Культура обзор Изучаем советские мозаики, барельефы и сграффито на стенах пермских домов. Они — про науку, труд и космос

Изучаем советские мозаики, барельефы и сграффито на стенах пермских домов. Они — про науку, труд и космос

Вспоминаем истории их появления и авторов

Парящий космонавт на фасаде ДК Гагарина | Источник: Тимофей КалмаковПарящий космонавт на фасаде ДК Гагарина | Источник: Тимофей Калмаков
Парящий космонавт на фасаде ДК Гагарина
Источник:
Тимофей Калмаков

Уличное монументальное искусство СССР — наследие, с которым мы настолько свыклись, что порой не замечаем. И только недавно, когда его начали уничтожать, осознали его ценность и уникальность. Это произведения искусства, выполненные профессионалами, сложные по технологии и воплощению, интересные, отражающие свое время, имеющие иконографию и своих героев. В Перми — целое собрание. Мы собрали факты о самых интересных.

Уличные фрески, рельефы, горельефы, металлические панно в советскую эпоху называли не стрит-арт, как сейчас, а МДИ — монументально-декоративное искусство. Художников по этой специальности учили в главных художественных вузах страны. Как и все искусство, монументальное подчинялось идеологии компартии, поэтому его супергероями становились комсомольцы, ученые, космонавты и шахтеры.

Характерная черта — имена авторов многих панно неизвестны. Но в отличие от столицы, где монументальное искусство вовсю процветало еще в 1930-е годы и имена авторов затерялись, в Перми оно появилось только в 1960-е. Поэтому имена многих художников мы узнали.

Пермский Микеланджело


Автор многих панно в Перми — художник Рудольф Пономарёв. Он учился при студии Пермской художественной галереи и продолжил обучение в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. Занимался монументальной живописью, оформлением интерьеров и книжной иллюстрацией.

Художник работал над возрождением уникальных технологий монументально-декоративной живописи — энкаустикой, сграффито, мозаикой, в которой смело объединял смальту, гипс, бетон и темперу (со всеми объяснениями названий техник вы можете познакомиться в нашем словарике). Их мягкий приглушенный колорит выдержан в традициях античных фресок и работ Микеланджело. А стиль напоминает плакаты того времени.

Рудольф Пономарев (1942–2011) | Источник: Enc.permculture.ruРудольф Пономарев (1942–2011) | Источник: Enc.permculture.ru
Рудольф Пономарев (1942–2011)
Источник:
Enc.permculture.ru

Первая роспись «Превращение энергии воды в энергию электричества» была выполнена автором еще в 1967 году. Студента второго курса пригласили на Камскую ГЭС выполнить заказ. По воспоминаниям сотрудников станции, картина находилась в одном из внутренних помещений и была закрашена во время ремонта в постсоветское время. Ниже — несколько монументальных произведений этого автора. Наверняка, многие их видели.

«Горный хрусталь», Уральская, 85

Композиция «Урал в прошлом и настоящем» появилась на здании бывшего ресторана «Горный хрусталь» в 1971 году. Площадь изображения — 120 квадратов, оно выполнено в одной из любимых автором техник — сграффито (см. словарик). Ресторан был открыт здесь только в 1972 году, до этого времени с 1930-х здесь находилась фабрика-кухня. Используя разные масштабы, автор крупным планом выделяет женское лицо, в котором воплощает образ Камы, а рядом размещает небольшие фигуры рабочих и служащих.

Сграффито на бывшем «Горном хрустале» — персонификация Камы. Обратите внимание — рядом с лицом изображен дом с башенкой, который появится в Перми только спустя 20 лет на углу Сибирской и Луначарского. Пророчество? | Источник: Тимофей КалмаковСграффито на бывшем «Горном хрустале» — персонификация Камы. Обратите внимание — рядом с лицом изображен дом с башенкой, который появится в Перми только спустя 20 лет на углу Сибирской и Луначарского. Пророчество? | Источник: Тимофей Калмаков
Сграффито на бывшем «Горном хрустале» — персонификация Камы. Обратите внимание — рядом с лицом изображен дом с башенкой, который появится в Перми только спустя 20 лет на углу Сибирской и Луначарского. Пророчество?
Источник:
Тимофей Калмаков
Лица героев черные и напоминают лики древних икон. Рабочий в центре совсем не уралец и скорее похож на мулата | Источник: Тимофей КалмаковЛица героев черные и напоминают лики древних икон. Рабочий в центре совсем не уралец и скорее похож на мулата | Источник: Тимофей Калмаков
Лица героев черные и напоминают лики древних икон. Рабочий в центре совсем не уралец и скорее похож на мулата
Источник:
Тимофей Калмаков
Общий вид композиции на фасаде «Горного хрусталя» | Источник: Тимофей КалмаковОбщий вид композиции на фасаде «Горного хрусталя» | Источник: Тимофей Калмаков
Общий вид композиции на фасаде «Горного хрусталя»
Источник:
Тимофей Калмаков

Пермский финансово-экономический колледж, бульвар Гагарина, 54а

Два панно появились в 1983 году на фасадах техникума. На них изображены специалисты с ЭВМ и большой значок ВЛКСМ. Предполагается, что автор композиции также Рудольф Пономарев.

По цветовой гамме мозаика напоминает византийские и античные мозаики  | Источник: Тимофей КалмаковПо цветовой гамме мозаика напоминает византийские и античные мозаики  | Источник: Тимофей Калмаков
По цветовой гамме мозаика напоминает византийские и античные мозаики 
Источник:
Тимофей Калмаков
Кажется, что фреска не завершена, или такова задумка художника? | Источник: Тимофей КалмаковКажется, что фреска не завершена, или такова задумка художника? | Источник: Тимофей Калмаков
Кажется, что фреска не завершена, или такова задумка художника?
Источник:
Тимофей Калмаков
Рассмотрим смальту вблизи | Источник: Тимофей КалмаковРассмотрим смальту вблизи | Источник: Тимофей Калмаков
Рассмотрим смальту вблизи
Источник:
Тимофей Калмаков
Холодные синий и зеленый рядом — как у Гауди | Источник: Тимофей КалмаковХолодные синий и зеленый рядом — как у Гауди | Источник: Тимофей Калмаков
Холодные синий и зеленый рядом — как у Гауди
Источник:
Тимофей Калмаков


Спортивный центр «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез»,
улица Мира, 21

Примерно в тот же период, что и предыдущее панно, появляются изображения на здании на улице Мира. Они прославляют труд рабочих, художников, учителей и ученых. Сейчас в здании размещаются оздоровительно-спортивный центр «Лукойл-Пермнефтеоргсинтеза», учебный центр «Нефтепереработчик» и другие организации.

На спортивном центре рисунок сделан в технике сграффито всего из трех цветов | Источник: Тимофей КалмаковНа спортивном центре рисунок сделан в технике сграффито всего из трех цветов | Источник: Тимофей Калмаков
На спортивном центре рисунок сделан в технике сграффито всего из трех цветов
Источник:
Тимофей Калмаков
В центре — вертикальная стилизованная женская фигура | Источник: Тимофей КалмаковВ центре — вертикальная стилизованная женская фигура | Источник: Тимофей Калмаков
В центре — вертикальная стилизованная женская фигура
Источник:
Тимофей Калмаков
Герои того времени — ученые | Источник: Тимофей КалмаковГерои того времени — ученые | Источник: Тимофей Калмаков
Герои того времени — ученые
Источник:
Тимофей Калмаков
Необычный ракурс — один из персонажей-геофизиков изображен сверху | Источник: Тимофей КалмаковНеобычный ракурс — один из персонажей-геофизиков изображен сверху | Источник: Тимофей Калмаков
Необычный ракурс — один из персонажей-геофизиков изображен сверху
Источник:
Тимофей Калмаков

Жилой дом на Крупской, 37

На торце хрущевки рядом с площадью Дружбы можно увидеть фреску «Мир» Рудольфа Пономарёва в технике сграффито. Дом был построен в 1961 году, а панно появилось в 1982 году. На нем изображены молодая женщина — солдат, мать с ребенком, шахтер и космонавт. Панно неудачно размещено в тени от соседнего дома, и его мало кто замечает. Если бы оно заняло противоположный торец, обращенный в сторону площади, рисунок был бы более заметным.

Панно начало рушиться | Источник: Тимофей КалмаковПанно начало рушиться | Источник: Тимофей Калмаков
Панно начало рушиться
Источник:
Тимофей Калмаков
Вид со стороны Крупской | Источник: Тимофей КалмаковВид со стороны Крупской | Источник: Тимофей Калмаков
Вид со стороны Крупской
Источник:
Тимофей Калмаков

Выставочный зал, Комсомольский проспект, 10

Декоративный рельеф с атрибутами искусства легко узнают читатели. Он находится на здании Центрального выставочного зала с 1982 года. До 1980-х годов здесь находился магазин обуви со стеклянной длинной стеной-витриной. После размещения здесь выставочного зала прозрачную стену закрыли глухой стеной, на которой и разместили панно, которое также выполнил Рудольф Пономарев.

Узнаете барельеф в начале Компроса?   | Источник: Тимофей КалмаковУзнаете барельеф в начале Компроса?   | Источник: Тимофей Калмаков
Узнаете барельеф в начале Компроса?  
Источник:
Тимофей Калмаков
В композицию включены названия искусств | Источник: Тимофей КалмаковВ композицию включены названия искусств | Источник: Тимофей Калмаков
В композицию включены названия искусств
Источник:
Тимофей Калмаков

Морфологический корпус Мединститута, улица Луначарского, 72

Панно «Медицина» Пономарев выполнил в 1986 году в технике энкаустики (загляните в словарик), расплавив для этого восковые краски. Художник работал не только кистью, но и электрическим паяльником и стальными пластинками типа лезвий. Спустя время краски засыхали и твердели. Эту технику использовали в античные времена в Египте для создания знаменитых погребальных Фаюмских портретов.

Изображение сейчас закрыто его же репродукцией. Оригинал требует реставрации | Источник: Тимофей КалмаковИзображение сейчас закрыто его же репродукцией. Оригинал требует реставрации | Источник: Тимофей Калмаков
Изображение сейчас закрыто его же репродукцией. Оригинал требует реставрации
Источник:
Тимофей Калмаков

Пономарёв расположил над входом в корпус обнаженную фигуру человека в виде анатомического пособия для медиков — экорше. А в композицию включил изречение Гиппократа «Жизнь коротка, искусство врачевания вечно».

Вид издалека | Источник: Тимофей КалмаковВид издалека | Источник: Тимофей Калмаков
Вид издалека
Источник:
Тимофей Калмаков

Рельефы на жилых домах на Парковом и в Закамске

Из автор — тот же Рудольф Пономарев, но технология уникальна — аналогов в России нет. Рельефы создавались сразу во время заводского процесса изготовления панелей для стен высоток. Они есть на домах в микрорайоне Парковый, в Закамске по улице Маршала Рыбалко, на улице Мира и в других районах Перми.

Рельефы на фасадах домов на Парковом и в Закамске сделаны во время отливки стен на заводе | Источник: Тимофей КалмаковРельефы на фасадах домов на Парковом и в Закамске сделаны во время отливки стен на заводе | Источник: Тимофей Калмаков
Рельефы на фасадах домов на Парковом и в Закамске сделаны во время отливки стен на заводе
Источник:
Тимофей Калмаков
Эти буквы не имеют отношения к произведениям искусства, но сделаны по тому же принципу. Они расшифровываются так: Молодежный жилой комплекс Завода имени Дзержинского. Это тоже высотка на Парковом  | Источник: Тимофей КалмаковЭти буквы не имеют отношения к произведениям искусства, но сделаны по тому же принципу. Они расшифровываются так: Молодежный жилой комплекс Завода имени Дзержинского. Это тоже высотка на Парковом  | Источник: Тимофей Калмаков
Эти буквы не имеют отношения к произведениям искусства, но сделаны по тому же принципу. Они расшифровываются так: Молодежный жилой комплекс Завода имени Дзержинского. Это тоже высотка на Парковом 
Источник:
Тимофей Калмаков

Мозаика на Комсомольской площади


Известно, что мозаику «Комсомол» на Комсомольском проспекте, 67, выполнил некий художник Вадим Голубев в 1978 году к 60-летию ВЛКСМ. Но больше сведений об авторе нет. На ней изображены красноармеец, космонавт и солдат периода Великой Отечественной войны. Кстати, многие пермяки уверены, что это Павка Корчагин, Юрий Гагарин и Александр Матросов. Полное название панно: «Комсомол в решающие моменты истории».

Многие узнают монументальную мозаику на площади Компроса | Источник: Тимофей КалмаковМногие узнают монументальную мозаику на площади Компроса | Источник: Тимофей Калмаков
Многие узнают монументальную мозаику на площади Компроса
Источник:
Тимофей Калмаков
А так она выглядит вблизи | Источник: Тимофей КалмаковА так она выглядит вблизи | Источник: Тимофей Калмаков
А так она выглядит вблизи
Источник:
Тимофей Калмаков

Рифкат Багаутдинов и его «Икар»


Один из ярких художников, изменивших облик города, — Рифкат Багаутдинов. Он был эвакуирован в Пермь в годы войны — сюда, в тыл, направили военный завод его отца. Еще мальчиком он проявил незаурядный талант художника и уже в 17 лет участвовал в детской выставке во Франции. И это в советское время! Закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной по специальности «монументально-декоративная живопись». Его дипломная работа — панно «Революция» — до сих пор находится на площади Стачек в Петербурге. Разносторонний мастер занимался монументальной росписью, мозаикой, станковой живописью, скульптурой, рельефом и книжной графикой. Он один из первых иллюстрировал книги Льва Давыдычева «Иван Семенов», «Лелишна из третьего подъезда» и «Руки вверх, или Враг номер 1».

Рифкат Шайфутдинович Багаутдинов (1938–2014) | Источник: Perm-book.ruРифкат Шайфутдинович Багаутдинов (1938–2014) | Источник: Perm-book.ru
Рифкат Шайфутдинович Багаутдинов (1938–2014)
Источник:

ДК имени Гагарина, улица Мира, 39

Самая известная монументальная работа Багаутдинова — декоративные горельефы «Космос» и «Парящий Икар» на Дворце культуры имени Гагарина. Они создавались на протяжении 1971–1975 годов с группой мастеров и были выполнены из титана — хромоникелевой стали. Она отличается особой твердостью, электроизоляцией и не ржавеет.

В образе парящего Икара изображен космонавт | Источник: Тимофей КалмаковВ образе парящего Икара изображен космонавт | Источник: Тимофей Калмаков
В образе парящего Икара изображен космонавт
Источник:
Тимофей Калмаков
Скульптуру сваривали из частей металла | Источник: Тимофей КалмаковСкульптуру сваривали из частей металла | Источник: Тимофей Калмаков
Скульптуру сваривали из частей металла
Источник:
Тимофей Калмаков

Во время работы Рифкат и его команда расположились в спортзале дворца, было сделано множество инженерных расчетов и чертежей, использовали технологию точечной сварки. Сварочные швы идут по форме тела космонавта, подчеркивают, делают ее более изящной. Работа, посвященная освоению космоса, была номинирована на Государственную премию РСФСР.

Архивное фото: художник и сварщик во время работы | Источник: Art59.ruАрхивное фото: художник и сварщик во время работы | Источник: Art59.ru
Архивное фото: художник и сварщик во время работы
Источник:
В спортзале ДК Гагарина | Источник: Art59.ruВ спортзале ДК Гагарина | Источник: Art59.ru
В спортзале ДК Гагарина
Источник:
Art59.ru

Многие уверены, что в образе Икара изображен Гагарин, но в интервью искусствоведам Рифкат Багаутдинов говорил, что хоть в скульптуру он и ввел черты Юрия Гагарина, но образ — обобщающий и посвящен всем первым космонавтам.

Образ космонавта | Источник: Тимофей КалмаковОбраз космонавта | Источник: Тимофей Калмаков
Образ космонавта
Источник:
Тимофей Калмаков
Панно на фасаде | Источник: Тимофей КалмаковПанно на фасаде | Источник: Тимофей Калмаков
Панно на фасаде
Источник:
Тимофей Калмаков

Рифкат Багаутдинов также являлся автором композиций на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Звезда» на улице Дружбы, 34, которая появилась там в 1982 году, и рельефа «История СССР», созданного в 1974–75 годах для фасада ДК Гознака на Советской Армии, 4. Ныне в нем размещается Дом народного творчества «Губерния».

Знак на фасаде «Звезды» | Источник: Тимофей КалмаковЗнак на фасаде «Звезды» | Источник: Тимофей Калмаков
Знак на фасаде «Звезды»
Источник:
Тимофей Калмаков
В центре «Губернии» — еще одна работа Багаутдинова  | Источник: Тимофей КалмаковВ центре «Губернии» — еще одна работа Багаутдинова  | Источник: Тимофей Калмаков
В центре «Губернии» — еще одна работа Багаутдинова 
Источник:
Тимофей Калмаков
В медальонах — моменты, связанные с историей СССР  | Источник: Тимофей КалмаковВ медальонах — моменты, связанные с историей СССР  | Источник: Тимофей Калмаков
В медальонах — моменты, связанные с историей СССР 
Источник:
Тимофей Калмаков
На одном из них — работа кузнеца | Источник: Тимофей КалмаковНа одном из них — работа кузнеца | Источник: Тимофей Калмаков
На одном из них — работа кузнеца
Источник:
Тимофей Калмаков

Герб на Доме Советов


Известный художник Константин Собакин, живущий в Суксуне, является автором герба на Доме Советов. Об его создании нам рассказал сам 90-летний художник.

Художник Константин Мильевич Собакин | Источник: Василий ВахринХудожник Константин Мильевич Собакин | Источник: Василий Вахрин
Художник Константин Мильевич Собакин
Источник:
Василий Вахрин

— Специально для герба на заводе Свердлова сделали огромную раму из нержавейки — шесть на шесть метров — и привезли частями к месту сборки, — рассказывает художник. — Мастерскую я устроил прямо на козырьке Дома советов. Герб заварили, потом подняли на кране. Прошло время, и вот приходит как-то работник обкома партии, смотрит на герб и спрашивает: «Почему крест?» Мы пригляделись — место стыков осей действительно выглядело как крест, но никто на это даже внимания не обратил, кроме этого начальника. Как ни пытались ему объяснить, что это сделано не специально и это вовсе не крест, он и слушать не захотел. Последовала команда: «Заварить!» Я хотел аккуратно убрать металл, но пригласили сварщика, и он прямо сверху герба приварил блямбу. Так это до сих пор и висит. Креста тогда очень боялись.

Герб на Доме Советов | Источник: Василий ВахринГерб на Доме Советов | Источник: Василий Вахрин
Герб на Доме Советов
Источник:
Василий Вахрин

Мозаика на ДК имени Кирова, Кировоградская, 26

Здание построено около 50 лет назад, мозаика была создана в 1970-е годы, но об авторе ничего не известно.

Мозаика на ДК посвящена теме отдыха | Источник: Тимофей КалмаковМозаика на ДК посвящена теме отдыха | Источник: Тимофей Калмаков
Мозаика на ДК посвящена теме отдыха
Источник:
Тимофей Калмаков
И теме труда | Источник: Тимофей КалмаковИ теме труда | Источник: Тимофей Калмаков
И теме труда
Источник:
Тимофей Калмаков

Что мы потеряли


Часть панно в Перми не сохранились. Не решившись на реставрацию или сэкономив деньги, владельцы зданий просто закрасили их краской, заложили плиткой. Хотя могли законсервировать до лучших времен — есть такие реставрационные технологии. И это был бы более экономичный вариант.

Так, фасады Дома культуры «Металлист» на Гашкова, 10 (Вышка II), закрыли дешевой плиткой, под которой замурована фреска с изображением матери и ребенка. Здание стало похоже на типовую сельскую подсобку и утратило свою индивидуальность.

Изображение полностью закрыли плиткой | Источник: Тимофей КалмаковИзображение полностью закрыли плиткой | Источник: Тимофей Калмаков
Изображение полностью закрыли плиткой | Источник: Тимофей КалмаковИзображение полностью закрыли плиткой | Источник: Тимофей Калмаков
Изображение полностью закрыли плиткой
Источники:
Тимофей Калмаков

30-метровое сграффито «Архитектор Андрей Воронихин», созданное Рудольфом Пономаревым в 1980 году, также закрасили. Оно находилось на торце Пермгражданпроекта на Героев Хасана, 7а.

Панно «Архитектор Андрей Воронихин» уничтожили | Источник: Permculture.ruПанно «Архитектор Андрей Воронихин» уничтожили | Источник: Permculture.ru
Панно «Архитектор Андрей Воронихин» уничтожили
Источник:
Permculture.ru

Несколько лет назад общественность пыталась отстоять композицию «Наука» на Ленина, 66 на здании НИИУМСа, но ее все равно сломали, пообещав позже восстановить. Она была сделана в редкой для фасадного панно технике эмали супругами Степаном и Еленой Калюпановыми в 1982 году.

Эмаль на НИИУМСе в 1980-е | Источник: архив Zavodfoto.livejournal.comЭмаль на НИИУМСе в 1980-е | Источник: архив Zavodfoto.livejournal.com
Эмаль на НИИУМСе в 1980-е
Источник:
архив Zavodfoto.livejournal.com
Композицию разрушили три года назад | Источник: Тимофей КалмаковКомпозицию разрушили три года назад | Источник: Тимофей Калмаков
Композицию разрушили три года назад
Источник:
Тимофей Калмаков
Некоторые плитки сохранились | Источник: Тимофей КалмаковНекоторые плитки сохранились | Источник: Тимофей Калмаков
Некоторые плитки сохранились
Источник:
Тимофей Калмаков

После этой работы мастеров пригласили в Москву, чтобы они смогли украсить эмалью станции метро и улицы столицы. Единственное монументальное произведение этих художников в Перми погибло. Кстати, когда рушили плитки, рабочие удивлялись их прочности. Прошло три года с того времени, как убрали эмаль, мы сделали запрос в администрацию Перми, восстановят ли ее. Нам ответили, что панно хранится на складе, контроль за его сохранностью несет Департамент культуры города Перми. Также в ведомстве пообещали изучить его историю, определить собственника и принять решение об его дальнейшей судьбе.

Словарик техник


  • Сграффи́то или граффи́то — техника процарапывания. Художник наносит на основу, например кирпичную стену или керамику, два или больше различных по цвету слоёв материала — цемент, штукатурку, краску и процарапывает рисунок. Техника появилась еще в античные времена. Слово происходит от итальянских слов sgraffito и graffito— «процарапанный»;

  • энкаустика — техника живописи восковыми красками. Название техники происходит от греческого слова, означающего «выжигание». Художник работает с красками в расплавленном виде;

  • рельеф — выпуклое изображение на плоскости, горельеф — сильно выступающее над плоскостью скульптурное изображение;

  • смальта цветное непрозрачное стекло, которое используют для мозаики.

Ранее мы публиковали тест по пермским граффити и дворам-колодцам, рассказывали о конструктивизме в нашем городе и домах с башенками.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления