Образование Буквы на ощупь. Как в Перми взрослые люди учатся читать руками и зачем им это нужно

Буквы на ощупь. Как в Перми взрослые люди учатся читать руками и зачем им это нужно

Группы по изучению азбуки Брайля набирают ежегодно

Преподаватель Ирина Чедова показывает, как читать книги, написанные шрифтом Брайля

На пару минут закройте глаза и попросите кого-нибудь из близких по очереди вложить вам в руку мелкие предметы. Попробуйте на ощупь угадать, что именно держите в руках. А теперь представьте: ощупывая кончиками пальцев лист бумаги, вы должны понять, как на нём располагаются многочисленные выпуклые точки. Да еще и сообразить, как из комбинаций этих точек рождаются буквы и складываются слова.

Именно таким образом читают незрячие и слабовидящие люди. Вместо привычного алфавита у них свой, тактильный.

Азбука (шрифт) Брайля — тактильный шрифт, изобретенный в первой половине XIX века во Франции Луи Брайлем. Во второй половине того же века появилась русская версия азбуки. Буквы кодируют с помощью выпуклых точек, расположенных на определенных позициях.

Получается не у всех


Так выглядит брайлевский текст

В Пермском крае сегодня живет около 23 тысяч человек с инвалидностью по зрению, 4200 из них состоят в региональном отделении Всероссийского общества слепых. Более десятка ежегодно осваивают азбуку Брайля — занятия проводит в пермском ДК ВОС Ирина Чедова. Она сама является инвалидом по зрению, поэтому хорошо понимает проблемы и трудности своих подопечных.

Не все новички доучиваются до конца. Кто-то после одного-двух занятий всё бросает, но примерно половина группы обычно полноценно осваивает азбуку Брайля. Некоторые занимаются не в ДК ВОС: к тем, у кого очень плохое зрение или слепота, преподавательница ходит домой.

Читать нужно кончиками пальцев

Главная сложность при чтении — распознавать буквы нужно подушечками пальцев. Тем, кто работает руками или часто играет на гитаре, это дается особенно тяжело: огрубевшая кожа не чувствует разницы между буквами.

— Например, чувствительность кожи на пальцах часто нарушена у работавших на заводе, — говорит Ирина Чедова. — Если в результате травм или болезни такие люди теряют зрение, Брайль им дается очень сложно. Знаю историю, как мужчина научился читать языком вместо пальцев. Но не мой ученик, не из Перми.

Книги, переведенные на шрифт Брайля, гораздо объемнее оригиналов. В стопке рядом с Ириной Чедовой — трехтомные «Грешные записки» Льва Дурова, которые в обычном варианте умещаются в одну книгу из 220 страниц
А «Вечный зов» в брайлевском варианте стал масштабным многотомником

Чтобы усилить восприимчивость кожи и улучшить мелкую моторику, изучающие тактильный шрифт выполняют домашнее задание под стать Золушке: смешивают два вида крупы (к примеру, гречку и рис), а потом по зернышку их разделяют.

Учил в детстве, но помнит всего одну букву


Для запоминания букв Владимир Саранцев использует тренажер
Каждой букве соответствует своя комбинация

Одному из учеников, Владимиру Саранцеву, 42 года. Инвалидность у него признали еще в детстве, так что Володя занимался в специализированной школе для слабовидящих. Там его научили ориентироваться в пространстве, в большей степени опираясь на слух. Владимир не только улавливает, что где-то идет человек, но и понимает, на каком расстоянии тот находится. А вот азбуке Брайля в школе не обучали, поскольку не было полностью слепых детей. Тактильный шрифт мальчик постигал самостоятельно. Правда, занимался этим всего полгода, потом забросил. Вспомнил о Брайле уже будучи взрослым, когда зрение ухудшилось и вместо второй группы инвалидности ему назначили первую.

— Учебники в школе были во-о-от такие толстенные, — показывает Владимир. — Потому что буквы там напечатаны шрифтом размера шестнадцатого, а то и больше. Я и сейчас могу читать обычные тексты — современные технологии позволяют очень сильно увеличивать шрифт. Но глаза быстро устают, сил хватает только на одно-два предложения. Чаще пользуюсь «говорилкой» в телефоне — речевым синтезатором, который озвучивает текст.

Владимир родом из Березников, работал там звукорежиссером и звукооператором в детском центре культуры. Три года назад переехал в Пермь и стал заниматься тем же в ДК ВОС — стал сотрудником культотдела. Недавно ездил в Москву на курсы по аранжировке и именно после них решился вновь заняться изучением шрифта Брайля: другой ученик рассказал, что освоил азбуку за месяц.

Владимир привык больше ориентироваться на слух, это помогает ему в работе

Мы попали на первый урок Владимира. Он радостно поделился, что помнит одну букву — А. Остальные забылись, поэтому алфавит придется восстанавливать заново. Только потом дойдет очередь до фраз и коротких текстов.

— У моей мамы тоже первая группа инвалидности, и она знает Брайля в совершенстве, — говорит пермяк. — Это всегда пригодится. Например, когда освещение слабое и никак не разобрать плоскопечатный текст. По программе «Доступная среда» во многих учреждениях таблички на дверях продублированы Брайлем — где не смогу прочитать глазами, прочитаю руками. Еще бы в магазинах ценники по Брайлю дублировали — вообще было бы замечательно!

Брайль для разговоров с коллегой


Анна Коровникова запоминает буквы с помощью специальной таблички
Такую табличку можно использовать и при общении с людьми, которые не знают азбуку Брайля: привычные буквы продублированы тактильными

Писать шрифтом Брайля ничуть не легче, чем читать. Обычная ручка тут не подойдет, требуется грифель — острый стержень с рукояткой. Бумага должна быть плотнее обычной, чтобы проколотые места не разгладились с течением времени. Кроме того, необходим специальный прибор, похожий на папку, в который вкладывают лист. На передней обложке такой папки множество прямоугольных отверстий — это трафарет для нанесения точек. Каждое отверстие — место под одну букву.

Так выглядит набор для письма шрифтом Брайля
Точки нужно пробивать, держа грифель строго вертикально
Писать нужно справа налево

Именно с письмом пока возникают трудности у 29-летней Анны Коровниковой. Девушка вполне могла бы не браться за изучение шрифта Брайля: с третьей группой инвалидности она спокойно читает обычный текст, если тот не очень мелкий. Но Анна работает на радио Пермского общества слепых, и у ее коллеги первая группа инвалидности. Вместе они готовят репортажи и выпускают их в эфир. Чтобы оставлять рабочие записки и понимать, что ей сообщают, Анна и записалась на курсы Брайля.

— Учить азбуку Брайля я решила за пару месяцев до пандемии, — рассказывает Анна Коровникова. — Потом всё отложилось. Но в этом году я всё-таки начала ходить на занятия. Вначале было очень непривычно, сейчас адаптировалась. Читать уже проще, хотя пальцы быстро устают. А вот писать еще сложно: буквы путаются.

Тактильная азбука в придачу к языку жестов


Ольга Бондарева признаётся: хоть она и ходит со слуховым аппаратом, аудиокниги даются легче, чем написанные шрифтом Брайля

На фоне новичков 59-летняя Ольга Бондарева — настоящий старожил, она освоила азбуку Брайля еще в 2012 году.

— Алфавит я выучила быстро, — говорит пермячка. — Помню первый текст, напечатанный шрифтом Брайля, который я прочитала. Это был подробный рассказ, как ухаживать за руками. Пусть не очень быстро, но я его прочла. Но потом забросила чтение по Брайлю. Ездила в Волоколамск на реабилитацию, мне там сделали аудиобиблиотеку, и я стала чаще слушать книги. Нравятся романы. Недавно вот аудиокнигу Соболевой слушала — интересно.

Читать обычные книги Ольга не может даже при очень сильном увеличении шрифта из-за редкого генетического заболевания — синдрома Ушера. По той же причине ей не подходят очки.

Синдром Ушера (Ашера) вызывается мутацией одного из генов. Проявляется как врожденная тугоухость и прогрессирующая потеря зрения. Одна из основных причин слепоглухоты.

С возрастом женщина видит всё хуже, причем проявляется это довольно необычно: у нее постепенно сужается поле зрения. Ольга словно смотрит на мир сквозь узкую трубу, не замечая ничего за ее пределами. А стоит чуть стемнеть, проявляется куриная слепота — глаза не могут адаптироваться и вообще перестают что-либо видеть.

— Я даже и не знала, что есть такой синдром Ушера, — рассказывает Ольга. — Проблемы со слухом были с детства, я всё время с аппаратом. Но на группу не выводили. Я работала швеей. А после рождения дочери пошла к окулисту с жалобой, что ничего не вижу вечером, и она сказала: это не лечится, надо выходить на группу инвалидности. Мне тогда было 28 лет.

При разговоре Ольга очень внимательно слушает собеседника, чтобы не пропустить ни слова

Ольга общается по видеосвязи с подругами из разных городов страны. С ними она познакомилась во время реабилитации в Волоколамске: женщин учили правильно ходить с тростью, работать на компьютере с программами для слабовидящих, плести из бисера и вязать. Для разговоров по видеосвязи она использует не какой-то специальный планшет, а обычный («Уже глючит, надо новый брать», — уточняет Ольга).

Пермячка как может бережет зрение, чтобы оно не упало еще сильнее. Боится стать «тотальником» — так называют практически полностью слепых людей. Она хорошо знает язык жестов, выучила его в школьные годы. Планирует потихоньку подтянуть и чтение по Брайлю. Восстановить навык она решила из-за ухудшения зрения. Говорит, не хочет остаться без доступа к информации, если вдруг сядет планшет и невозможно будет прослушать аудио.

Сегодня в основном Ольга читает таким образом надписи на упаковках лекарств и инструкциях к ним — тексты дублируют шрифтом Брайля. Но уже готова осваивать брайлевский дисплей. Информация на нём выводится в ячейки-модули шрифтом Брайля. Самостоятельно такое приспособление не купить — слишком дорого. Цены варьируются в пределах нескольких сотен тысяч рублей, у простейших моделей — чуть меньше сотни тысяч. Но такие устройства недавно поступили в библиотеку ВОС. Там ими можно пользоваться, главное — знать шрифт Брайля.

Монитор компьютера выключен: при наборе на брайлевском дисплее он не нужен
Ячейки — как у обычного прибора для письма шрифтом Брайля

Ранее мы рассказывали, как в Перми учат самостоятельной жизни детей-сирот с инвалидностью.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter