Все новости
Все новости

«Может отвлекать и вызывать зависимость»: пермский ученый – о влиянии спиннера на психику

Мы поговорили с экспертом ПГНИУ о самой популярной сегодня антистрессовой игрушке.

Спиннер развивает мелкую моторику рук

Поделиться

Раньше подростки сходили с ума по йо-йо, тамагочи, тетрисам, фишкам и фингербордам. А сегодня Россию, в том числе и Пермь, охватило массовое помешательство спиннерами – это, как говорят производители, развлекательная и антистрессовая игрушка-тренажер. В центре его – металлический или керамический подшипник, вокруг которого расположены несколько крыльев или утяжелителей.

Мы поговорили с психотерапевтом, старшим преподавателем кафедры клинической психологии ПГНИУ Светланой Борисовой о том, как работает спиннер, действительно ли он и другие антистрессовые игрушки успокаивают и всем ли можно их использовать.

Светлана Борисова рассказала, как влияет спиннер на психику

Светлана Борисова рассказала, как влияет спиннер на психику

Поделиться

Спиннер был изобретён в 1990-х годах, но стал популярен только в 2017 году. Его рекламируют как полезную для здоровья игрушку, однако он стал популярен среди школьников, которые выполняют с ним различные трюки – крутят на лбу, носу, пальце, ногах. «Википедия» пишет, что спиннеры запретили в нескольких школах в США на основании того, что игрушки отвлекают детей от учёбы.

Спиннер можно привести в действие, ударив по боковой грани крыла, тем самым заставив быстро вращаться. Игрушка, помимо развлечения, развивает мелкую моторику рук. При этом производители утверждают, что устройство снимает стресс и помогает сосредоточиться, успокаивает.

Спиннеры сегодня продаются на каждом шагу

Спиннеры сегодня продаются на каждом шагу

Поделиться

Однако эксперт Пермского университета говорит, что научных доказательств такого «психологического» эффекта спиннеров нет.

– На данный момент учёные не располагают научными доказательствами того, что спиннеры однозначно именно так влияют на психическое состояние, на поведение человека. Во всяком случае в России таких исследований не было. Есть ссылки на мнения западных специалистов, но эти утверждения очень общие, – говорит Светлана Борисова. – Спиннер создали как игрушку, а игрушка – это инструмент культуры, который появился потому, что у людей существует потребность играть. Вместе с изменением общества, меняются и игрушки: мы же сегодня не играем костяными останками и камушками. Конечно же, на игрушки влияет мода. Сейчас спиннер прекрасно разрекламировали, в том числе благодаря информации о том, что он влияет на психологическое состояние. Но через некоторое время популярность снизится.

Эксперт поясняет, что самая древняя «игрушка», которая однозначно успокаивает и помогает снять стресс – это четки.

– Мы перебираем их в руках, производим однотипные монотонные действия, в результате возникает определенный импульс в коре мозга, потом он распространяется на близлежащие зоны, и мозг начинает работать в одном ритме. Мы успокаиваемся, – отмечает Светлана Борисова. – Вполне возможно, что спиннер работает так же.

– Спиннер также рекламируют как игрушку, помогающую детям с аутизмом. А действительно ли он помогает?

– Детям с аутизмом может помочь теплый контакт глазами, общение. Такая игрушка будет отвлекать и еще больше замыкать их в собственном мире. Возможно, произойдет локальное улучшение – в момент, например, когда ребенок в перевозбужденном состоянии, ему можно дать в руки игрушку. Но это уловка, ведь психологам и родителям нужно работать с тем, чтобы перевозбужденное состояние не возникало. Спиннер будет «костылем», плохим «костылем». Он решит единичную проблему, но не будет эффективен в коррекционном плане.

Спиннер рекламируют как игрушку, помогающую детям с аутизмом

Спиннер рекламируют как игрушку, помогающую детям с аутизмом

Поделиться

– Может ли спиннер навредить?

– Игрушки вредят, когда к ним излишне привязаны. Если для человека спиннер – единственный способ справиться со стрессом, то может возникнуть привыкание, – поясняет Светлана Борисова. – Дело в том, что стрессу мы должны противопоставить множество инструментов – здоровое питание, спорт, встречу с психологом, созерцание природы. Когда арсенал средств саморегуляции большой – зависимости от них не возникает. Если же способ успокоиться только один, к нему привязываются. Важно объяснить подростку, когда можно начать и когда пора закончить играть: делу – время, потехе – час.

– Почему эта игрушка так популярна среди подростков?

– Подростки их используют не столько из-за снятия напряжения, а из-за тренда. Предмет обладает статусом. Раньше, например, были в моде тетрисы, тамагочи. Дети действуют по правилам «у меня это есть, значит я соответствую современным трендам».

– Все ли антистрессовые игрушки действуют одинаково?

– У всех антистрессовых игрушек – подушек с наполнителем, «лизунов», йо-йо – примерно одно действие: они помогают избавиться от лишней энергии и за счет моторной связи «рука-мозг» создать единый импульс в мозге, успокаивающий, – говорит Светлана Борисова. – Есть такая игрушка-пружина «радуга», обладающая «двойным» действием. Когда она колеблется у вас в руках – вы успокаиваетесь, когда видите, когда она спускается по лестнице и переливается разными цветами, также расслабляетесь.

Антистрессовые игрушки помогают избавиться от лишней энергии и за счет моторной связи «рука-мозг»

Антистрессовые игрушки помогают избавиться от лишней энергии и за счет моторной связи «рука-мозг»

Поделиться

При этом, по мнению преподавателя ПГНИУ, ни одна антистрессовая игрушка не сравнится с человеческим общением.

– Лучше валерьянок, антидепрессантов и игрушек нас успокоит контакт с близкими людьми.

Фото: Виктор Михалев

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter