В PERMM открыли выставку «Она была красива как русский пейзаж». Фото инсталляций
Ее авторы — художницы из Калининграда и Владивостока

Авторы инсталляций взаимодействуют с природой
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
В музее современного искусства PERMM открыли новую выставку «Она была красива как русский пейзаж» (12+). На ней представлены инсталляции арт-групп «Дальневосточные разлучницы» из Владивостока и «Нежные бабы» из Калининграда.

«Сосновая вешалка»: видеоперформанс, группа «Нежные бабы»
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

В этой серии фотографий художницы использовали камни
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Группа ДВР («Дальневосточные разлучницы») появилась во Владивостоке в 2016 году. Поначалу ДВР действовала как музыкальный коллектив, однако затем обратилась к междисциплинарным практикам, совмещая музыку, поэзию, перформанс и акционизм. В основе творческого метода ДВР лежит коллективное авторство, к участию в проектах приглашают художников, поэтов, музыкантов и зрителей. Мифология группы связана с конструированием метаэтноса — сообщества художников, объединенных идеями коллективного авторства, свободы самовыражения и интересом к традиционной народной культуре.

Монтаж выставки напоминает магическое действие
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Группа «Нежные бабы» была основана в Калининграде Александрой Артамоновой и Евгенией Лаптевой в 2008 году. В своих перформативных работах художницы изучают женскую идентичность. Гендерные роли девушки, невесты, матери находят отражение в мифологических образах и ритуальных действиях, а источником вдохновения становятся как факты личных биографий, так и наблюдения за окружающим миром. Образы природы и сама природа женственности образуют в работах «Нежных баб» единое целое.

Один из перформансов со спичками
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

В этой инсталляции несколько сотен спичек
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Стул — один из любимых предметов в объектах современных художников. Этот так и называется «Один стул, много стульев».
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
На первом и втором этажах музея расположены видео- и фотопроекты, созданные художницами. Обе группы занимаются перформансом, изучают и реконструируют народную культуру и мифологию, проводят ритуалы и обряды, используя местный ландшафт, и проявляют себя в нем.

Работы группы ДВР: «Заповедные сады», «Уссурийцы ангелы» и «Тигр»
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
— На границах России есть два крупных города — Калининград на западе и Владивосток на Востоке, — рассказывают о выставке в PERMM. — Стремясь сделать большой проект или высказывание, мы прочерчиваем линию на карте между этими двумя культурными центрами. Так случилось, что в этих городах есть две художественные группы с женскими именами — «Нежные бабы» и ДВР — «Дальневосточные разлучницы». Выставка родилась из серии виртуальных встреч, на которых художницы и художники размышляли о местах — природных ландшафтах и исторических пространствах.

Серия сделана из керамики и бусин
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Плакетка «Утопают океаны» выполенна художницами группы ДВР
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Орден «Верхние тавричанцы», группа ДВР
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
В работах на выставке есть фотографии поселка Горноводное Приморского края, где участники группы ДВР создали художественную коммуну, и Балтийского берега с его сосновыми лесами и песчаными дюнами.

На выставке — целые серии фотографий
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Название выставки «Она была красива как русский пейзаж» является вольной цитатой из рукописного текста, который художница Евгения Лаптева из группы «Нежные бабы» обнаружила на форзаце книги Василия Осокина «Рассказы о русском пейзаже», купленной в букинистической лавке. Неизвестный обладатель этой книги написал на ней биографию своей бабушки: «Дуня была очень красивой. Она была как русский пейзаж».

Одна из инсталляций похожа на дерево
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Устройство подключается к розетке и издает шум
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Работы были созданы в течение нескольких последних лет, некоторые — специально для выставки в Перми. Собрал и спроектировал экспозицию пермский архитектор Никита Гойнов.

«Забайкальские дыры», группа ДВР. Текстиль, вышивка
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Художницы применяют народные техники, например вышивку
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

В офрмлении книги-экспоната использован бисер
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Та самая книга, на форзаце которой бывший владелец написал биографию бабушки
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Выставку можно увидеть до 17 апреля. Время работы музея: со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00 (кассы открыты до 20:30), понедельник — выходной.

Эта серия рисунков напоминает лубок
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Шрифт оформлен в старославянском стиле
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Одна из фотосерий
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Один из объектов создавался на самой выставке
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Свет за рисунками усиливает контуры рисунков. Инсталляция похожа на дом со светящимися окошками
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

На выставке много света и транслируемого видео
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Ранее мы рассказывали о выставке уральских мультипликаторов «Случайная последовательность» (6+). Она открылась в Центре городской культуры на улице Пушкина, 15. На ней можно узнать, как создаются мультфильмы в разных техниках.