На Верхнекурьинском кладбище есть цыганский квартал. Могилы здесь заметно отличаются от других — огромные черно-каменные плиты с портретами людей в полный рост, изображениями лошадей, куполов. Мы прошлись по кладбищу и хотим рассказать о нем.
Цыганский народ происходит из северной Индии из касты неприкасаемых, мигрировал в X веке и сейчас проживает по всему миру. Слово «цыгане» восходит к греческому слову «атцингани», что означает «неприкасаемый». Сами цыгане себя так не называют, их самое распространенное самоназвание — «рома», что значит «дом». В других странах цыгане называют себя синти, кале, мануш — «люди». В Англии их зовут gypsies — от Egyptians — «египтяне», так как по одной из версий они произошли из Египта и считались «фараоньим племенем». В Испании их называют gitanos, а во Франции — bohemiens.
Богатый стол даже на кладбище
Кладбище в Верхней Курье появилось в 1901 году, но хоронить цыган здесь начали, судя по датам на плитах, лишь в конце 1980-х.
Плиты над цыганскими могилами черные, полированные, с выгравированными портретами и изображениями дорогих вещей. Близкие словно показывают, что человек, который здесь покоится, прожил шикарную жизнь и желают ему такой же и на том свете. Всем памятникам свойственно некоторое однообразие, что можно было бы назвать стилем или модой, если уместно это говорить по отношению к надгробиям. Если сравнить с памятниками цыганам в других городах, то и там с 1990-х ставили именно такие.
Для цыган важно показать достаток и шик словно в знак победы над бедностью, в которой жил этот народ столетия, долго скитаясь. Цыгане и свои дома заполняют роскошной и немного старомодной мебелью — резными столами и креслами в стиле барокко. Как рассказывали нашему журналисту цыгане в микрорайоне Чапаевский, мебель везут в дома из Чечни.
На надгробиях цыган — широкоплечие пиджаки а-ля «новый русский», «Мерсы», купола и даже ротонды, напоминающими ту, что стоит в Парке Горького. Кажется, что вот-вот зазвучит шансон. И не зря — по стилю эти памятники напоминают те, что ставили в то же время на Северном бандитской братве. Да и курьинские жители говорят, что у некоторых цыган, похоронненых здесь, были подвязки с преступным миром.
Но несмотря на сходство с «северными», в рисунках на «курьинских» надгробиях цыган больше атмосферы и души. Цыгане часто изображены у накрытого стола, по всей видимости, символизирующего изобилие и достаток. Именно у стола цыгане собираются табором и ведут душевные разговоры, поют песни. Поэтому почти у всех могил есть стол и лавка, и даже табуреточки на случай, если кому-то места не хватит. Цыгане, чтобы почтить память о покойнике, даже на кладбище накрывают большой стол.
— Цыганские похороны ничем не отличаются от похорон русских, да и людей других национальностей, — поделилась с 59.RU руководитель пермского цыганского ансамбля «Ритмы Ромэн» Ульяна Матрушенко. — Но на поминках щедро накрывают стол, а не ограничиваются скромными блюдами.
Два года назад у Ульяны умер муж — артист, заслуженный работник культуры России Леонид Матрушенко. По слова вдовы, похороны были обычными, единственным исключением стала цыганская музыка на панихиде, которую он просил включить перед смертью.
Выгравированные на мемориалах герои одеты в то, что носили при жизни, — торжественный костюм, обычную футболку-тенниску, платье, пальто с меховым воротником и шалью. Чтобы подчеркнуть богатство, у женщин выделены позолотой украшения — сережки, браслеты и цепочки.
С собою на тот свет
Другой известный пермский цыган Виктор Суховской — заслуженный артист Российской Федерации, бывший солист пермской оперы, а ныне руководитель ансамбля «Ромэн», говорит, что у цыган есть особенный ритуал — класть вещи в гроб.
Традиция провожать покойного на тот свет словно в будущую жизнь и сопровождать ее всем необходимым похожа на традиции древних египтян. Например, на Заельцовском кладбище Новосибирска под могилами цыганского клана Оглы даже строили целые мавзолеи — и хоронили в комнатах с обстановкой, как при жизни: стеклянный гроб вместо кровати, накрытый стол с дорогим алкоголем, телевизор и вещи, которые принадлежали покойному и могут, по мнению цыган, пригодиться после смерти. Внутри вешали люстру, а после всё заливали цементом, чтобы захоронение не вскрыли.
Мы расспросили пермских цыган — в нашем городе такой традиции нет, хотя могут оставить полое помещение. А такие пышные мавзолеи свойственны арабским цыганам.
— Вообще цыгане все разные, таборы разные, традиции. Мы даже порой не всегда можем понять друг друга из-за разности диалектов и языков, — рассказывает Ульяна Матрушенко. — Цыгане — выходцы из Индии, и кочевали по всему свету. В Перми живут молдавские и русские цыгане, при чем кто-то исповедует христианство, кто-то — католицизм, а кто-то может быть и мусульманином. Русские цыгане на отпевание приглашают батюшку.
Некоторые памятники и оградки на Верхне-Курьинском кладбище украшены изображениями лошадей. Сейчас обрусевшие цыгане не могут позволить содержать этих животных, но когда-то они составляли большую часть их жизни — были не просто транспортом, а душой цыганской вселенной.
Ранее мы рассказывали об Еврейском квартале на Егошихинском кладбише и о том, кто похоронен на китайском кладбище в Черняевском лесу.