Известная по роли в сериале «Чики» (18+) актриса Алена Михайлова в этом году была участницей Каннского фестиваля. Вместе с коллегами она представляла драму Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», где сыграла главную роль.
По сюжету героиня Михайловой постепенно сходит с ума, так как понимает: их брак с композитором Петром Чайковским — фиктивный и нужен только для прекращения слухов о его гомосексуальности.
Что помогло в работе над этой ролью и какие требования актриса предъявляет сценариям, а также почему она не приезжает в Пермь, где выросла и выучилась в институте культуры, Алена Михайлова рассказала «Кинопоиску». Публикуем выдержки из ее ответов.
О личных границах
Алена Михайлова призналась, что любит договариваться, соединять нужных людей друг с другом. Но при этом может и послать человека на три буквы.
— Раньше я всегда хотела быть хорошей, удобной, а сейчас хочу просто быть собой, — прокомментировала актриса. — Я вообще не понимала, что такое личные границы и с чем их едят. Благо этот этап миновал.
О кризисе 25 лет
По словам Алены Михайловой, актерам приходится непросто в обычной жизни из-за подвижной психики.
— Чтобы быть актером, надо уметь смеяться, а через секунду плакать, нужна очень подвижная психика. У меня она именно такая. На работе это здорово, но в жизни порой очень трудно этой энергией управлять. Я думаю, все творческие люди — не только актеры — учатся с этим жить. Мой друг Игорь Вавилов сказал где-то сразу после Каннского кинофестиваля: «Алена, у тебя будет очень тяжелый период и депрессия». Он назвал это «кризис двадцати пяти». Я подумала: мне же уже будет 27, 25 миновало, и вообще он какую-то ерунду говорит. Я посмеялась и подумала: ну и дурачок. У меня ведь всё в порядке, жизнь только начинается, столько всего впереди интересного. Но в итоге Игорь оказался прав. Я столкнулась с непростым периодом, когда по-старому не можешь, а как по-новому — не знаешь.
О требованиях к сценарию
Актриса рассказала, что отказывается от многих сценариев и сейчас находится в режиме ожидания. Ждет проект, который будет по-настоящему интересным.
— Если я читаю сценарий и понимаю, что могу легко сыграть роль, то во мне это не вызывает интереса. Я берусь только за то, что не могу сыграть, что мне будет трудно воплотить на экране. Возможно, с одной стороны, мне просто важно развиваться. Но с другой — все персонажи у меня в итоге какие-то очень тяжелые. Я не выбираю радужные роли, и мне даже самой уже интересно, почему это происходит. Выходит всё тяжелее и тяжелее: эмоциональная нагрузка, насилие, смерть, убийства. Почему-то на данном отрезке жизни вот так. Наверное, это помогает мне какие-то свои кейсы распаковывать.
О пробах на роль жены Чайковского
Звездной роли жены Чайковского могло и не быть: поначалу в Алене Михайловой не разглядели подходящий типаж.
— Я была в Мексике полтора года назад, зимой, подстриглась тогда очень-очень коротко, практически налысо. Нас с парнем покусали клещи, я заболела, было подозрение на болезнь Лайма, но в больницу мы пойти не могли — эпидемия коронавируса была в разгаре. И моя знакомая художница по гриму присылает письмо: Кирилл (Серебренников. — Прим. ред.) будет снимать проект — пожалуйста, пришли фотографию. Присылаю фотографию с короткой стрижкой, она отвечает: «Алена, извини. Проект — XIX век, ты нам не подходишь». И я думаю: вот я дура, потеряла роль, зачем я вообще это сделала?
Ну день-два сидела, расстраивалась, а потом отпустила ситуацию и подумала: значит, мне это не нужно, это не мое. В тот момент сценарий я еще не читала, мне ничего не присылали. А потом через два-три месяца вернулась в Москву, и меня попросили прийти попробоваться в самый последний момент, когда уже перепробовали всех-всех.
Я прочитала сценарий просто взахлеб, за ночь проглотила. Плакала чуть ли не на каждой сцене. Я читала, а мой парень сидел рядом и слушал мои комментарии: «Господи, Миша, тут такое, а дальше еще хуже… И дальше еще хуже… Господи, как она бедная…» Я просто не понимала, как это играть, в принципе не понимала, что с этим делать. Три дня учила пробы, четыре сцены. Пришла, попробовалась — и Кирилл меня утвердил.
О сложной истории любви в Перми
Вжиться в роль женщины, сходящей с ума от любви, помогла личная история.
— Конечно, играя роль, всегда вытаскиваешь из себя какой-то личный опыт, на который можно опереться. Я на самом деле была такая же безумная лет в восемнадцать-девятнадцать. У меня была очень сложная история любви в Перми, куда я пока до сих пор не готова снова приехать. Я была влюблена в мальчика, мальчик тоже был в меня влюблен, но в силу некоторых причин нам просто нельзя было быть вместе, и это тогда было просто невозможно понять: как так, почему, как вообще возможно расстаться? Тебе кажется: я люблю человека, почему я не могу быть с ним? А ты просто не можешь. И от тебя это не зависит. То есть у меня было откуда достать этот непростой опыт.
О том, как приняли в Каннах
На Каннском фестивале фильм «Жена художника» встретили овациями. Алена Михайлова призналась, что совершенно этого не ожидала.
— Когда нам сказали, что фильм едет в Канны, я целый месяц думала, надо ли мне там быть. Понимала, что сейчас сложная ситуация, и представлять страну, которая находится в таком положении, — особая ответственность. Ты не знаешь, что будет, к чему готовиться. Я еще к тому же никогда не была в Европе дольше одного дня. Не знала, куда еду. Сначала мне казалось, что в этой роли я отдала и сделала всё, что могла, и роль скажет сама за себя. Но потом подумала, что как раз поэтому должна поехать: в этот фильм я вложила всю себя, это пять месяцев моей жизни, я очень хочу его представить. Это просто часть меня.
Я была шокирована тем, как нас приняли. Правда. Ожидала чего угодно, готовила себя к худшим сценариям, к тому, что мы не поедем, что всё отменится. Поэтому, когда нам в итоге хлопали стоя, мне кажется, я вообще не понимала, что происходит.
Ранее мы публиковали отрывки из другого интервью Алены Михайловой.