Мы живем во время, когда цены на продукты, одежду, лекарства, отдых, жилье и другие вещи растут быстрее, чем зарплаты и пенсии. 59.RU прошлись по улицам города и поговорили с пенсионерами о том, кем они работали до пенсии, сколько они получают сейчас и хватает ли им на жизнь.
Эльвина 27 лет работала нянечкой в санатории для малышей. Сейчас у нее пенсия в 14 тысяч рублей и Эльвина говорит, что этого ей совсем не хватает — сейчас она ищет работу. Не по какой-то конкретной специализации, а просто, как говорит пенсионерка, хотя бы уборщицей.
У семьи Эльвины сейчас ипотека, которую надо закрывать, поэтому она стала искать дополнительный заработок.
Татьяну Сергеевну мы заметили на выходе из магазина: опираясь на тросточку, она шла после покупок. До того, как выйти на пенсию, она работала начальником отдела розницы центрального пищеторга. Сейчас она живет на пенсию в 35 тысяч, которой пенсионерке на какие-то вещи все равно не хватает.
— Вот хватает, только если помогают… На лекарства не хватает, — делится Татьяна Сергеевна. — Вот у меня еще аппарат в ухе. В нем надо батарейки менять. Но в целом, нормально все.
Станислав до пенсии много лет работал в Пермском политехническом университете, преподавал технические дисциплины. Точную сумму своей пенсии он решил не называть.
— Для сравнения, наверно, чуть побольше, чем у некоторых, но меньше, чем у других, — говорит пенсионер. — На жизнь, конечно, не хватает. Знаете, почему? Потому что лекарства [дорогие], а если бы не было лекарств, я бы сейчас с вами не разговаривал. Для головы [лекарства] очень дорогие.
Со Светланой мы поговорили в эконом-маркете «Чижик» — она выбирала сыр. Пенсионерке уже 76 лет, у нее есть взрослые дети и внуки. Сама она в нулевых приехала в Пермь из Уфы после смерти мужа-военного. Светлана медицинский работник — медсестра и детский массажист высшей категории. 15 лет пенсионерка служила в армии фельдшером.
На пенсии Светлана получает 25 тысяч и честно признается, что этой суммы на жизнь не хватает. По ее мнению, сейчас пенсия должна быть в районе 50 тысяч рублей.
Валентина Николаевна и Валентина Ивановна гуляли по бульвару Советской армии, занимаясь скандинавской ходьбой.
Валентина Николаевна — ребенок войны, она родилась в Новосокольниках и в период Великой отечественной ее вместе с мамой угнали в Германию. Получила филологическое образование, но, переехав в Пермь, по специальности не работала — была директором магазина «Военная книга».
Валентина Ивановна всю жизнь проработала в органах внутренних дел. Обе пенсионерки ветераны труда. Пенсии у них немного разные: Валентина Николаевна получает 30 тысяч рублей, а Валентина Ивановна — 25 тысяч.
Обе пенсионерки сетуют на дорогостоящее лечение: Валентине Ивановне необходимы уколы от боли в ногах, которые стоят 17 тысяч, а у Валентины Николаевны старый перелом ноги, из-за которого в ее голени установлены металлические штыри.
— Если бы нам сделали льготы по медицинским услугам, было бы хорошо, — делится Валентина Ивановна. — А так, знаете, вот чтобы прожить просто, я думаю, мне бы, наверное, этих 25 тысяч хватило.
Пенсионерки делятся, что на самое базовое — продукты — тратят не так уж и много денег, потому что следят за рационом, чтобы сохранить здоровье. Они едят не так уж много мяса или фруктов, поэтому и денег тратится сравнительно меньше. Валентины добавляют, что их мужья тоже участвуют в семейном бюджете, так что все в целом неплохо.
На вопрос о том, кем он работал до пенсии, Валерий Ефимович гордо ответил: «всем!». Но большую часть жизни пенсионер все же посвятил работе на Пермском приборостроительном заводе. Свою пенсию он предпочел держать в тайне, а еще сказал, что на жизнь, в целом, хватает.
— Ну, примерно, видите, с собачкой гуляю, — ответил нашему корреспонденту Валерий Ефимович, указывая на белого пуделя, который убежал далеко вперед.
Другой бывший заводчанин на пенсии, который пожелал остаться анонимным и не раскрывать своего лица, поделился, что получает сейчас 20 тысяч рублей.
— А где ее хватает? Вы цены видели? — задает вопросы пенсионер и уходит пошаркивающей походкой, не прощаясь.
Сергея мы встретили в магазине — он выбирал хлеб. До пенсии мужчина работал руководителем среднего звена на ПНППК. Пенсия у Сергея, как он сам говорит, маленькая — 33 тысячи.
— Были какие-то накопления и прочее, — отвечает Сергей на вопрос о том, хватает ли ему пенсии для жизни. — Опять же, женщины благоволят! Это шутка, конечно.
Однако мужчина отвечает, что ему было бы трудней без всех накоплений, и добавляет, что на покупку хорошей машины у него все равно сейчас недостаточно средств.
— Смотрю на этих стариков, на настоящих стариков-старушек, и просто больно становится за них, — делится Сергей. — Как они живут?
Ранее мы узнавали у пермяков (и жены бывшего мэра), на какой еде они экономят.