«Не хватило 2 балла», «Представляешь, прошел!», «Поступила, правда не туда» — стрессовое лето для абитуриентов и их родителей закончилось, вузы опубликовали списки зачисленных, и среди них нет стобальницы Инны Алексеевой. Девушка-медалистка из Чайковского решила не поступать в этом году, потому что хочет поездить в вузы страны и выбрать университет осознанно. Как меняется подход к выбору высшего образования, почему все чаще студенты перепоступают и как отличница реагирует на слова «зачем тебе терять целый год» — об этом мы поговорили с самой Инной.
Самостоятельная активистка
Инна Алексеева из неполной семьи: мама воспитатель в детском доме, четверо детей, Инна средняя. Всегда самостоятельная, разумная, умеющая распределять время.
— В первом классе мама привела меня на линейку, и больше ко мне в класс не ходила. Мне хватало ее внимания, но мы никогда не обсуждали домашние задания и школьные дела. Я всегда стремилась учиться на отлично, хотя с отдельными предметами было тяжело. Зато легко стало в старших классах, потому что я накопила хорошую базу.
— Почему тебе важно хорошо учиться?
— Я первая отличница в семье: с медалью и красным аттестатом. Когда пришла в школу, там уже учились мои старшие брат и сестра. Они активисты, и меня сначала воспринимали как приложение к ним, а не отдельной личностью. Мне, конечно, это не нравилось. До 5 класса я просто хорошо училась, а потом меня сделали старостой, я участвовала в Олимпиадах и конкурсах. Уже пришло понимание, что хочу в престижный вуз, но все упиралось в деньги. Мама не могла оплачивать курсы подготовки к ЕГЭ, поэтому я решила зарабатывать на них самостоятельно. Вообще работаю с 14 лет.
— Кем можно работать в 14 лет?
— Наборщиком текстов. Платят мало, но мне хватало на любимую шоколадку с орехами и лимонную воду. Это была альтернатива карманным деньгам, у меня их не было, а покупать что-то вкусное хотелось. Потом меня перевели в рерайтеры, я переписывала курсовые и дипломные работы так, чтобы уникальность текста возрастала. Была сортировщиком посылок, работала онлайн в образовательном проекте младшим менеджером. А потом поучаствовала в конкурсе и выиграла миллион.
— Где школьнику выиграть миллион?
— Существуют разные интеллектуально-творческие конкурсы, я участвовала в «Большой перемене». Правда, когда я готовилась, одноклассники хихикали и всерьез никто не думал, что из этого что-то получится.
— Почему ты все-таки решила участвовать?
— Я видела возможности, которые могу для себя использовать в то время, как остальные сомневались. Мне хотелось развиваться и поступить в классный вуз. И если не вложить денег в подготовку к ЕГЭ, ничего не получится.
— Какое задание было в конкурсе с таким денежным призом?
— Это набор разных кейсов, которые нужно было решить и защитить командно и индивидуально. Я участвовала в конкурсе на патриотическую тему — задача была поднять уровень патриотизма среди молодого поколения. Я построила выступление на том, что в нашей стране формируется неправильное понимание истории и гражданской позиции. Я предложила идею ролика, который бы рассказывал о разном историческом развитии стран. Главная мысль — дать понять молодому поколению, что ценности в каждом государстве — разные. Западные ценности — не такой хороший инструмент для прогресса в России, как в США и наоборот. Как бы выглядела Россия, если бы у нас действовали другие ценности? Хотелось, чтобы молодые люди могли увидеть контекст, уникальность развития каждого государства.
ЕГЭ прошло не так, как хотелось
Инна решила поступать на юриспруденцию. Рассматривала специальности, связанные с уголовным судопроизводством или профессию цифрового юриста. Вступительных ЕГЭ три: русский язык, обществознание, история.
— На экзаменах все пошло не очень хорошо. Первым был русский и я долго писала сочинение, переносила ответы с черновика в бланк и уже не успевала хоть что-то проверить. Нервничала, потому что понимала, что русский язык — это именно тот экзамен, который приносит хорошие баллы. А перед экзаменом по истории я вообще заболела, накануне вечером у меня была температура 39. Конечно, приняла жаропонижающее, но на экзамене чувствовала себя слабо.
— Какие в итоге у тебя результаты экзаменов?
— История — 72, обществознание — 88, русский в итоге оказался с лучшим результатом — 100 баллов.
— Это хорошие результаты. 260 баллов.
— Я стала думать, что мне с ними делать, и тогда поняла, что у меня нет планов на вуз! Вообще. Я о нем не подумала. Да, с такими баллами я проходила во многие университеты в разных городах. В Казани, в Екатеринбурге… Зашла на сайты вузов Москвы, посмотрела, что туда тоже вполне возможно поступить, хотя раньше этот город казался мне недоступным, слишком дорогим и конкурентным. Пришла ясность, что я все это время готовилась к ЕГЭ и не задумывалась, а чего я на самом деле хочу? Подходы к юриспруденции отличаются. Условия в университетах — разные. Я даже наткнулась на специальный проект ПОВУЗАМ — это открытые экскурсии по университетам нашей страны. Можно приехать, походить по корпусам и общежитиям, задать вопросы преподавателям и студентам… И я так впечатлилась этой возможностью. Оказывается, кто-то уже так делает! А я, хоть и была в Москве несколько раз проездом, не видела тех самых университетов. Да, мой одиннадцатый класс закончился, ну и что? Я решила отложить поступление на год.
— Как отреагировала мама?
— Сначала очень плохо. Она говорила, что так не делают, что это будет потерянный год. Мы спорили, даже ругались. Но я стояла на своем. Это ведь моя жизнь и мое решение.
— Почему выбор вуза так важен, что это стоит целого года?
— Потому что это ближайшие четыре года моей жизни. Мне хочется качественных знаний, чтобы обучали проектной деятельности, менеджменту, чтобы можно было дополнительно изучать языки. Конечно, важен город и общежитие. Обо всем этом в интернете есть отзывы, но они очень противоречивы, а я хочу сама побывать в вузе, прочувствовать атмосферу места и принять решение.
— Ты будешь пересдавать ЕГЭ?
— Результаты ЕГЭ доступны 4 года. Я еще раз сдам историю и обществознание, если не будет улучшений — оставлю баллы этого года. Я буду повторять материал, а не готовиться заново. Планирую изучать английский, займусь танцами, как давно хотела. Обязательно обращусь к услугам профориентационного консультанта. Это интересно! И работать тоже буду: меня приняли в онлайн школу, там буду проверять домашние задания по русскому языку у абитуриентов.
Я точно знаю, что это будет не потерянный год, а год самоопределения. Прошла напряженная неделя, прежде чем мама приняла мой план и согласилась с ним. И сказала не сквозь зубы: «твоя жизнь, делай что хочешь», а искренне.
— Как ты реагируешь на высказывания других людей о том, что надо пользоваться шансом, пока он есть?
— У нас маленький город, слухи распространяются очень быстро. Но также быстро исчезают. Да, предрассудки есть, но в целом — многие мои знакомые перепоступают через год учебы в вузе, который им не понравился. Или выбирают другую специальность. Это же будущее. Оно может быть разным. И у меня есть любимая фраза: любой результат — это количество попыток. Я сделаю вторую.
Что будет дальше?
— Какой вуз в приоритете сейчас?
— Высшая школа экономики в Москве, но не только она. Скорее, в приоритете город. Я планирую побывать на экскурсиях во многих университетах столицы.
— Каким специалистом ты хочешь стать?
— Стать справедливым, разносторонним специалистом. Максимально знать все по своей сфере, и быть полезной в разных смежных отраслях. Сейчас рассматриваю специальность цифрового юриста, потому что эта профессия на стыке аналитики и гуманитарных знаний, а мне как раз интересно и то, и то.
— Что ты поняла про ЕГЭ благодаря своему опыту?
— Успех на экзамене на 80 процентов зависит от вашей подготовки, на 20 процентов — от удачи. И ЕГЭ не надо бояться.