лучшие годы взаперти, сестры рвутся на волю. Девушки стремятся к нежности и любви, но двери в мир закрыты, и они обречены томиться в неволе. Бернарда не только не выпускает девушек на улицу, но и руководит их каждым шагом по дому.
Режиссер спектакля Диана Добрева считает, что — несмотря на то что пьеса была написана много десятков лет назад — тема домашнего насилия до сих пор актуальна. Кроме того, она видит проблему человеческого насилия гораздо шире и переносит ее на тему государств и политики.
— Этот спектакль как послание, — объяснила 59.RU Диана. — Человеческое сердце существует в красоте и любви, и когда случается так, что по социальным или политическим причинам тебе запрещают жить в свободе и любви, это страшно. Сейчас есть такие точки света, где становится опасно и начинается диктатура.
Это история из жизни
Автор пьесы Федерико Гарсиа Лорка — испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Жил в период с 1898 до 1936 год. Гарсиа Лорка был центральной фигурой группы «Поколение 27-го года», которая внедрила в испанскую литературу новые течения: символизм, футуризм и сюрреализм. Известно, что поэт был аполитичен и не разделял какие-либо идеологические убеждения, но тем не менее стал случайной жертвой Гражданской войны, развернувшейся в Испании. Его убили испанские фашисты-фалангисты, когда он оказался в горячей точке, приехав навестить друга. Тело поэта до сих пор не нашли, что породило легенды.
Сюжет пьесы «Дом Бернарды Альбы» навеян воспоминаниями из детства поэта. Дом женщины, послужившей прототипом Бернарды Альбы, стоял по соседству с домом родителей Гарсиа Лорки в селении Аскероса, и события, происходящие в пьесе, имели место в действительности. Драму он закончил в 1936 году, незадолго до расстрела.
Золотые лимоны и подсолнечный рай
Сценографией и костюмами для спектакля занималась болгарская художница Мира Каланова. Первые сцены с силуэтами главных героинь напоминают работу Роберта Уилсона «Травиата» (18+), поставленную на сцене Пермского театра оперы и балета. Это сравнение пермских зрителей удивило и восхитило Миру.
— Здесь я работала с минимализмом — использовала минимум средств, но максимум эффектов, — объясняет свой подход художница. — Театр, сцена — это тоже архитектура. Главная тема здесь — лестница, ведь все действие происходит на ней. Пять ступенек — как нотный стан, а семь персонажей — как ноты октавы.
Сценограф и режиссер объяснили, что в спектакле все важно, значимо и символично.
— Лестница это предалтарь, а окно здесь как иконостас. В церкви алтарь — запретный мир, куда нельзя заходить, а в спектакле запрещенным оказывается внешний мир за окном.
На заднем плане зритель видит здание церкви, которое постепенно словно уходит под землю.
— Церковь это символ веры на земле, девушки постепенно теряют веру, поэтому церковь становится все менее значимой для них, — объяснила сценарный ход Диана.
Еще один символ в спектакле — лимон. Дерево с золотыми плодами установлено на заднем плане сцены, актрисы выжимают сок из лимона во время трапезы, а в конце спектакля появляется целое блюдо с грудой золотых лимонов.
— Они символизирует человеческое сердце, в испанском фольклоре и поэзии — горькую любовь, — говорит Мира.
В конце спектакля зрители видят сцену рая, но не в виде роскошного сада, как обычно изображают райский сад в иллюстрациях священных книг, а как большое поле с подсолнечниками. Постановщики объяснили, что этот цветок в культурах многих народов символизирует бессмертие и веру.
Много секса, поэтому и 16+
Кроме текста пьесы в спектакль введена поэзия Лорки и испанских авторов Мигеля Эрнандеса и Хуана Рамона Хименеса. Они эротического и откровенного характера. Первые зрители так и прокомментировали: «Здесь много секса». Неслучайно у спектакля отграничен возраст до 16+. В спектакле действительно много страсти и ярких чувств — девушки томятся в неволе, их мечты о любви показаны в иллюстрациях видеоряда. О романах в селе они узнают из сплетен и толков соседей, подслушав их из-за калитки. Песни жнецов, доносящиеся в сад из полей, вызывают заветные мечты. Желания сестер выражены в движениях актрис, звуках, словах и видеороликах. Один из них иллюстрирует интимную сцену, но не буквально, а в страстном диалоге рук. Их партию «сыграли» руки актеров, исполняющих роли Аделы и Пепе — Алисы Санаровой и Михаила Меркушева. А снимала сюжет сама режиссер.
Пять блондинок и личный стиль Дианы Добревой
Диана Добрева — главный режиссер Национального театра имени Ивана Вазова. В Пермь ее пригласило руководство Театра-Театра. Вместе со сценографом Мирой Калановой она приехала в Пермь в прошлом году, чтобы познакомиться с театром.
— Я посмотрела спектакль, и мне очень понравились актрисы-женщины, — говорит Диана. — Была буквально очарована и поняла, что хочу сделать его именно здесь. Получается, что на мой выбор повлияли женщины театра.
Для роли сестер выбрали пять девушек, все они оказались блондинками. Режиссер говорит, что это и случайность, и нет.
— Ведь в России почти все блондинки, разве не так? — искренне удивляется и смеется Диана.
По пьесе все девушки некрасивые, а на сцене зрители увидели абсолютных красавиц. Даже немолодую и некрасивую Аугустию играет красотка. Диана говорит, что не хотела делать буквальную иллюстрацию к тексту Лорки и не любит буквальность. Да и говоря о красоте, она подразумевает одухотворенность.
В Болгарии Диана уже ставила этот спектакль, но в другой стилистике и на очень маленькой сцене. Ей было интересно увидеть эту историю, развернутую на большой сцене.
О характере постановки Добрева говорит, что это ее личный стиль, сложившийся за двадцать лет, на протяжении которых она работает как режиссер. При этом ей близок театральный метод польского режиссера Ежи Гротовского, суть которого заключается в отказе актера от проявления индивидуальности и превращении спектакля в акт своеобразного священнодействия.
— Ограничить артистов было нелегко, — признается режиссер. — Актёры здесь хорошо играют, а нужно было придерживаться определенной формы, рамок. Но актрисам удалось и соблюсти эту форму, и показать характер персонажей.
Роль Бернарды сыграла Елена Старостина, экономки Понсии — Мария Полыгалова, бабушки Марии Хосефы — Олег Выходов, Антонио, мужа Бернарды — Андрей Дюженков. В роли дочерей: Аделы — Алиса Санарова, Мартирио — Мария Коркодинова, Магдалены — Анна Огорельцева, Амелии — Ксения Елохова, Ангустиас — Дарья Егорова, Пепе — Михаил Меркушев.
Музыку к спектаклю написал Виталий Истомин, известный по работам «Чехов в Ялте» (16+), «Обещание рассвету» (12+), «Поминальная молитва» (16+), «Калигула» (18+) и многим другим спектаклям театра.
Премьерные спектакли будут идти до 24 сентября ежедневно и начинаться в 19:00.
Ранее мы рассказывали о премьерах прошлого сезона — рок-опере Jesus Christ Superstar (18+) и мюзикле «Винил» (12+) в Театре-Театре.