

В марте у родителей есть возможность пройти процедуру сдачи ЕГЭ, которая предстоит их детям. Меня как журналиста тоже позвали на экзамен по русскому языку. Для родителей это, конечно, всё в новинку, у них такого не было, а я уже сдавала единый госэкзамен восемь лет назад. Хотя до подсчета казалось, что это было совсем недавно.
В свое время я прорешала кучи егэшных заданий, написала несколько сочинений. Их структура крайне стандартизирована на экзамене, в отличие от сочинений по литературе. Я наизусть знала варианты вступления к нему. Но, конечно, за годы учебы и работы забыла, как пишутся эти сочинения.
Сначала я не хотела вообще смотреть, как сейчас выглядит ЕГЭ по русскому языку, чтобы писать его без подготовки, с нуля. И первая часть с вопросами по орфографии, пунктуации и другими меня совсем не пугала, ведь я каждый день пишу и читаю тексты. А вот о сочинении я задумалась: его наверняка теперь пишут по-другому, поэтому вечером перед экзаменом решила посмотреть пару примеров. И действительно — структура немного поменялась, но я не буду вдаваться в подробности, вряд ли вас это интересует. Неуверенная в том, запомнила ли я, что нужно написать в сочинении, я закрыла вкладку браузера и легла спать.
Утром, решая, что надеть, я почему-то достала белую кофту: в голове эхом как будто из прошлой жизни (экзаменов-то давно не было) отдавалось, что на экзамен нужно в белом. Но быстро убрала ее и надела другое. К 13 часам я приехала в пятую гимназию. Всех участников ЕГЭ пригласили в один кабинет (нас было человек 20). Пока перед родителями выступала министр образования, я думала: что-то как-то пока не очень похоже на настоящий ЕГЭ. Кто-то сидит по двое, с собой сумки, телефоны. Совсем не та атмосфера. Но потом всех попросили оставить вещи и выйти из кабинета. С собой можно было только взять паспорт. В коридоре каждого просканировали, чтобы никто не пронес ничего лишнего в кабинет. После я уверенно пошла в аудиторию и хотела занять какую-нибудь парту, забыв о том, что за каждым сдающим экзамен записано конкретное место. И меня отправили в другой кабинет.
Мне досталось место на последней парте, появилось какое-то школьное чувство облегчения, хотя у меня и телефона с собой не было, и списать было бы неоткуда, да и незачем мне это. Пока учитель объясняла порядок проведения экзамена, все сидели молча. Нам зачитали инструкцию о том, что сейчас распечатают бланки и задания ответов, и минут пять листы появлялись из принтера. Я удивилась, ведь на мой экзамен их привозили откуда-то запечатанными в конверт и вскрывали только перед началом ЕГЭ.
Эти пять минут распечатывания показались утомительными и мне, и собравшимся родителям. Сначала все молчали, но потом кто-то начал разговаривать, шутить о том, что уже устал. Одна девушка сказала, что у нее всегда что-то не то с бланками: при заполнении в графе с фамилией она по ошибке указывает и имя, и фамилию. Атмосфера стала более расслабленной. Учителя тоже улыбались и говорили, что мы хотя бы можем смехом разрядить обстановку и справиться со стрессом, а у выпускников такой возможности нет. Я чувствовала себя непринужденно, но как только раздали задания и бланки ответов, вспомнила ощущения на ЕГЭ. Появились какое-то странное волнение и боязнь: а если мне не хватит времени, а если мне попадется сложная тема сочинения?
Тут надо сказать, что ЕГЭ для родителей короче, чем обычное. Выпускникам дается на экзамен 3,5 часа, за которые они должны решить 26 заданий и написать сочинение. У нас же было только семь вопросов и сочинение, а времени дали 45 минут.

Нас попросили проверить КИМы (контрольно-измерительные материалы, это листы с заданиями), родители тут же стали спрашивать, что это такое, куда нужно смотреть. Мы заполнили бланки (я уже старательно не выводила каждую букву и цифру, как в 2015 году).
Когда стартовал сам экзамен, я быстро решила семь заданий, хоть и сомневалась в двух своих ответах. Примерно такие же задания были и на моем экзамене. Ответы я сразу писала в бланк, а не в черновик. Раньше, я, конечно, так не делала и вообще по три раза перепроверяла в черновике свои ответы и только потом переписывала их в чистовик. Теперь осталось основное — прочитать текст и написать по нему сочинение. Почему-то было сложно сосредоточиться на тексте, поэтому пришлось его перечитать дважды. В нем автор размышлял о том, что такое творчество и кого можно назвать творческой личностью. Я написала два первых предложения сочинения в черновик, а потом, подумав, что не успею его переписать, наплевала и стала писать сразу в бланк. И, как оказалось, не зря, потому что времени мне хватило впритык. Хотя для вывода не помешало бы еще одно предложение, но придумать и написать я его не успела.
Пока я пыхтела над сочинением, некоторые потихоньку уходили с экзамена. Кто-то просто сказал после минут 15: «Я не стал писать сочинение» — и пошел сдаваться экзаменаторам. Этому примеру последовали и некоторые другие родители, но кое-кто всё же решил попробовать что-то написать. Почувствовала себя как в школе во время контрольной: «Как же так, почему он уже домой, а я еще пишу? Почему он так быстро?». Хоть я и знала ответ.
К концу экзамена людей в аудитории оставалось уже немного. В какой-то момент экзаменаторы пояснили, что ответы первой части в бланк нужно писать печатным шрифтом в соответствии с образцом. Одна из мам тут же немного испугалась: «А я письменными написала».
И вот время вышло. Мое сочинение забрали на проверку и обещали потом прислать результат, а задания и бланк с ответами на первую часть экзамена оставили мне и еще дали ответы, по которым можно сверить, правильно ли я решила эти задания. Еще дали сертификат за участие в акции «ЕГЭ для родителей».
Конечно, такой ЕГЭ — это не стопроцентное погружение в атмосферу экзамена, в его процесс. Это не то же самое, что настоящий экзамен. Однако он действительно позволяет родителям понять, как всё проходит, какие у ЕГЭ этапы, и узнать, что нужно сделать ребенку, на какие вопросы ответить, чтобы сдать его.
Согласны с автором?