В начале июня в центре Перми нашли клад. Полтора килограмма серебряных монет периода 1924–1927 годов обнаружили во время археологических раскопок на стройке нового дома на улице Горького. Теперь у клада обнаружился возможный хозяин — это потомок людей, которые здесь жили в 19 веке. Его зовут Сергей Кучин, и он давно увлекается историей своей семьи. Мужчина прочитал о раскопках в новостях, вспомнил, что на этом месте жили его предки, и пришел к археологам.
Сергей Кучин профессиональным взглядом геолога окидывает земельный срез. По наслоению почвы он может определить, как менялась порода и что с ней происходило. Но сегодня ему интересно другое — то, из-за чего эта земля становится родной. Именно в этом месте больше 150 лет назад началась история его семьи, связанная с Пермью.
— Похоже, это фундамент дома моих предков. Родной старший брат моего прапрадеда Степан Константинович Кучин жил здесь, — рассказывает потомственный житель Перми. — Он последний бургомистр Кайгорода в Вятской губернии. Вероятно, после того как город был упразднен до села и надобность в бургомистре отпала, он переехал в Пермь. Известно по документам (это бумаги пермского пожарного комитета 1865 года), что в этом квартале один из домов принадлежал Кучину крестьянину. Больше других записей в ней нет.
В месте зарождения фамильной истории Сергей Кучин оказался впервые за свою жизнь — «чувств много, но они очень смутные, неопределенные, поэтому объяснить я их сейчас не могу».
На месте раскопа сохранились остатки фундаментов нескольких домов. Как совместно с Сергеем Кучиным установили археологи, дом, в котором жили его предки, во второй половине 19 века разделили между родственниками. Затем в период 1890-го и 1891-го годов две доли продали Ивану Андреевичу Покидкину. Он или его потомки гипотетически и могли оставить клад спустя почти 40 лет после покупки дома.
Примечательно, что среди найденных серебряных монет периода 1924–1927 годов есть и очень редкие экземпляры.
— Если у монеты квадратное окно на заводе на заднем фоне, то сегодня нумизматы ее от 700 тысяч начинают оценивать, — говорит архитектор, реставратор Геннадий Воженников. — А, так, если прямоугольное окно, как у всех, то это обычные — 3–10 тысяч рублей. Тут фишка еще в том, печатал их Петроградский или Бирмингемский печатный двор. Подумайте, как вскрылась ситуация! В советское время валюту русскую отдают печатать англичанам? Вы представляете сейчас такое?
На импровизированной витрине с небольшой частью находок — ключи, обломки керамики. И целые аптечная склянка и фарфоровая помадница 19 века. Удивительно, что хрупкие изделия оказались более стойкими к течению времени, чем металл. И даже тяжесть слоев земли на них никак не отразилась.
Опытных археологов сложно удивить предметами утвари или быта. Удивление и восхищение у них вызывает другое — то, как горожане 19 века организовывали свое жилое пространство.
— Система бань, система прачечных, система водоотведения, система отопления, система фундамента, воздуховоды — всё работало, — перечисляет достоинства коммунальной планировки руководитель ООО «Экспедиция» Игорь Козмирчук. — Меня удивляет, когда мы с помощью археологии, архитектуры можем восстановить экономическую значимость земли в разные исторические периоды. Здесь это прекрасно видно. Каждый квадратный метр используется.
Как говорят археологи, главный клад при раскопках — это то, что «фундаменты оживают», то, что мы узнаем имена людей, кто здесь жил и как.
Чтобы сохранить информацию о прошлом, археологи фиксируют и описывают положение находок в трехмерном пространстве. Сами находки затем передадут на хранение в Краеведческий музей. При этом то, что не войдет в фонды музея, в этот раз оставят здесь же, во вновь построенном пространстве. Как сообщил застройщик, в фойе нового дома обустроят витрину с артефактами из прошлого.
Ранее мы делали фоторепортаж о кладе со старинной посудой, который нашли на улице Ленина в Перми.