10 апреля пятница
СЕЙЧАС +8°С

59.ru запускает серию материалов, в которых мы будем рассказывать о том, как устроены пермские школы. В каких кабинетах учатся дети, какие технологии используют, какие проекты создают и как изменится школа в будущем.

Начать мы решили с «Точки» на бульваре Гагарина, 75а – одного из самых ярких учебных заведений города. Это единственная общеобразовательная школа в России, где помимо основных предметов ведётся профильное обучение по направлению «Дизайн». Здесь ребята делают дизайн-проекты, посещают открытые лекции и мастер-классы, знакомятся с экспертами Перми и России, участвуют в конкурсах и выставках.

Школа №43 стала «Точкой» в 2013 году, когда администрация Перми запустила проект «Уникальные школы»

Заявление на прием в первый класс в «Точку» подают в основном родители детей из Мотовилихинского района, но с 1 июля по 5 сентября на свободные места смогут подать заявления те, кто живет в других районах города.

«Точку» видно издалека

В феврале в школе прошли защиты дизайн-проектов – работ, которые выпускники школы выполняют под руководством практикующих дизайнеров в течение полугода. С этого мероприятия мы и начинаем знакомство с «Точкой».

Школьники защищают дизайн-проекты, которые они разрабатывают по заказам реальных организаций вместе с профессиональными дизайнерами

На выпускницу школы Данату Абдулову в ожидании смотрят десять опытных дизайнеров. Через несколько минут они будут оценивать ее дизайн-проект. Девушка полгода работала над заданием от Объединения муниципальных библиотек Перми. Всего школа по этому заказу разрабатывает три варианта фирменного стиля. Если будет одобрен проект Данаты, придуманный ею логотип появится на вывесках, афишах, документах нескольких десятков библиотек города.

Даната Абдулова представляет проект для Объединения муниципальных библиотек. Это один из трех вариантов фирменного стиля, разработанных по заказу

Даната защищается первая, потому немного волнуется. В ее руке – интерактивная указка. За спиной – большой экран с презентацией фирменного стиля. На первом слайде появляется бирюзовый силуэт книги.

– Я начала работу с создания знака. Главная ассоциация с библиотекой – книга. Ее и взяла в качестве образа для логотипа. Вскоре поняла – под определенным ракурсом книга напоминает кавычки-елочки. Они стали вторым символом в проекте, – говорит Даната.

Даната взяла в качестве главного символа книгу и преобразовала ее. Как именно, видно на фото. Начальный вариант – картинка слева вверху

Школьница предлагает использовать кавычки для создания сувенирной продукции и в рекламе. Оформлять в них цитаты известных писателей и поэтов и размещать на футболках, плакатах, в стрит-арт-работах.

Школьница адаптировала фирменный стиль для футболок и стрит-арт-работ

Если проект Данаты будет одобрен, ее логотип появится на вывесках, афишах, документах нескольких десятков библиотек города

Следом за Данатой на защиту выходит Ирина Балобанова, разработавшая фирменный стиль для центра студенческого искусства Пермского государственного медицинского университета «неМХАТ». Школьница побывала на одном из представлений театра, после чего, говорит, и придумала свою концепцию.

– Я много размышляла над спектаклем и поняла, что у каждого человека есть своя жизненная линия. Линии жизни ребят из «неМХАТа» делятся на медицину и театр – получается пунктир. На нем строится вся моя работа.

Ирина Балобанова разработала фирменный стиль для центра студенческого искусства «неМХАТ»

У Ирины получился очень простой «пунктирный» логотип-название центра студенческого искусства. Его просто рисовать, просто воспроизводить на футболках. Школьница предлагает наносить его на ткань с помощью ниток или степлером.

Логотип центра получился простой «пунктирный». Его легко размещать на футболках

Также просто создавать значки в фирменном стиле

Ирина разработала и дизайн билетов – они выглядят как узкие черные полосы и напоминают линии пунктира. Их можно сворачивать в браслет.

– Любимая часть работы – это блокнот. На нем я вырезала логотип. Возвращаясь к концепции о том, что у каждого человека своя линия жизни: владелец блокнота может вложить свой смысл в эти прозрачные буквы, направив их, например, на море, на здание института, на небо. Такая игра, – говорит Ирина.

Билет выглядит как узкая черная полоска. Его можно сворачивать в виде браслета и закреплять степлером

На блокноте вырезан логотип. Его можно «наполнить» любым смыслом

Члены комиссии, которые оценивают проекты, – это известные пермские дизайнеры – Дмитрий Меркушев, Петр Стабровский, Леонид Лемехов, Донат Плетухов, дизайнеры студии «Кама» Александра Бубнова и Игорь Рябов, дизайнер студии «Левел» Георгий Коняев и другие. Они дают рекомендации школьникам, советуют, что именно нужно исправить, но последнее слово – за заказчиками.

В комиссию входят ведущие дизайнеры города

Выпускники «Точки» работают над дизайн-проектами, многие из них выполняются по реальным заказам. Ребята разрабатывают логотип, фирменный стиль, афиши, каталоги. Кроме того, они создают яркие архитектурные проекты, рассказывают о своих идеях по изменению городского пространства. Выпускница школы дизайна Валерия Мальцева (сейчас – студентка УрГАХУ), например, в одиннадцатом классе создала макет исторического причала в Перми.

– Набережная – особое место для горожан. Люди часто гуляют там, и хочется, чтобы им было комфортно. В своем проекте я решила сделать причал динамичнее и удобнее. «Скелет» сохранила, но добавила несколько объемных конструкций. Например, арки, подсвечивающиеся по вечерам, киоск с удлиненной озелененной крышей, выдвижной мост, – рассказала 59.ru Лера.

В макете Леры и ее руководителя Дмитрия Меркушева первоначальный каркас причала не изменен, но к нему добавлены несколько конструкций. Так, при входе на мосту поставлены две арки с освещением. На первом этаже расположена площадка с выдвижным мостом – удобно для рыбаков. На втором этаже – киоск с продленной озелененной крышей. Вход и выход на борт обустроены выдвижной дверью-экраном, на котором также можно показывать фильмы

Дизайн-образование в «Точке» дети начинают получать с пятого класса – проходят пробы по разным дизайн-направлениям. А с седьмого класса приступают к проектам, выбирая направление дизайна – от ковки и лоскутного шитья до анимации и создания сайтов. Курсы длятся по полгода, и ведут их опытные художники, мастера, дизайнеры, которых выбирает экспертный совет. Получается, ребята к одиннадцатому классу осваивают и общеобразовательную программу, и все дизайн-дисциплины.

Раз в полгода дети выбирают дизайн-направления и делятся на группы – по 10 человек. В конце курса они сдают экзамен – дизайн-проект

Для школьников создали уникальную среду с необычными учебными пространствами и инфраструктурой, а также закупили специальное оборудование. Сделали, к примеру, студию мультимедиа, где проходят занятия по 3D-моделированию, компьютерной графике, созданию веб-сайтов, робототехнике. У каждого ученика есть свое рабочее место, свой компьютер.

Несколько кабинетов оборудованы по последнему слову техники. Некоторые классы – мобильные. Их можно перемещать в другие кабинеты, в коридор или на улицу

В распоряжении юных дизайнеров – 3D-презентер для демонстрации проектов в лекционных залах, а также для видеосеансов. Его используют и для того, чтобы показывать ученикам начальной школы объемные фильмы.

Это 3D-принтер. С его помощью школьники печатают детали для дизайн-проектов.

Детали для своих проектов школьники печатают на 3D-принтере в студии мультимедиа. Афиши, визитки, плакаты, открытки – в небольшой типографии на третьем этаже.

Все свои работы – афиши, открытки, плакаты – ребята печатают в небольшой типографии, которая располагается в кабинете на третьем этаже школы

В школе есть арт-студия, где занимаются живописью, фотостудия, мастерская макетирования и прототипирования, в которой ученики работают на настоящих станках.

В школе есть оборудованная фотостудия. В ней ребята занимаются по одному из дизайн-курсов

 Арт-студию днем используют для занятий по живописи, а по вечерам там работает арт-лаборатория

В выставочном зале размещают лучшие работы – результаты дизайн-проектов, над которыми в течение полугода трудятся ребята.

В выставочном зале размещают лучшие работы школьников. Так, один из учеников разработал упаковку для соли.

Даже стандартные для школы пространства в «Точке» оформлены необычно. Библиотека, например, находится на втором этаже в холле и огорожена прозрачными стенами. Напоминает больше не библиотеку, а коворкинг. Руководство учебного заведения планирует закупить для этой зоны компьютеры и принтеры, чтобы ребята могли и искать здесь информацию, и писать, и печатать.

Библиотека находится в коридоре и огорожена стеклянными стенами. В ней ребята могут готовиться к урокам и отдыхать

– Дизайн-образование – это в первую очередь инструмент развития мышления. Дети, которые учатся в «Точке», – более творческие, сильные, креативные, раскрепощенные, зоркие. Они особенные – умеют генерировать идеи, мыслят образами и быстро осваивают современные технологии, – рассказывает Ирина Кузьмина, заместитель директор школы. – Потому мы и стараемся создать для них особенное пространство.

В «Точке» два типа раздевалок - открытые (для младших школьников) и закрытые (для старших).

Работники школы говорят, что мечтают о новом здании, которые будет сделано не по типовому проекту, а по проекту, разработанному специально под концепцию «Точки». В таком случае все пространство учебного заведения будет «дизайнерским». В ближайших планах – реконструкция столовой и строительство нового стадиона.

Здание школы типовое, в нем много обычных классов, но некоторые кабинеты адаптированы под дизайн-программы. В ближайшее время в учебном заведении планируют адаптировать еще несколько кабинетов.

В хореографическом классе школы занимаются две танцевальные студии

Историческая справка

Школа №43 приняла первых учеников в 1964 году. В 1990-м ей был присвоен статус «Школа – комплекс эстетического воспитания», а в 1995-м – статус «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла».

В 2013 году школа начала работать как «Школа дизайна "Точка"» в рамках городского проекта департамента образования администрации Перми «Уникальные школы».

А это 3D-принтеры, которыми пользуются ученики школы.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!