Культура обзор Изучаем советские мозаики, барельефы и сграффито на стенах пермских домов. Они — про науку, труд и космос

Изучаем советские мозаики, барельефы и сграффито на стенах пермских домов. Они — про науку, труд и космос

Вспоминаем истории их появления и авторов

Парящий космонавт на фасаде ДК Гагарина

Уличное монументальное искусство СССР — наследие, с которым мы настолько свыклись, что порой не замечаем. И только недавно, когда его начали уничтожать, осознали его ценность и уникальность. Это произведения искусства, выполненные профессионалами, сложные по технологии и воплощению, интересные, отражающие свое время, имеющие иконографию и своих героев. В Перми — целое собрание. Мы собрали факты о самых интересных.

Уличные фрески, рельефы, горельефы, металлические панно в советскую эпоху называли не стрит-арт, как сейчас, а МДИ — монументально-декоративное искусство. Художников по этой специальности учили в главных художественных вузах страны. Как и все искусство, монументальное подчинялось идеологии компартии, поэтому его супергероями становились комсомольцы, ученые, космонавты и шахтеры.

Характерная черта — имена авторов многих панно неизвестны. Но в отличие от столицы, где монументальное искусство вовсю процветало еще в 1930-е годы и имена авторов затерялись, в Перми оно появилось только в 1960-е. Поэтому имена многих художников мы узнали.

Пермский Микеланджело


Автор многих панно в Перми — художник Рудольф Пономарёв. Он учился при студии Пермской художественной галереи и продолжил обучение в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. Занимался монументальной живописью, оформлением интерьеров и книжной иллюстрацией.

Художник работал над возрождением уникальных технологий монументально-декоративной живописи — энкаустикой, сграффито, мозаикой, в которой смело объединял смальту, гипс, бетон и темперу (со всеми объяснениями названий техник вы можете познакомиться в нашем словарике). Их мягкий приглушенный колорит выдержан в традициях античных фресок и работ Микеланджело. А стиль напоминает плакаты того времени.

Рудольф Пономарев (1942–2011)

Первая роспись «Превращение энергии воды в энергию электричества» была выполнена автором еще в 1967 году. Студента второго курса пригласили на Камскую ГЭС выполнить заказ. По воспоминаниям сотрудников станции, картина находилась в одном из внутренних помещений и была закрашена во время ремонта в постсоветское время. Ниже — несколько монументальных произведений этого автора. Наверняка, многие их видели.

«Горный хрусталь», Уральская, 85

Композиция «Урал в прошлом и настоящем» появилась на здании бывшего ресторана «Горный хрусталь» в 1971 году. Площадь изображения — 120 квадратов, оно выполнено в одной из любимых автором техник — сграффито (см. словарик). Ресторан был открыт здесь только в 1972 году, до этого времени с 1930-х здесь находилась фабрика-кухня. Используя разные масштабы, автор крупным планом выделяет женское лицо, в котором воплощает образ Камы, а рядом размещает небольшие фигуры рабочих и служащих.

Сграффито на бывшем «Горном хрустале» — персонификация Камы. Обратите внимание — рядом с лицом изображен дом с башенкой, который появится в Перми только спустя 20 лет на углу Сибирской и Луначарского. Пророчество?
Лица героев черные и напоминают лики древних икон. Рабочий в центре совсем не уралец и скорее похож на мулата
Общий вид композиции на фасаде «Горного хрусталя»

Пермский финансово-экономический колледж, бульвар Гагарина, 54а

Два панно появились в 1983 году на фасадах техникума. На них изображены специалисты с ЭВМ и большой значок ВЛКСМ. Предполагается, что автор композиции также Рудольф Пономарев.

По цветовой гамме мозаика напоминает византийские и античные мозаики 
Кажется, что фреска не завершена, или такова задумка художника?
Рассмотрим смальту вблизи
Холодные синий и зеленый рядом — как у Гауди


Спортивный центр «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез»,
улица Мира, 21

Примерно в тот же период, что и предыдущее панно, появляются изображения на здании на улице Мира. Они прославляют труд рабочих, художников, учителей и ученых. Сейчас в здании размещаются оздоровительно-спортивный центр «Лукойл-Пермнефтеоргсинтеза», учебный центр «Нефтепереработчик» и другие организации.

На спортивном центре рисунок сделан в технике сграффито всего из трех цветов
В центре — вертикальная стилизованная женская фигура
Герои того времени — ученые
Необычный ракурс — один из персонажей-геофизиков изображен сверху

Жилой дом на Крупской, 37

На торце хрущевки рядом с площадью Дружбы можно увидеть фреску «Мир» Рудольфа Пономарёва в технике сграффито. Дом был построен в 1961 году, а панно появилось в 1982 году. На нем изображены молодая женщина — солдат, мать с ребенком, шахтер и космонавт. Панно неудачно размещено в тени от соседнего дома, и его мало кто замечает. Если бы оно заняло противоположный торец, обращенный в сторону площади, рисунок был бы более заметным.

Панно начало рушиться
Вид со стороны Крупской

Выставочный зал, Комсомольский проспект, 10

Декоративный рельеф с атрибутами искусства легко узнают читатели. Он находится на здании Центрального выставочного зала с 1982 года. До 1980-х годов здесь находился магазин обуви со стеклянной длинной стеной-витриной. После размещения здесь выставочного зала прозрачную стену закрыли глухой стеной, на которой и разместили панно, которое также выполнил Рудольф Пономарев.

Узнаете барельеф в начале Компроса?  
В композицию включены названия искусств

Морфологический корпус Мединститута, улица Луначарского, 72

Панно «Медицина» Пономарев выполнил в 1986 году в технике энкаустики (загляните в словарик), расплавив для этого восковые краски. Художник работал не только кистью, но и электрическим паяльником и стальными пластинками типа лезвий. Спустя время краски засыхали и твердели. Эту технику использовали в античные времена в Египте для создания знаменитых погребальных Фаюмских портретов.

Изображение сейчас закрыто его же репродукцией. Оригинал требует реставрации

Пономарёв расположил над входом в корпус обнаженную фигуру человека в виде анатомического пособия для медиков — экорше. А в композицию включил изречение Гиппократа «Жизнь коротка, искусство врачевания вечно».

Вид издалека

Рельефы на жилых домах на Парковом и в Закамске

Из автор — тот же Рудольф Пономарев, но технология уникальна — аналогов в России нет. Рельефы создавались сразу во время заводского процесса изготовления панелей для стен высоток. Они есть на домах в микрорайоне Парковый, в Закамске по улице Маршала Рыбалко, на улице Мира и в других районах Перми.

Рельефы на фасадах домов на Парковом и в Закамске сделаны во время отливки стен на заводе
Эти буквы не имеют отношения к произведениям искусства, но сделаны по тому же принципу. Они расшифровываются так: Молодежный жилой комплекс Завода имени Дзержинского. Это тоже высотка на Парковом 

Мозаика на Комсомольской площади


Известно, что мозаику «Комсомол» на Комсомольском проспекте, 67, выполнил некий художник Вадим Голубев в 1978 году к 60-летию ВЛКСМ. Но больше сведений об авторе нет. На ней изображены красноармеец, космонавт и солдат периода Великой Отечественной войны. Кстати, многие пермяки уверены, что это Павка Корчагин, Юрий Гагарин и Александр Матросов. Полное название панно: «Комсомол в решающие моменты истории».

Многие узнают монументальную мозаику на площади Компроса
А так она выглядит вблизи

Рифкат Багаутдинов и его «Икар»


Один из ярких художников, изменивших облик города, — Рифкат Багаутдинов. Он был эвакуирован в Пермь в годы войны — сюда, в тыл, направили военный завод его отца. Еще мальчиком он проявил незаурядный талант художника и уже в 17 лет участвовал в детской выставке во Франции. И это в советское время! Закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной по специальности «монументально-декоративная живопись». Его дипломная работа — панно «Революция» — до сих пор находится на площади Стачек в Петербурге. Разносторонний мастер занимался монументальной росписью, мозаикой, станковой живописью, скульптурой, рельефом и книжной графикой. Он один из первых иллюстрировал книги Льва Давыдычева «Иван Семенов», «Лелишна из третьего подъезда» и «Руки вверх, или Враг номер 1».

Рифкат Шайфутдинович Багаутдинов (1938–2014)

ДК имени Гагарина, улица Мира, 39

Самая известная монументальная работа Багаутдинова — декоративные горельефы «Космос» и «Парящий Икар» на Дворце культуры имени Гагарина. Они создавались на протяжении 1971–1975 годов с группой мастеров и были выполнены из титана — хромоникелевой стали. Она отличается особой твердостью, электроизоляцией и не ржавеет.

В образе парящего Икара изображен космонавт
Скульптуру сваривали из частей металла

Во время работы Рифкат и его команда расположились в спортзале дворца, было сделано множество инженерных расчетов и чертежей, использовали технологию точечной сварки. Сварочные швы идут по форме тела космонавта, подчеркивают, делают ее более изящной. Работа, посвященная освоению космоса, была номинирована на Государственную премию РСФСР.

Архивное фото: художник и сварщик во время работы
В спортзале ДК Гагарина

Многие уверены, что в образе Икара изображен Гагарин, но в интервью искусствоведам Рифкат Багаутдинов говорил, что хоть в скульптуру он и ввел черты Юрия Гагарина, но образ — обобщающий и посвящен всем первым космонавтам.

Образ космонавта
Панно на фасаде

Рифкат Багаутдинов также являлся автором композиций на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Звезда» на улице Дружбы, 34, которая появилась там в 1982 году, и рельефа «История СССР», созданного в 1974–75 годах для фасада ДК Гознака на Советской Армии, 4. Ныне в нем размещается Дом народного творчества «Губерния».

Знак на фасаде «Звезды»
В центре «Губернии» — еще одна работа Багаутдинова 
В медальонах — моменты, связанные с историей СССР 
На одном из них — работа кузнеца

Герб на Доме Советов


Известный художник Константин Собакин, живущий в Суксуне, является автором герба на Доме Советов. Об его создании нам рассказал сам 90-летний художник.

Художник Константин Мильевич Собакин

— Специально для герба на заводе Свердлова сделали огромную раму из нержавейки — шесть на шесть метров — и привезли частями к месту сборки, — рассказывает художник. — Мастерскую я устроил прямо на козырьке Дома советов. Герб заварили, потом подняли на кране. Прошло время, и вот приходит как-то работник обкома партии, смотрит на герб и спрашивает: «Почему крест?» Мы пригляделись — место стыков осей действительно выглядело как крест, но никто на это даже внимания не обратил, кроме этого начальника. Как ни пытались ему объяснить, что это сделано не специально и это вовсе не крест, он и слушать не захотел. Последовала команда: «Заварить!» Я хотел аккуратно убрать металл, но пригласили сварщика, и он прямо сверху герба приварил блямбу. Так это до сих пор и висит. Креста тогда очень боялись.

Герб на Доме Советов

Мозаика на ДК имени Кирова, Кировоградская, 26

Здание построено около 50 лет назад, мозаика была создана в 1970-е годы, но об авторе ничего не известно.

Мозаика на ДК посвящена теме отдыха
И теме труда

Что мы потеряли


Часть панно в Перми не сохранились. Не решившись на реставрацию или сэкономив деньги, владельцы зданий просто закрасили их краской, заложили плиткой. Хотя могли законсервировать до лучших времен — есть такие реставрационные технологии. И это был бы более экономичный вариант.

Так, фасады Дома культуры «Металлист» на Гашкова, 10 (Вышка II), закрыли дешевой плиткой, под которой замурована фреска с изображением матери и ребенка. Здание стало похоже на типовую сельскую подсобку и утратило свою индивидуальность.

Изображение полностью закрыли плиткой

30-метровое сграффито «Архитектор Андрей Воронихин», созданное Рудольфом Пономаревым в 1980 году, также закрасили. Оно находилось на торце Пермгражданпроекта на Героев Хасана, 7а.

Панно «Архитектор Андрей Воронихин» уничтожили

Несколько лет назад общественность пыталась отстоять композицию «Наука» на Ленина, 66 на здании НИИУМСа, но ее все равно сломали, пообещав позже восстановить. Она была сделана в редкой для фасадного панно технике эмали супругами Степаном и Еленой Калюпановыми в 1982 году.

Эмаль на НИИУМСе в 1980-е
Композицию разрушили три года назад
Некоторые плитки сохранились

После этой работы мастеров пригласили в Москву, чтобы они смогли украсить эмалью станции метро и улицы столицы. Единственное монументальное произведение этих художников в Перми погибло. Кстати, когда рушили плитки, рабочие удивлялись их прочности. Прошло три года с того времени, как убрали эмаль, мы сделали запрос в администрацию Перми, восстановят ли ее. Нам ответили, что панно хранится на складе, контроль за его сохранностью несет Департамент культуры города Перми. Также в ведомстве пообещали изучить его историю, определить собственника и принять решение об его дальнейшей судьбе.

Словарик техник


  • Сграффи́то или граффи́то — техника процарапывания. Художник наносит на основу, например кирпичную стену или керамику, два или больше различных по цвету слоёв материала — цемент, штукатурку, краску и процарапывает рисунок. Техника появилась еще в античные времена. Слово происходит от итальянских слов sgraffito и graffito— «процарапанный»;

  • энкаустика — техника живописи восковыми красками. Название техники происходит от греческого слова, означающего «выжигание». Художник работает с красками в расплавленном виде;

  • рельеф — выпуклое изображение на плоскости, горельеф — сильно выступающее над плоскостью скульптурное изображение;

  • смальта цветное непрозрачное стекло, которое используют для мозаики.

Ранее мы публиковали тест по пермским граффити и дворам-колодцам, рассказывали о конструктивизме в нашем городе и домах с башенками.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем