Пермяк Андрей Волосатых совмещает две редкие профессии — работает в Пермском театре оперы и балета начальником цеха по реквизиту и профессионально занимается гримом как художник. В его практике — художественный, театральный грим, киногрим и даже посмертный. Рассказываем о творческом пути необычного специалиста.
Тройка за первый грим
Андрей родился в Чермозе и с детства увлекался творчеством — осваивал игру на баяне и фортепиано в местной школе искусств и там же учился рисовать. А в обычной школе отвечал за культурные мероприятия и с увлечением вел последние звонки, осенние балы, поэтому после ее окончания Андрей решил выучиться на режиссера культурно-массовых мероприятий. Он поступил в Пермский колледж искусств, но уже скоро его забрали в армию, где он неожиданно для себя стал барабанщиком в армейском оркестре.
После армии молодой человек вернулся к учебе в колледже, где ввели новый предмет по сценическому гриму. За первое задание — нарисовать на себе череп — преподаватель Александра Ахмарова поставила нашему герою тройку. Молодой человек был возмущен — как так, он окончил класс рисования в школе искусств и отлично рисует. Андрей стал смотреть видео по искусству грима, изучать гримеров, материалы и их взаимодействие с кожей и уже на следующем занятии создал грим старика и получил отлично.
— Я даже сделал усы, бороду и брови, надел парик и старую вязаную шапку, — вспоминает Андрей.
Студент стал делать успехи в искусстве грима и даже принял участие в ярмарке профессий, представив от колледжа профессию гримера. На ярмарке он продемонстрировал фантастический грим Шляпника и Белой Королевы из «Алисы в стране чудес».
В итоге Андрей получил диплом режиссера и хотел дальше учиться на гримера, но такой профессии в вузах не обучали — лишь два года назад в ГИТИСе открыли первую в России кафедру искусства грима. За неимением такой возможности тогда молодой человек стал искать работу.
Его мечтой был театр, он готов был устроиться туда хоть кем, но вакансий на тот момент не было. Лишь спустя полгода молодому человеку предложили работу костюмером в Пермском театре оперы и балета, для этого требовалось образование закройщика мужского костюма. Он начал работать костюмером оркестра и помогал костюмерам по балету, одновременно учился новой профессии.
Один из лучших
Работая в театре, Андрей не бросил занятие гримом — вместе с бывшей преподавательницей по колледжу Александрой Ахмаровой, той самой, поставившей тройку, они создали свою мастерскую и принимали заказы на праздники, мероприятия и отдельные спектакли разных пермских театров.
Два года назад подруга предложила Андрею как гримеру принять участие в профессиональном чемпионате ArtMasters. Он прошел отбор и на конкурсе был признан одним из лучших мастеров. Пермяк создал фантастический образ Деда-ремонтника и киногрим Дантеса. Там же он участвовал в командном конкурсе. В команде были сценаристы, декораторы, режиссеры, художники по костюму и Андрей в качестве гримера. Команда Андрея поставила фрагмент спектакля «Сон смешного человека» по Достоевскому и победила. Награждение проходило на сцене Большого театра и транслировалось по Первому каналу.
Позже ребята получили финансирование и поставили уже полностью «Сон смешного человека» (16+) в московском театре «Школа драматического искусства», где его включили в репертуар.
Спустя время эта же творческая команда создала мюзикл «Мечтатель» (6+) с Ваней Дмитриенко для «Большой перемены» в Артеке.
После успеха на чемпионате Андрею стали предлагать работу в столичных театрах, и он даже стал подумывать о переезде в столицу. Но в это же время в пермском театре ему предложили возглавить бутафорско-костюмерный цех, и Андрей решил остаться в любимом Оперном в новой должности, иногда выезжая на отдельные проекты в другие города.
«До этого я никогда не видел мертвых»
На одной из столичных конференций по гриму, где профессионалы делились достижениями, к пермяку подошли люди из сферы ритуальных услуг и попросили обучить их специалистов искусству грима.
— Мы встретились с ними в похоронном доме в Перми, — вспоминает Андрей. — Я рассказал им о гриме, а они меня попросили сделать его на умершем человеке, — вспоминает Андрей. — До этого я никогда не видел мертвых и не знал, как отреагирую, поэтому попросил сначала показать мне человека. Посмотрел и понял, что я всего этого не боюсь.
Андрей стал обучать сотрудников танатопрактике. Как признается сам мастер, это стало для него новым и очень необычным направлением деятельности.
Танатопрактика — ремесло по подготовке покойных к похоронам, которое включает в себя бальзамирование и посмертный макияж. Название происходит от двух слов: «танатос» на греческом означает смерть или умерший, «практика» переводится с латинского как работа или деятельность.
Кроме бальзамирования тела специалист в морге должен уметь наносить грим, но зачастую он получается грубым. Поэтому Андрею пришлось учить танатопрактиков придавать более естественный вид умершим людям — как будто они спят.
— Оказалось, что здесь очень много тонкостей в работе, — признается Андрей. — Например, не должно быть видно никаких дефектов, если даже человек долго болел или после аварии.
Андрей говорит, что в этом ремесле приходится индивидуально подходить к каждому человеку и менять технологии исходя, например, из оттенков кожи, полноты или худобы человека.
— Когда человек умирает, у него впадают глаза, западает рот, — уточняет наш собеседник. — И нам приходится наращивать объем, возвращать естественную форму лица бальзамировочными гелями и другими материалами. Мы даже как бы немножко надуваем объем, подкачивая с помощью шприца губы, глаза, скуловые части, подбородок.
Андрей предложил танатопрактикам использовать качественные материалы, которыми пользуются гримеры в кино, так как в посмертном гриме тоже важна натуральность. Он даже разработал для сотрудников морга методичку — как работать с нуля, какой материал взять, как его нанести и смыть.
— Важно было, чтобы ребята понимали, что работа гримера — это не просто кисточкой махать, а еще и немножко лепить. Да, это искусство. Иногда очень тяжело, когда, например, нужно восстановить недостающую часть лица так, чтобы это не было заметно для близких. И важно повторить полностью всю мимику, морщинки, особенности, текстуру кожи по фотографиям.
Мужчинам, если они носили усы, бороду и утратили во время болезни, приходится восстанавливать прически и делать парики. Каждый волосочек гримеры кропотливо вшивают в сеточку, которую потом приклеивают. Андрей предложил использовать киношную сетку, так как она очень тонкая и почти незаметная.
— Создаем даже вечерний макияж — яркие глаза с блестками и маникюр. Всё это мы тоже исполняем, если просит родственник, — отмечает молодой человек. — У нас нет выбора.
Андрей говорит, что ему сложно было привыкнуть к работе с холодной поверхностью и в холодных условиях — косметика ложится по-другому. Кроме этого, в морге ему приходится работать в перчатках, из-за чего невозможно чувствовать и понимать текстуру.
— Поэтому здесь приходится работать кистью, спонжем, а если человек долгое время пробыл где-то в воде, погибнув при трагических обстоятельствах, то используешь только аэрограф. Ведь любое касание может навредить телу.
Было тяжело переключаться между жизнью и смертью
На вопрос о риске для здоровья Андрей говорит, что у сотрудников морга он действительно есть — трупные яды опасны и могут повлиять на организм.
— У них есть профессиональные болезни, — уточняет мастер. — И ты от этого всё равно никуда не уйдёшь. Это работа, которую выбрал ты. Есть моменты, неприятные и лично для меня: я очень щепетилен к запахам и всегда надеваю маску. Хотя во время работы мы находимся в специальном помещении, где есть вентиляция для вывода формалина — токсичного яда, который используют при бальзамировании. Он тяжелый и опускается в воздухе вниз, поэтому вентиляция в моргах всегда внизу. И еще здесь очень строго соблюдают требование к чистоте рабочего места. Перед работой обязательно надеваем маску, одноразовый защитный костюм, а если работаем долго, то еще и медицинский костюм под него. Если я все-таки чувствую запах, то использую респиратор. У бальзамировщиков еще есть влагонепроницаемый фартук, но я этой темы не касаюсь, хотя знаю методику, неоднократно видел и даже ассистировал этот процесс.
Андрей признается, что перейти с живых людей на неживых ему было нелегко эмоционально, хоть и не страшно. А еще он изменил свое отношение к слову «смерть».
— Для меня смерть являлась чем-то ужасно страшным, чем-то таким, о чём нельзя говорить в обществе, — признается молодой человек. — Но я понял, что этого момента никто не избежит, это естественный жизненный процесс. И бояться неизбежного — какой смысл? Страшно другое — когда я вижу молодых людей, которые погибают зачастую по глупости, а не из-за болезни. В такие моменты начинаю больше ценить свою жизнь и стараться избегать таких моментов.
В августе Андрей Волосатых с коллегой из Перми взял бронзу на всероссийском конкурсе по танатопрактике. В Екатеринбурге он проходил впервые, до этого аналогичный конкурс проводили в Москве.
— Впервые участвовал в таком мероприятии, — рассказывает подробности Андрей. — Мы делали грим исключительно на силиконовых макетах, работа на умерших людях на конкурсах запрещена. У нас было три этапа: макияж, тест и еще нужно было сделать растворы. А на аналогичном конкурсе в Москве, например, есть задание одеть на скорость манекен.
На съемках «Фрау» гримировал главных актеров
Прошлым летом Андрей Волосатых принял участие в работе над фильмом «Фрау» (12+), снимавшемся в Перми, в качестве ассистента гримера. Его позвали на съемки знакомые гримерши из Театра балета Бориса Эйфмана, с которыми он работал на гастролях в Перми.
Герой фильма «Фрау» работает в магазине «Охотник и рыболов», воображает себя героем средневековых легенд и мечтает найти свою «фрау», как называет всех женщин. Ваня знакомится с Кристиной, балериной Пермского театра оперы и балета, и начинает за ней ухаживать на свой оригинальный манер. В главных ролях — музыкант группы OQJAV Вадик Королев и Лиза Янковская.
— Это был такой колоссальный опыт, много всего понял на практике — отличия технологии киногрима от театрального, — делится впечатлениями Андрей. — Еще были зимние съемки, на которых материалы вели себя по-другому, а грим замерзал. Лица актеров краснели от холода, и мы должны были добиться идеальной ровности цвета, чтобы не было видно этой красноты. Еще в кино между дублями важно запоминать такие моменты, как и где лежал волосок, какая заколка была.
Андрей гримировал и главных актеров фильма — Лизу Янковскую и Вадика Королева. Артисты знали, что у Андрея есть работа, связанная с танатопрактикой, но их это не смущало.
— Они оба чем-то похожи своими интересами, с ними было комфортно. Лиза бойкая, очень активная, всегда всем делилась: «Шоколадку будешь?» А Вадик скромный и в то же время очень позитивный молодой человек.
В дни съемок у Вадима Королева был концерт в Перми, он пригласил на него Лизу и всю съемочную группу.
— У меня есть специальные капли с ментолом для глаз, которые убирают красноту. Мне их подарила Наташа Раткевич, я ими пользуюсь, и Вадику тоже часто капал перед съемками, когда тот жаловался на усталость и боль в глазах. И вот перед этим концертом я купил такую же баночку капель для глаз и занес ему за сцену. Вадик потом мне написал: «Спасибо большое, теперь мои глаза всегда со мной». Было очень приятно.
Ранее мы рассказывали о пермячке Ирине Лютовой, которая тоже занимается танатопрактикой. Она — директор похоронного бюро.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.