В пермском ТЮЗе закончился масштабный ремонт, и вчера на новой сцене его артисты уже сыграли первый спектакль. До этого коллектив театра был вынужден давать спектакли на сценических площадках города. Мы побывали за кулисами, в зрительном зале и рассказываем, что же здесь изменилось.
Когда-то в здании ТЮЗа располагался особняк купцов Любимовых. Он был построен в 1899 году по проекту Александра Турчевича. После революции советская власть реквизировала здание. Первое время оно принадлежало партийным комитетам, затем было отдано Дому пионеров, а позже в нем размещался Театр драмы. И только в 1982 году сюда въехал ТЮЗ.
В 1950-е годы к старинному особняку пристроили огромное помещение театра. Многие зрители даже не задумываются, что, прогуливаясь по фойе и любуясь старинным камином, они находятся в старинном особняке, а перемещаясь в зал, они оказываются в постройке советского времени.
Из-за статуса исторического здания несколько десятилетий в театре невозможно было делать ремонт. И только два года назад театр получил разрешительный документ, который разделил театр на две части документально — одна часть теперь по-прежнему числится как объект культурного наследия, а построенная позднее считается новостройкой пятидесятых годов. Благодаря этому стали возможны работы на сцене и в зрительном зале. Кроме того, удалось провести капитальный ремонт во дворе бывшего особняка. В целом на проект ушло 14 миллионов рублей. Деньги на ремонт выделили городская администрация, сам театр и спонсоры.
Конюшни и исторический флигель
В купеческие времена во дворике особняка, где сейчас находится гараж, были конюшни. А также флигели, где нынче располагаются служебные помещения, гостиница для приезжих артистов и мастерские театральных художников. Работы по преображению двора заняли два года.
Прошлым летом под землей поменяли водовод. У флигеля 1920 года восстановили крыльцо, а бывшие конюшни благоустроили изнутри. Кстати, в гараже театра появились два новых автомобиля.
— Долгое время нам служил ГАЗ 1994 года, — рассказал заместитель директора по развитию театра и продажам Алексей Лукашов. — А в этом году спонсоры подарили нам новый автотранспорт — Ford Transit на 21 пассажира и грузо-пассажирскую «Газель». Это позволит нам ездить на гастроли и давать спектакли в городах и поселках края.
Главным требованием при ремонте двора было соблюсти единый ансамбль со зданием, поэтому все строения покрашены в синий — базовый цвет ансамбля. Вид ансамбля двора тоже полностью согласовывали с архитектурными ведомствами.
Сцена: разобрали старую и построили новую
В театре — абсолютно новая сцена. Это была грандиозная стройка внутри театра, которая длилась полгода. Ее проектировали, изготавливали и устанавливали специалисты московской фирмы «Театральные технологические системы». Прямо внутри театра шли сварочные работы. Эти же специалисты строили сцену и в Театре-Театре.
— Для того чтобы построить новую сцену, нам пришлось разобрать старую, — говорит руководитель проекта Виталий Курочкин. — Она держалась на огромных бетонных столбах, которые пришлось сломать. А еще вынести старую лебедку с тросом, она весила 300 килограммов. Но все это ничто по сравнению с сюрпризом. В ходе строительства мы обнаружили, что в задней стене театра было несколько оконных проемов и дверь, которые когда-то заложили всего в один кирпич. То есть несущие возможности стены были ослаблены. Это вскрылось только во время ремонта. Пришлось срочно вносить укрепление стены в проект, его согласовывать и искать дополнительные деньги.
Специалисты залили новое перекрытие, установили балки, новое кольцо, круг и планшет — верхнюю часть сцены.
Если у старого круга была одна скорость и двигался он в одном направлении, то возможности нового позволяют ему вращаться в обоих направлениях и с разными скоростями, а также плавно регулировать движение. Управляет сценой оператор с пульта. Движение круга теперь можно записать в виде программы, так же как прописываются заранее партитуры музыки и сценического света.
— Поверхность сцены тоже новая, это трехслойный паркет из лиственницы, — объясняет Алексей Лукашов. — Это хитрая технология — трехслойный 20-сантиметровый «пирог», в котором напил собран в разных направлениях. Он пропитан и покрыт лаком.
Также на сцене были полностью заменены колосники, на которых поддерживаются декорации.
Зрительный зал и фойе
Для зрительного зала дизайнеры разработали отдельный проект. Здесь полностью заменены люстры, появились новые кресла-трансформеры. Их сиденья можно регулировать под высоту детей разного возраста, и есть даже полочка для ног. Несмотря на то что количество мест — 376 — сохранили, пространства между рядами стало больше. Их деревянные части выполнены из березы.
Также в зале полностью убрали со стен фальшпанели, которые меняли звук. Акустика в зале за счет этого стала лучше, а общий вид зала — стильным и благородным.
Рабочие восстановили паркет в зале и фойе. Раньше каждые четыре года на паркет накладывали лак. В результате образовалось семь миллиметров глянцевого слоя. Сейчас зрители увидят под ногами матовый паркет благородного оттенка.
Построят еще одну сцену
Ремонт был сделан в современной части здания, но и планы на реконструкцию исторического особняка тоже есть.
— Мы попали в федеральную программу Министерства культуры, — объясняет Алексей Лукашов. — Она позволит нам отремонтировать и старую часть. Уже начинались работы по научно-проектно-сметной документации. На полную реконструкцию по программе выделят 200 миллионов. Ремонт займет два года — с 2021 по 2023 годы. Это еще одно испытание для нас. Как заводить зрителей в зал? Есть мысль сделать отдельный вход со стороны внутреннего двора. Кстати, на территории внутреннего двора в 2023 году мы планируем построить малую сцену. Проект разработан архитектором Виктором Воженниковым. Одобрение со стороны городской власти уже есть, осталось все это запустить. Построена малая сцена будет на городские средства.
Ранее мы рассказывали о том, как шел ремонт и строилась сцена в ТЮЗе. Рабочие занимались сваркой прямо внутри помещения. Также мы подробно объясняли, как создавали новую сцену в Театре-Театре.