
Идти в отделение ФНС по месту жительства совсем не обязательно
Апрель — традиционно жаркое время для всех, кто сдает налоговую декларацию. Кто и когда должен ее подавать, как уменьшить сумму налога и как накажут за нарушения, 59.RU разобрал со специалистами управления ФНС по Пермскому краю.
- До какого срока нужно сдать декларацию?
- В какой форме можно подать декларацию?
- Кто должен подавать декларацию?
- Какие доходы нужно декларировать обычным людям?
- Как получить льготу и уменьшить сумму налогов?
- Как накажут за неподанную декларацию?
До какого срока нужно сдать декларацию?
Не позднее 30 апреля этого года нужно отчитаться о доходах (подлежащих декларированию!) за 2025 год.
Важно: если вы подаете декларацию за 2025 год только для того, чтобы получить налоговый вычет, это ограничение не действует. В таком случае декларацию можно подать в любое время в течение всего года.
В какой форме можно подать декларацию?
По закону вы вправе сдать декларацию 3-НДФЛ, распечатав ее на бумаге или отправив в электронной форме.
В бумажном варианте можно:
принести декларацию в налоговую лично или передать через своего представителя;
подать декларацию через МФЦ;
отправить по почте с описью вложения.
В электронной форме вы можете это сделать:
на сайте ФНС России в специальной программе «Декларация». Она помогает правильно ввести данные из документов, автоматически рассчитывает нужные показатели и формирует декларацию 3-НДФЛ;
через Единый портал госуслуг;
в личном кабинете налогоплательщика, где декларация уже предзаполнена: внесена значительная доля информации. Это самый популярный способ, который выбирает большинство налогоплательщиков, отмечают в ФНС Прикамья.
Важно: при заполнении декларации укажите номера телефонов, по которым с вами можно связаться. Это пригодится, если в ходе камеральной проверки специалисты налоговой обнаружат нехватку документов или неточности в декларации.
Кто должен подавать декларацию?
Требование распространяется:
на физических лиц при наличии доходов, подлежащих декларированию (об этом — в следующем пункте);
на ИП (индивидуальных предпринимателей), работающих по общей системе налогообложения;
на нотариусов;
на адвокатов;
на арбитражных управляющих.
Какие доходы нужно декларировать обычным людям?
Вы как физическое лицо должны отчитаться о доходах, если в 2025 году:
продали недвижимость, которой владели меньше минимального срока (три года или пять в зависимости от нюансов);
получили дорогие подарки не от близких родственников;
выиграли в лотерею;
сдавали имущество в аренду;
получали доход от зарубежных источников.
Важно: подать декларацию 3-НДФЛ и уплатить налог нужно и в случае, если налоговый агент (чаще всего это работодатель) не удержал необходимую сумму и не сообщил об этом в налоговую. Если же агент выполнил эту обязанность, налоговая направит вам уведомление.
Как получить льготу и уменьшить сумму налогов?
Можно оформить налоговый вычет: это позволит вернуть часть трат, к примеру на лечение. Налоговые вычеты могут быть имущественными, инвестиционными и профессиональными — главное, чтобы у вас было право на их получение.
Вы как физическое лицо можете заранее известить налоговую, что не должны представлять декларацию 3-НДФЛ. Не забудьте приложить подтверждающие документы! К примеру, если вы получили в дар недвижимость от близкого родственника, достаточно будет документов о степени родства.
На сайте ФНС России можно пройти интерактивный опрос, который определит, нужно ли вам подавать декларацию по форме 3-НДФЛ.
Как накажут за неподанную декларацию?
Вы не сообщили о доходах, подлежащих налогообложению? Значит, налоговая вправе пригласить вас для дачи пояснений и потребовать представить декларацию 3-НДФЛ. За несвоевременную подачу декларации и несвоевременную уплату налога начислят штрафы и пени — это прописано в статьях 119 и 122 Налогового Кодекса РФ.
Размер штрафов напрямую зависит от суммы полученного дохода. Решение о привлечении к ответственности налогоплательщику вручат по результатам камеральной проверки.
Ранее мы разбирались, что такое «замороженная» пенсия, у кого она есть и как ее получить.




